Дентикопрови 30a-brest.by домаa-brest.by квартирыМахновича, 37

ГлавнаяБлоги
Блоги
Лучше быть хорошим человеком, «ругающимся матом»...Фотовыставка "Активное родительство"
Проект "Активное родительство" к Дню матери открывает семейную фотовыставку.

В программе живая музыка, подведение итогов работы проекта, зона для нетворкинга и нетворкинг-спот, голосование за фотографию для рекламного плаката. Для деток будет работать аниматор в образе пирата.

Фотовыставка "Активное родительство"
Чемпионат мира по вредным привычкамПроверка на вшивость (часть первая)
Есть в народе такое расхожее выражение: "Проверить на вшивость", меткое, надо заметить, короткое, но ёмкое! И в нашем случае очень подходящее в качестве определения ситуации!

Суть дела:

Как то без особой помпы, шума разного рода СМИ,обычно более похожего на судорожные вопли, скупых но решительно-строгих отчётов Мундирной публики, произошло вроде бы незначительное событие:

Прекращено уголовное дело в отношении М.Мазько и Ко ,ровно через пол-года после возбуждения и... визита в Брест Главного Следственного начальника Республики,что конечно простое совпадение.
Проверка на вшивость (часть первая)

А ведь как всё начиналось,- помните, как всё ЭТО подавалось и под каким соусом, какие силы были задействованы, как захватывали "фигурантов" и "возможных причастных": наручники, обыски, заключение под стражу...какое "информационное обеспечение" в освещении этой темы было! Некоторые мерзавцы уже объявляли ( в виде версий!) М.Мазько и "предположительным террористом" и намекали на "украинский след"...

Что вышло в результате,-ПШИК... причём, как выяснилось, наши бравые "охранители", те самые, которым потребовалось аж пол-года для выяснения причастности "фигурантов", проведения сложнейших экспертиз, сбора, как это у НИХ называется,-"Доказательной базы"...элементарно, как бы это поприличнее сказать...,- Испачкались!

Вспомним недавние реляции и интервью с сотрудниками Государственного комитета судебных экспертиз, как они и стреляют без промаха и строевая подготовка у них на высоте, как по лучу лазера определяют откуда пуля вылетела и с чьего волоса сбила пыль. Ну вот всё могут, не спрятаться-не скрыться...

А тут что получается...,-ребята элементарно не нашли "чьи в лесу шишки", не смогли определить злоумышленника:чьи же патроны лежали в автомобиле и как они туда попали?

И ,вполне возможно, (я в этом уверен на все 100!) мы вскоре услышим, так "тихэнько-тихэнько": "Уголовное дело прекращено в связи с невозможностью установить..."

И ЭТО профессионалы, это те, кому мы обязаны доверять как независимым, объективным и знающим своё дело?Не смогли найти, крупно облажались,получается!
Кто-то ответит за нераскрытое дело...? Хотелось бы знать: КТО и КАК?!Вы же вроде как работаете за наши деньги...,а выкидывать их на ветер не в моих правилах!
Хотя есть и другой расклад: открывается новое Уголовное Дело по факту( ведь факт был, он зафиксирован и даже растиражирован в СМИ!) и начинается расследование в отношении уже "Неустановленного круга лиц".

Проверяются все: сотрудники ГАИ( биллинг их телефонов за последние сутки) стоявших в тот день на дороге, определяется круг лиц находившихся на месте стоянки (ночной) автомобиля... опять же,- по телефонам локацию и находящегося там определить-плёвое дело, проверяются все камеры и находятся кадры с этим авто, определяется биологический материал, ДНК, короче как говорил "Лёлик": Опись, протокол, отпечатки пальцев...".

Пару недель максимум и всё становится ясным... Закрывать дело или "закрывать" фигурантов.
Работают всё же профессионалы и не нам, сирым их учить...

Как считаете, читатель,- это фантастика или я ошибаюсь насчёт Профессионалов?

А может дело не в этом и я подвергаю сомнению (публично и облыжно!) знания, способности и честность тех, кто "стоит на страже", кто и сам был не рад, но вынужден был ждать "решения наверху"? Тогда на каком таком "верху",если у нас ,вроде как ,"Верховенство Закона".

Ответ мы точно не услышим. И вот это-самое мерзкое!

И могу дать гарантию,что данным случаем такая практика не закончится, несмотря на все "грозные предупреждения Президента"!!!

Хотя, ребята, вас то понять можно,- вы люди подневольные( хотя кто вас силком ТУДА тащил-непонятно!), есть дисциплина, субординация, инструкции-циркуляры, вы вынуждены были искать то чего нет...в смысле предъявленных поначалу обвинений М.Мазько и Ко. Многие знали это изначально... ну не притворяйтесь, что те, кто останавливал авто, выполняли "рутинную проверку на дорогах" и останвили авто М.Мазько случайно...просто так совпало..., что мигом "прилетевшая" компания "всех и вся" в "погонах и штатском" не была наготове...что "попутно" задерживая, показательно,можно сказать,-театрально,людей (ту же Фесикову) ,которые ни сном ни духом к патронам, всего лишь "выполнение порядка(регламента) задержания подозреваемых лиц".

Тут уж по Станиславскому: НЕ ВЕРЮ! Весь этот показательный "спектакль" выглядит так же дёшево, как и те сценаристы, которые его задумали!

Но их имена мы точно никогда не узнаем, так что аплодировать некому!!!

Я, не являясь сторонником "Теории Заговора", могу насчёт некоторых и ошибаться, кто-то действительно был не в курсе: вызвали, отработал своё и забыл. Ведь служба в подобных профессиях предполагает и стойкий цинизм и такую же стойкую "забывчивость". И всё было сделано чётко в соотвествии с Законом, тут не придраться, не подкопаться...

А как по Совести...?!
Лучше быть хорошим человеком, «ругающимся матом»...Малышковое плавание
Ты можешь стать частью и причиной того, что в Бресте появится центр для раннего плавания с детьми от 1 месяца.

Всё что тебе нужно- это отдать свой голос в народном голосовании за проект "Малышковое плавание".

С 3 октября до 21.00 8 октября 2019 года. Не откладывай на последний день. Здесь как в развитии ребёнка, очень важно всё делать вовремя.

Отправь sms с текстом 2207 на номер 7755. Стоимость 1-1.4руб. в зависимости от оператора.

Ольга, твой инструктор по малышковому плаванию

https://www.instagram.com/p/B292aT1IhAQ/?igshid=1kriqgzo7c6vr

Малышковое плавание
На разные темы...Подробности "продажи" Березовского сыродельного комбината
В разных источниках появляются подробности так называемой "покупки" Cавушкиным Березовского сыродельного комбината. Хочу поделиться с читателями, чтобы ни у кого больше не осталось иллюзий. Актив из «стратегической» для белорусских властей молочной отрасли . Ни в каких списках и планах приватизации предприятие не значилось, никаких аукционов и конкурсов по нему не проводилось. БСК входило до момента продажи в десятку крупнейших предприятий отрасли и в тройку наиболее рентабельных и прибыльных. Обращаю Ваше внимание на этот факт. Далее самое интересное. Опять цитата: " остался не выясненным еще один важный вопрос. Где Бресткий облисполком взял пакет акций в 62,68% уставного фонда , который достался «Савушкину»?
Подробности "продажи" Березовского сыродельного комбината

Согласно финансовой отчетности БСК за три последних года ( ЕПФР + сайт предприятия) доля государства в уставном фонде составляла 22,69 % ( 139 806 шт). Не 40,6%, не 62,68%, которые были проданы «Савушкину», а 22,69%. Кому тут верить ? БСК три года косячил с отчетностью ? Брестский исполком где-то набрался этих акций ? Повторюсь, по всем видам отчетности за последние три года, доля государства составляла 22,69%, а Савушкин умудрился купить уже 62,68% акций! И наконец цена вопроса. Стратегический и один из самых прибыльных активов отошел покупателю за символическую цену : по величине собственного капитала (около 220 руб за акцию). Общая сумма сделки — 86,3 млн руб, т.е. примерно за 40 млн.$. Напомню, для сравнения сотовая компания БЭСТ, предшественница нынешнего Лайфа, у которой не было ничего, кроме лицензии, нескольких серверов и базовых станций была продана за 500млн.$. Кто хочет узнать больше подробностей, даю ссылку: https://belinvest.by/events-kompanij/savushkin-nasytilsja-privatizacija-pa-chjesnamu/
От себя еще добавлю, что после таких событий в нормальной стране были бы уже как минимум возбуждены уголовные дела, но не у нас... Молчат госСМИ, интересно, депутаты областные что думают, прокуроры и госконтроли...
Uladzimir Rybak +11 979 4 комментария
На разные темы...Забудьте Березовское молоко и кефир...
Не могу успокоиться, сегодня в очередной раз, в магазине "Горячий хлеб" услышал эту фразу. До этого тоже самое услышал в плодоовощторговской "Ягодке". Сразу не придал этому значения. Думал, не может такого быть, возможно, что ошибаются продавцы, не знают всего. А причина в том, что в результате сомнительного поглощения "Савушкиным" Березовского комбината, на последнем остановили, и скорее всего, навсегда производство популярных видов молочной продукции.
Забудьте Березовское молоко и кефир...

О юридической стороне этого поглощения можно написать и уже написано достаточно много. Отсылаю желающих, например на сайт Belinvest.by, где достаточно много по этому поводу написано. В нормальной стране такого просто не может быть.

Меня это больше всего волнует, как потребителя молочной продукции. Не секрет, Березовская молочка была одной из самых популярных в области. Наверное, это одно из единственных предприятий, где не проводили манипуляций с весом и жирностью конечного продукта. Не много еще осталось таких производителей, у которых молоко и кефир были ровно по 1 или 0,5 литра. А молока и кефира с нормальной жирностью 3,6% я уже в Бресте и не вспомню. Только эту продукцию старался покупать. Уверен, наверное 9 из10 покупателей молочки предпочли бы Березовскую продукцию продукции "Савушкина". И вот всех нас лишили выбора, просто возмутительно! И все власти молчат, как будто так и надо.

А тем временем, например в Ивацевичи, уже вместо Березы возят молочку из Волковысска. Естественно, она совсем другая и по более высокой цене. А нам, брестчанам, навязывают всеми способами "Савушкина", с его кефиром максимальной жирностью 3,2% в 900гр. бутылке. Интересно, долго ли еще продержится "Брестской мороженное" ? По слухам, оно уже следующее...
Uladzimir Rybak +33 31152 4 комментария
Просто трепОчередь
Болею.

Вирус, собака, напал в самый неподходящий момент. Сбегал в поликлинику - дали кучу рецептов. Один рецепт не понравился, попросил заменить. Завели к заведующей: написал отказ от антибиотиков. Другого рецепта не дали – заведующая спросила(!!!) по какой схеме обычно лечусь. Список трав ее устроил и на рецепты, выписанные на листках откатных лекарств, дружно забили. Осталось только самая малость - сдать анализы.

Очередь

из свободных источников

Утро. В очереди на сдачу крови удивительно мало людей, настолько мало, что свободных табуреток значительно больше чем занятых. По три человека на круг очередь дружно забегает к столикам. Подошла и моя очередь. Выхожу с дыркой в пальце и ваткой с запахом «явно не ОН». В коридоре осталось три человека: бабушка и два мужчины. И тут появилось оно – ЧУДО!

Девушка, лет 23-25, рост 176-180, абсолютно плоская, как говориться «ни сиськи ни… других выдающихся частей тела».
Ее вопрос меня поверг в состояние явной заинтересованности:
«Кто последний по беременности?»
Я с уважением посмотрел на бабушку – неужели?
С ужасом на мужиков – да ну?
Вот кто из этих троих был в очереди по беременности? Анализ ситуации показался комичным. Но уже через секунду понял, что это наезд в стиле «я главная», вон и листок на двери приколот «БЕРЕМЕННЫМ ВНЕ ОЧЕРЕДИ». И солидный ломоть неуважения к этой бабушке, которая уже своих родила, внуков воспитала и ждет правнуков. Она пропустит «БЕРЕМЕННУЮ ВНУЧКУ».
Абсурдность ситуации в том, что приди наше чудо на 30 секунд позже, спрашивать было бы не у кого…
И вот одна мысль не дает покоя, может выдавать сразу по беременности ленту, такую как у выпускников – через плечо, чтобы беременных везде замечали и делали скидку на гормональные сбои, а то получается, как в анекдоте:

- Мужчина, уступите место беременной женщине!
- Конечно, присаживайтесь, по Вас не видно, что Вы беременны…
- Так срок ранний – 15 минут еще не прошло…

КАК-ТО ТАК!!!
Ищу необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенномЗабытый взрыв
14 сентября 1954 года, 65 лет назад на Тоцком полигоне в Оренбургской области были проведены масштабные военные учения с применением атомной бомбы. Задача учений заключалась в отработке возможностей прорыва обороны противника с использованием ядерного оружия. Тоцкий полигон был выбран в связи с тем, что рельеф местности там напоминает типичный рельеф Западной Европы — как считалось, наиболее вероятного места начала Третьей мировой войны.

Забытый взрыв


Войсковые учения в Тоцке получили название «Снежок». Их руководство было поручено маршалу Георгию Жукову.

Взрыв атомной бомбы мощностью около 40 кт был осуществлен в 9 часов 33 минуты московского времени. Бомба была сброшена с высоты 8 км. Взрыв произошел, когда бомба находилась в 350 м от земли. Мощность взрыва вдвое превышала мощность бомб, сброшенных на японские города Хиросиму и Нагасаки.

Сразу после взрыва через зону поражения были проведены войска. В то время основным поражающим фактором атомного взрыва командование считало ударную волну. Солдаты же и офицеры в натурных условиях испытали на себе поражающее действие другого – радиационного – фактора атомного взрыва.

В учениях приняли участие сорок пять тысяч военнослужащих: тридцать девять тысяч солдат, сержантов и старшин и шесть тысяч офицеров, 600 танков и самоходно-артиллерийских установок, 320 самолетов, 500 орудий и минометов, 600 бронетранспортеров и шесть тысяч тягачей и автомобилей.

Забытый взрыв


Через два дня — 17 сентября 1954 года — в газете «Правда» было напечатано сообщение ТАСС: «В соответствии с планом научно-исследовательских и экспериментальных работ в последние дни в Советском Союзе было проведено испытание одного из видов атомного оружия. Целью испытания было изучение действия атомного взрыва. При испытании получены ценные результаты, которые помогут советским ученым и инженерам успешно решить задачи по защите от атомного нападения». В сообщении шла речь об испытаниях, проведенных на Тоцком полигоне 14 сентября 1954 года.

На результаты этих учений был наложен гриф «совершенно секретно». Умирая от ранних инфарктов, инсультов и рака, участники Тоцких испытаний даже лечащим врачам не могли рассказать о своем облучении. Немногим удалось дожить до сегодняшнего дня.

В начале 1990-х годов ученые Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Оренбурга опубликовали «Экологогенетический анализ отдаленных последствий Тоцкого ядерного взрыва». Приведенные в нем данные подтвердили, что радиационному воздействию в разной степени подверглись жители семи районов Оренбуржья. У них наблюдался прогрессивный рост онкологических заболеваний.

В 1994 году на Тоцком полигоне в эпицентре взрыва установили памятный знак – стелу с колоколами, звонящими по всем пострадавшим от радиации.

Памятный знак «В честь и во славу участников создания ядерного щита Советского Союза» был установлен в Бресте напротив гарнизонного кладбища 12 сентября 2004 г. накануне 50-летней годовщины учений на Тоцком полигоне.

Забытый взрыв


Позади памятника — два щита. На одном записаны спонсоры установки монумента, а на другом: «14 сентября 1954 на Тоцком полигоне Оренбуржья проведено единственное в истории Вооруженных Сил СССР экспериментальное войсковое учение с применением ядерного оружия. Основу группировки войск составлял Брестский гарнизон в составе соединений и частей 128 стрелкового корпуса. В 1961-90 гг. в лесах Брестчины несла боевое дежурство 31-я ракетная дивизия стратегического назначения». Вчера исполнилось 65 лет со дня тех событий. В средствах массовой информации пока нет никакой информации о траурном или памятном мероприятии, связанным с этой датой. Возможно, его и не было.
Иван Чайчиц +14 2605 2 комментария
Просто трепБрест 1000 Истоки...
Успев вскочить в последний вагон цены по стоимости в 32 рубля и доплатив за комиссию еще 2, я наконец получил на руки заветный экземпляр «Брест 1000. Истоки, судьба, наследие».
Брест 1000 Истоки...

Вздохи о красоте быстро улетучились, а запах типографской краски проедая легкие остался. Противный запах, аж голова разболелась – пришлось книгу на несколько дней отселить на балкон для выветривания. И это приходиться делать эпизодно – читать книгу долго из-за этого запаха просто не возможно.

«Отверждаемые ультрафиолетом типографские краски имеют в качестве основы акрилаты и не содержат носителя. Они не нуждаются в отверждении/сушке. Эти краски имеют тенденцию представлять собой просто комплекс из смолы и пигмента. Акрилаты являются потенциальными сенсибилизаторами кожи и дыхательных путей.» из открытых источников…

Наверно на это и рассчитывали издатели сего фолианта, ибо ничего нового в нем я пока не обнаружил. Явно не определившись в названии города в тексте пару раз проскочило «Б.» - по тексту это Берестье-Брест. А сокращать названия миллениум-города это муветон.

Наличие английского варианта текста, придав книге мнимую мировую известность, украло в книге %20. А вот фрагменты карт и планов повергли в полный ступор. Для более детального изучения карты 1631 года ВКЛ, я взял пятикратное увеличительное стекло и карта поплыла. Оказалось с увеличением качество изображения начинает резко падать. Надписи теряют четкость. Я нашел причину сего феномена - все листы книги покрыты разноцветными точками. Эти точки есть и на картах, на портретах, схемах – везде даже в межстрочных интервалах текста.

Что я нашел там нового:
- Берестье было построено на слиянии трех рек Мухавец, Струга и Угринка;
- Луцк это рядом с Брестом:
- гравюра осады Бреста шведами черно-белая;
- в книге есть 3Д графика (но пока не нашел).

Осталась современная история – книга опять на балконе - может и там чего найду (не на балконе!!!)… Книга на троечку, а с запахами красок и лаков с большим минусом по 10 бальной шкале - популярное чтиво с претензией на историю - книга с качеством недорогого глянцевого журнала, с картинками - аля газета!!!

Кстати, на последней печатной странице стоит от метка 16+ (детям до 16 не рекомендуется, наверное из-за состава краски)...

КАК-ТО ТАК…
O`le$hka Дудик +31 1157 28 комментариев
Ищу необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенномБрестская крепость на снимках 50-х годов
В послевоенное время на территории Брестской крепости были расквартированы различные воинские части. До 1956 года военные дислоцировались практически на всей территории крепости. Некоторые из них поменяли прописку уже после того как было принято решение о создании на территории крепости не только военного музея, но и полноценного учреждения. Спустя годы территория цитадели превратилась в мемориальную зону.

Сегодня мы имеем возможность увидеть интересные снимки Брестской крепости, сделанные в конце 50-х годов минувшего столетия. Все они публикуются впервые. Снимки любезно предоставил замечательный фотограф и коллекционер старых негативов Сергей Лескеть. Долгое время эти негативы хранились в семье Ивана Михайловича Долгина. В целях сохранения и популяризации истории архив Ивана Долгина был передан его дочерью Сергею.

Этим снимкам уже более 70 лет. До открытия мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» (открыт 25 сентября 1971 года) оставалось еще более 10 лет.

Брестская крепость на снимках 50-х годов

Брестская крепость на снимках 50-х годов

Брестская крепость на снимках 50-х годов

Брестская крепость на снимках 50-х годов

Александровские (Северные) ворота.
Фото: Иван Долгин/представлено Сергеем Лескеть


Брестская крепость на снимках 50-х годов

Брестская крепость на снимках 50-х годов

Госпитальные (Холмские) ворота
Фото: Иван Долгин/представлено Сергеем Лескеть


Брестская крепость на снимках 50-х годов

Тереспольские ворота
Фото: Иван Долгин/представлено Сергеем Лескеть


Брестская крепость на снимках 50-х годов

Вид на реку Западный Буг
Фото: Иван Долгин/представлено Сергеем Лескеть


Брестская крепость на снимках 50-х годов

Брестская крепость на снимках 50-х годов

Внутренний двор цитадели
Фото: Иван Долгин/представлено Сергеем Лескеть


Брестская крепость на снимках 50-х годов

Брестская крепость на снимках 50-х годов

У стен гарнизонного клуба
Фото: Иван Долгин/представлено Сергеем Лескеть


Брестская крепость на снимках 50-х годов

Брестская крепость на снимках 50-х годов

Скульптура солдата с непокрытой головой на цитадели
Фото: Иван Долгин/представлено Сергеем Лескеть


Брестская крепость на снимках 50-х годов

Брестская крепость на снимках 50-х годов

Брестская крепость на снимках 50-х годов

Брестская крепость на снимках 50-х годов

Брестская крепость на снимках 50-х годов

Руины взорванного бетонного погреба на излучине правого рукава р. Мухавец (Кобринское укрепление)
Фото: Иван Долгин/представлено Сергеем Лескеть


Брестская крепость на снимках 50-х годов

Гипсовая скульптура советского солдата на территории Брестской крепости
Фото: Иван Долгин/представлено Сергеем Лескеть


Сердечная благодарность за помощь при подготовке материала Сергею Лескеть и Владимиру Садовскому.
Иван Чайчиц +10 7653 Нет комментариев
Ищу необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенномСимфония еврейского древа Брестчины
Книга «Симфония еврейского древа Брестчины» сложилась из очерков об уроженцах нашего региона, публиковавшихся в газете «Брестский курьер» на протяжении ряда лет. Некоторые из этих имен были уже ранее широко известны, но немало героев этих очерков были впервые выведены из исторической тени в круг интересов нынешних читателей. Автор всех этих публикаций Владимир Глазов стремился избежать сухой фактографичности в изложении судеб наших земляков. И ему это вполне успешно удалось.

Симфония еврейского древа Брестчины


Небольшой фрагмент из предуведомления: «Жизнь человеческая измеряется не тысячелетиями и веками, а годами, днями, минутами прощаний и секундами озарений. Человеку приходится жить и выживать в определенных исторических условиях. Годы тяжелого труда – «в поте лица будешь добывать хлеб свой», дни вдохновения и отдохновения, минуты скорби и радости. Герои настоящих очерков оказывались на вершине успеха и познавали бездны трагедии и отчаянья. Связанные местом рождения, его духом, они, в конце концов, оказались там, где они оказались – в разных странах и на разных континентах. Умение жить в ладу с собственной судьбой и идти наперекор обстоятельствам – вот что объединяет героев данных очерков».

Симфония еврейского древа Брестчины


Очерк из только что вышедшей книги выставленный автором на своей страничке в Facebook.

Ян Лебенштейн

Бытие и гротеск польского художника из Бреста над Бугом


На первый взгляд его жизнь сложилась счастливо. С первых шагов в искусстве его ожидали признание и награды на выставках. И по возрасту, и ментально он принадлежал поколению «оттепели» и большую часть жизни провел в столице мира – Париже. В то же время он предпочитал работу в мастерской общению с людьми, не любил говорить о себе. Не создавал вокруг себя, как сейчас говорят, медийное пространство. Показательно, что фильм, посвященный его творчеству, называется «Дневник отшельника».
Зима еще только в начале, а уже хочется оттепели. Во всех смыслах – погодном, политическом… Мне уже внутреннего холода хватает, как любит повторять мой давний друг. Не знаю, оттаивание ли душ человеческих вызывает таяние политических снегов и льдов или наоборот, но тепло нам всем сейчас жизненно необходимо. Иначе зима может оказаться куда более долгой, чем календарная.

Я склонен думать, что все-таки первое влияет на второе. От тепла человеческого сердца зависят и политические решения и отношения в обществе. При всем при том, оптимизма не испытываю. И все же…

Сегодняшний герой «Фамильного древа» принадлежал поколению, пережившему Вторую мировую, фашизм и сталинизм, не утратив, может быть, самого главного – чувства собственного достоинства, о котором говорил Булат Окуджава. Поколению, ответившему на вопрос Адорно: «Возможна ли поэзия после Освенцима?» – утвердительно. Поколению, сказавшему новое слово в литературе, философии, музыке и искусстве. У нас это поколение принято называть «шестидесятниками». К этому поколению принадлежали и другие герои нашей рубрики, оставившие большой след в польском искусстве, уроженцы нашего города – балетный танцор Войцех Веселовский, кинооператор Ежи Липман.

Нобелевский лауреат Чеслав Милош в стихотворении «Родословная», посвященному Яну Лебенштейну, сказал: «Наверно, много общего у нас, у нас, которые росли в городах Барокко…» При всей разнице между Брестом Лебенштейна и Вильно, в котором вырос Милош, у них действительно было много общего.

Родиться в Бресте

Судя по картинам, выложенным в интернете, город детства на будущего художника явного влияния не оказал. Сколько ни рассматривал я его произведения, брестских мотивов не нашел. Но есть влияния на каком-то внутреннем глубинном уровне. Влияние мультикультуры, как принято сейчас говорить. То, что Брест всегда был многовекторным в культурном плане городом, мы не раз отмечали. Возможно, именно поэтому выходцам из Бреста так легко ассимилироваться и творить на любых широтах. В этом Милош абсолютно прав – у поэта из Вильно и художника из Бреста было много общего.

Ян Лебенштейн родился 5 января 1930 года. Глава семейства был начальником железнодорожной станции. Из трех братьев Ян – был младшим. Наверняка, воспитание и образование мальчики получали вполне себе светское. Пока не наступил 1939 год…

Уж как выживали Лебенштейны в военные годы – неизвестно. Известно только то, что отца уже в конце войны угнали в Германию, откуда он не вернулся. Два старших брата Яна активно участвовали в польском сопротивлении, воевали в рядах Армии Крайовой. За что уже при новом режиме, при Советской власти, поплатились. Старший был расстрелян, средний отсидел срок. Оставшиеся в живых Лебенштейны после войны перебрались в Варшаву, поселились на окраине столицы, в Рембертове. Ян пошел учиться в художественную школу.

Академия и отказ от порабощения


После окончания школы Ян Лебенштейн поступает в варшавскую Академию изобразительных искусств. Учится на курсе профессора Нахт-Самборского на протяжении шести лет, с 1948 по 54-й год. Уже первые его картины выделялись на фоне работ других художников социалистической Польши и главенствующего тогда социалистического реализма. Это были пейзажи старых окраин Варшавы. Тусклый свет этих картин, нарочитая повседневность, подчеркивали ностальгическое настроение молодого художника. Лебенштейн дебютирует с этими работами, участвуя в антимилитаристской выставке «Против войны, против фашизма». Устроители выставки и критики, отмечающие влияние Утрилло, не слишком согласны с таким тоном и настроением художника, идущим вразрез с «генеральной линией партии», но отдают первую премию именно ему.

В своей знаменитой книге «Порабощенный разум», выпущенной в Париже в 1953 году польским издательством «Культура» и посвященной пяти ведущим на то время польским литераторам, Чеслав Милош дает жесткий и точный анализ творчества и линии их поведения в обществе. Этот антитоталитарный трактат, как его называют, поднимает вопросы этики, личной свободы и личного рабства художника в условиях тоталитарной системы. И каждый художник эти вопросы решал по-своему. Кто-то шел на соглашательство с властью, кто-то пытался мимикрировать, подстраиваясь под существующую систему. И в том, и в другом случае Милош констатировал определенную деформацию, чтоб не сказать – деградацию, художника.

Судя по всему, перед Яном такие вопросы не возникали. Он сразу понял, может быть, не до конца отдавая себе в этом отчет, по какую сторону баррикад находится. Свобода личности и творчества – единственно возможное условие существования художника. Сделать такой выбор, принять всю сложность существования в условиях свободы – нелегко. Такой выбор сопряжен со многими рисками. Для Лебенштейна этот выбор останется неизменным.

Театр на Тарчинской

В середине пятидесятых дипломированный и уже отмеченный первых успехом художник сближается с кругом поэтов и художников, центральной фигурой которого был Мирон Бялошевский. Прямо в его варшавской квартире на улице Тарчинской они создали художественно-поэтический театр, который так и назывался «Театр на Тарчинской». Мирон Бялошевский был поэтом, чье поэтическое родство некоторые польские литературные критики ведут от Велимира Хлебникова. В этот, поначалу – домашний, кружок стали стекаться люди со всего тогдашнего артистического мира польской столицы и иностранцы. Наверное, в чем-то атмосфера, царившая на этих «домашних» поэтических представлениях схожа с той, что будет через десяток лет в московском Театре на Таганке. Вот как описывает, что там происходило один из завсегдатаев этих представлений: «Атмосфера вечеров на Тарчинской – это не только поэзия, но и все, с чем сталкивался зритель перед тем, как откроется занавес: маленький зал, картины Виткацы, афоризмы на печи, черепки разбитой кастрюли на белых проволоках… Надежда на новое искусство и аура таинственности собирала в маленькой комнате иногда более ста человек зрителей. Они говорили вполголоса и не знали, принято ли в этом театре хлопать».

Именно здесь, в этой квартире, в этом «Театре на Тарчинской» состоялась первая персональная выставка Яна Лебенштейна. Это были циклы работ «Иератические рисунки» и «Осевые фигуры». Фигуры эти, чаще женские, чем мужские, приобретали деформированные формы. Выполнены в особой технике. Его работы обращают на себя внимание. Его имя становится известным, как это иногда говорят с иронией, в узких, широко расходящихся кругах.

«Лучше быть на обочине в Париже…»

Годы спустя, в одном из редких интервью, отвечая на вопрос журналиста, почему он решил остаться в Париже, художник, в свойственной ему резковатой манере, ответит: «Лучше быть на обочине в Париже, чем на обочине в Варшаве». Не то же ли самое имел в виду Бродский, говоря, что «лучше быть последним неудачником при демократии, чем властителем дум при деспотии».

В 1959-м Ян Лебенштейн участвует в Первом молодежном биеннале в Париже. Получает Главную премию биеннале. И остается в Париже.

Симфония еврейского древа Брестчины

Sans titre, 1973

Его творчество оказывается востребованным. О нем говорят коллеги и пишут критики. С ним начинают сотрудничать художественные галереи. Сначала галерея Ламберт, основанная польскими эмигрантами. Затем ему предлагает свои залы и знаменитая французская галерея Лаклош. В 1964-м году открывается выставка Лебенштейна в Музее Пикассо. Эти выставки широко освещаются не только во французской прессе. О них пишут «Нью-Йорк Таймс», «Геральд Трибюн» и другие мировые издания. Конечно, он тесно сближается и с кругом Ежи Гедройца и редакцией журнала «Культура». Знакомится с Чеславом Милошем и другими деятелями культуры польской эмиграции. Впоследствии, уже в восьмидесятых, художник будет сотрудничать с еще одним знаменитым польским эмигрантским изданием – «Литературные тетради». В редколлегию этого журнала, основанной Барбарой Торунчик, будут входить нобелевские лауреаты – поэты Иосиф Бродский, Дерек Уолкотт, Шеймус Хини.

Французский гражданин и отшельник

На одиннадцатом году жизни в Париже, в 1971-м, Ян Лебенштейн получает французское гражданство. Его творчество признано во всем мире. В Польше, по принятой советской традиции, о нем умалчивают.

Признание, конечно, замечательно: есть спрос на его работы, его картины выставляют лучшие галереи и музеи мира. Но он не был бы самим собой, если бы не делал шаг в сторону, если бы шел на поводу у публики и критики. Он отказывается от многих заманчивых финансовых предложений, в том числе от американских галерей, которые просят или даже требуют: сделайте нам что-нибудь «в этом стиле». (В Америке, к слову, он побывал, увидел Гранд Каньон, был им очарован и писал скалы). Свобода личности и свобода художника для него остаются самыми важными критериями творчества. Если вспомнить пушкинскую формулу: вдохновение он не продавал, но и за рукописи, то есть в его случае – картины, не торговался.

Он творит собственную мифологию. (А не это ли вообще одна из главнейших задач Художника?) Его работы становятся все более жесткими и гротескными. Художник пристально всматривается в драму жизни и смерти. Его картины населены «чудовищами», это бестиарии. Художник будто хочет вычислить –сколько в человеке человеческого, а сколько животного. (Сейчас, по-моему, этим занимается белорусский нобелевский лауреат – Светлана Алексеевич). Когда доходишь до подобного рода «вычислений», естественно, общение с миром становится затруднительным, если не обременительным. Художник до самозабвения уходит в работу. Как-то он обмолвился о своей жизни в Париже: «Кто-то живет с женой, кто-то – с любовницами. Я живу с красками».

В эти годы он приступает к работе над иллюстрациями книг. Все в той же жесткой и гротескной манере. Примечателен его выбор книг, он говорит сам за себя. И о том, какие человеческие проблемы в первую очередь волнуют, терзают душу художника. «Скотный двор» Оруэлла. Библейские – Книги Иова и Апокалипсиса – в переводе Чеслава Милоша. Иллюстрирует книги стихов польского футуриста Александера Вата и своего друга-поэта Станислава Баранчака.

Наконец, в конце семидесятых, дамбу молчания, воздвигнутую вокруг его имени в Польше, прорвало. В 1977-м состоялась выставка его работ в Польше. С середины восьмидесятых он уже мог более-менее регулярно наведываться в Польшу, одна за другой следовали выставки. В мае 1998-го за год до смерти, когда, по-видимому, художник был уже серьезно болен, тогдашний президент Польши Квасьневский «в знак признания выдающихся достижений в художественном творчестве, за вклад в польскую культуру» наградил Яна Лебенштейна Большим Крестом ордена польского возрождения.

Симфония еврейского древа Брестчины

Ян Лебенштейн (польск. Jan Lebenstein)

Ян Лебенштейн скончался 28 мая 1999 года в Кракове. Похоронен на варшавском кладбище Старые Повонзки.

Один из ближайших друзей в последние годы жизни художника драматург Славомир Мрожек сказал, что умер он не от каких-нибудь болезней, ни от никотина или алкоголя, а от напряжения и собственной предельной концентрации на работе.

В 2000 году вышел на экраны упоминавшийся выше документальный фильм о Яне Лебештейне «Дневник отшельника». Жаль, в свободном доступе в интернете его нет. А в 2004-м был издан двухтомник, посвященный творчеству польского художника, уроженца Бреста. На сайте «Новая Польша» за декабрь 2004-го в рубрике «Летопись культурной жизни» можно прочитать следующее: «Эту книгу, – пишет Эльжбета Савицкая, – придумали Анджей Ват из Парижа и Данута Врублевская из Варшавы. И слава им за это. Появился новый бесценный документ». Речь идет о двухтомнике «Ян Лебенштейн», изданном в пятую годовщину со дня смерти художника. В первом томе напечатаны «беседы о собственном искусстве, о традиции и современности». Второй том называется «Ян Лебенштейн и критика. Эссе, рецензии, воспоминания». Сам художник редко говорил о себе и своем искусстве, поэтому авторам пришлось обратиться к другим свидетельствам. «Из текстов о художнике следует, что он не очень-то любил говорить о себе, – пишет Дорота Ярецкая, – Мы знаем только то, что сказали о нем другие».

В книге «Симфония еврейского древа Брестчины» 217 страниц, 2 предисловия, 57 очерков, множество фотографий и картинок. Тираж 300 экземпляров. Цена 15 рублей. По всем вопросам пишите в личные сообщения или в комментариях автору книги Владимиру Глазову на Facebook.
Иван Чайчиц +6 541 Нет комментариев
отключен Javascript

Онлайн радио


Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.