Реальный Брест

Центр семейной стоматологии «Дентико»альтернативаkris.byЖилой дом по ул. Московской, 247Купите mPOS терминал

ГлавнаяБлогиСочинение на тему...«Моего Бреста больше нет…»

«Моего Бреста больше нет…»

+38
Голосов: 40
Карма+
Опубликовано: 26 дней назад (23 ноября 2018)
Редактировалось: 6 раз — последний сегодня в 09:40
«Памятную табличку родственникам установил. Моя миссия выполнена. Можно и умирать, -улыбаясь произносит седовласый старик, – отцовского дома нет, да и город уже не тот. Нет больше моего Бреста. А значит и мне пора…»

«Моего Бреста больше нет…»

По католическому некрополю, вчитываясь в надписи на памятниках, неспешно идет неприметный старичок. Когда-то здесь была похоронена его семья, но в годы оккупации, когда часть кладбища ликвидировали, 12-летний мальчишка с разрешения властей вместе с отцом перезахоронили останки своих родных в другом месте. Когда спустя полвека ему довелось вернуться в город своего детства, оказалось, что и этих могил уже нет. В память о родственниках он установил на ограде кладбища гранитную табличку.

«Моего Бреста больше нет…»

«Моего Бреста больше нет…»

Витольд Барилевский, уроженец Бреста-над-Бугом, 91 год. В настоящее время проживает в городе Гданьск, Польша.

Родился я в 1928 году, в Бресте-над-Бугом. Наш дом находился на улице Фортечной, - начинает свой рассказ пан Витольд, - она и сейчас так называется. В то время это была окраина города. Мой отец работал на железной дороге кондуктором, и участок на строительство был получен именно благодаря этому. Тогда всех служащих P.K.P. селили, в основном, вдоль жд. путей.

Семилетняя школа №9, в которой я учился, располагалась неподалёку. Это было деревянное двухэтажное здание (cовременный адрес ул. Фортечная, 44), cейчас оно уже не существует. Что характерно, власть менялась, а занятия продолжались. Школа была открыта даже во время оккупации. Я, например, с отличием закончил 1942-1943 учебный год.

Неподалеку от нашего дома было два старых форта, II и IX. В форте II у польских военных располагалось стрельбище, а на IX - гарнизонный стратегический запасник сена. Его потом во время оккупации партизаны подожгли. Выстрелили зажигательным патроном. Полыхало очень долго.

Хорошо запомнилось, как еще до войны на привокзальную площадь каждое воскресенье приезжала полевая кухня 82-го пехотного полка Войска Польского (их казармы располагались рядом (Северный городок)), и детей-сирот угощали вкусным обедом. Никогда не забуду, какой манящий запах разносился от этой еды, ммм… каша с подливой и копченой колбасой. Отец строго запрещал угощаться, ведь это предназначалось исключительно сиротам.

Когда в 1939 году началась война, и после немцев в Брест пришли Советы, многие успели покинуть город и перебраться к родне или просто на постоянное место жительства в Польшу. Мы оставались жить в своем доме, в Бресте. В пустующие дома по нашей улице стали заселяться восточники - семьи красных командиров. Я тогда по-русски не говорил и понимал плохо, а мальчишка Алёша, с которым я подружился, был из семьи военного, он по-польски ничего не понимал. (Смеется) Но как-то мы с ним поладили и находили общий язык. Я от него учился, а он от меня. Взрослые с восточниками не общались практически, да и меня упрекали, что я с пацаном русским связался.

Зима, помню, холод страшный, дров нет для отопления. Отец кое-как раздобыл уголь на железной дороге. Все дрова в основном шли на нужды Красной Армии, потом – восточникам, а уже нам в последнюю очередь. Купить или выменять тоже негде было. Ходили в лес и собирали хворост. Рубить нельзя было, если поймают за этим делом, могли в тюрьму посадить. Припоминается случай: едет по нашей улице обоз с дровами, мы подбежали и по-русски просим: «Дядя, дай полено!», тот за ружье и как рявкнет на нас… Мы в сторону. Стоим, смотрим ему в след. Тот проехал немного, посмотрел по сторонам, нет никого, ногой охапку дров скинул с подводы и поехал себе дальше.

Перед началом войны, вечером 21 июня, почти стемнело уже, возле нашего дома увидели с моим другом странных людей. Дом наш на окраине города стоял, и как раз вдоль жд полотна проходила телеграфная линия. Мы сначала подумали, рабочие-путейцы чинят что-то. Потом смотрим, одеты странно. Черные комбинезоны, на голову натянуты капюшоны, лица сажей измазаны. Один полез на телеграфный столб, а второй внизу остался. Проходим мимо них, а тот, что внизу был, палец к губам приложил, показывает «тихо» и машет рукой, чтобы мы проваливали. Смотрим, а этот на столбе линию передачи обрезает. Я к отцу прибегаю, бужу его и говорю, дескать, там провода режут, но он даже смотреть не пошел, все понял сразу, и когда утром громыхать начало, стало ясно, что это не гроза. Тогда только глупец не понимал, что вот-вот немцы пойдут.

Через некоторое время на нашей улице показались несколько небольших советских танкеток. Вышел взволнованный офицер с картой в руках, спросил у отца, это ли дорога на Жабинку, и колонна тут же уехала. А уже буквально через несколько дней возле нашего дома немцы установили зенитное орудие, окопали его, замаскировали, и до 1944 года квартировались в пристройке нашего дома. У них здесь был пост противовоздушной обороны. В основном, это были молодые ребята. Вели себя нормально.

«Моего Бреста больше нет…»

В 1943 году, я окончил школу и устроился работать грузчиком на железную дорогу. Наша работа заключалась в том, что мы ежедневно перегружали имущество из вагонов в грузовые машины, потом отвозили все это на выгрузку в Брестскую крепость. Вся крепость была одним большим складом. Все погреба и казематы были набиты под завязку имуществом. Это был один огромный тыловой склад. Работы у нас было много. Естественно, за нее мне регулярно платили. А однажды даже премировали и вручили новый велосипед. Представь себе, в 14 лет я сам заработал на новый велосипед!
«Моего Бреста больше нет…»

Витольд Барилевский (указан синей стрелкой), во время работ на территории Брестской крепости

Когда в мае 1943 года случился первый советский авианалёт на Брест, несколько бомб упало на Граевку, в том числе и возле нашего дома. Люди прятались в земляных погребах или ледниках. Загорелся соседний дом, огонь подходил к погребу, в котором прятались люди. Так вот один немецкий солдат увидел это, выбежал из укрытия, кое-как сбил огонь у входа в погреб и стал выводить и выносить оттуда людей. У него волосы обгорели, он получил ожоги, но вывел из этого погреба 12 человек, которые уже угаром надышались и могли там погибнуть. Кстати, дом не потушили, он сгорел, а с ним и этот погреб. Погибли бы они там, сомнений нет.

Во время этого советского налёта был убит наш родственник. Он, как и отец работал на железной дороге, и во время налёта спрятался с другими работниками депо в одной из паровозных ям. Бомба угодила прямо туда… Погиб наш родственник и все остальные, кто был в той яме. Приезжала потом комиссия, расследование проводили, осматривали воронки, измеряли их, фотографировали, показания у местных брали.

После этого мы начали между вторым и девятым фортом, в поле, окопы рыть. Копали их все, кто жил рядом, чтобы при случае иметь место, где можно спрятаться от последующих налётов советской авиации».

Я задал пану Витольду вопрос:
- Вы жили недалеко от форта II, знаете ли о том, что на территории форта, во время оккупации проводились массовые расстрелы мирных жителей?

Мой собеседник ответил однозначно:
- Пан Олег, не было там расстрелов. На втором форту мы всегда пасли коз! И если бы что-то там происходило, уж мы бы, местные, знали об этом точно.

В 1944 году авианалёты на Брест повторились. Приближался фронт. Люди собирали свои вещи и уезжали за Буг. Мало кто хотел снова встретиться с Советами. И вот, когда мой отец увидел, что окопы, которые мы рыли, пошли занимать вооруженные солдаты и подтянули туда артиллерию, мы тоже оперативно стали паковать вещи. И уже на следующий день сели в военный эшелон и уехали в Варшаву к родне. Алёша, мой русский друг, поехал с нами, его родители погибли еще в первый день войны. У него, оказывается, в Советском Союзе жила родная тётя и она его искала после войны. И что ты думаешь, они нашлись! Он не хотел уезжать, уже отлично говорил по-польски, но приехали «чекисты» и забрали его.

«Моего Бреста больше нет…»

Улица Фортечная, Витольд Барилевский на месте, где находился дом его семьи.

-Podoba się panu miasto dziś?
- Да, современный, красивый, уютный и как всегда чистый город. Но это уже не мой Брест. Я его практически не узнаю.

Прогуливаясь по центру Бреста, мы долго беседовали с паном Витольдом. Съездили на улицу Фортечную, где раньше был дом его семьи, пообедали и выпили по чарке шнапса в трактире парка, прошлись до его отеля, попрощались, оставшись, я надеюсь, друзьями, и с надеждой когда-нибудь увидеться в Бресте еще раз.
Поделиться:

Читайте также:

  • ПАРАД 100 ЛЕТНИХ ЮБИЛЕЕВ
    ПАРАД 100 ЛЕТНИХ ЮБИЛЕЕВ

    За последнее время жители Бреста не раз становились свидетелями празднования различных исторических событий. Календарь праздников Беларуси на прошедший 2017, текущий 2018 и наступающий 2019 год с...

  • ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДА
    ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДА

    Многие из нас слышали о знаменитом фильме «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Это немой документальный короткометражный фильм 1896 года, который считается один из первых фильмов, снятых и публичн...

  • Ежегодная благотворительная акция
    Ежегодная благотворительная акция

    Ежегодная новогодняя благотворительная акция - Ура! Завтра Новый год! - У нас ёлки нет… - Будет ёлка! Ее нам подарит… - Кто?! Кто?! - Ёлку нам подарит…Дед Мороз!!! м/ф «Снеговик-почтовик» Д...

  • БелАЭС и электромобиль
    БелАЭС и электромобиль

    Все движется и на замену одной энергии всегда приходит другая – все больше и больше растет количество биогазовых установок, ветрогенераторов и солнечных панелей. А вот потребление электроэнергии на...

Видеоролики по теме

Сайту «Реальный Брест» 10 лет!

Сайту «Реальный Брест» 10 лет!

11 мая 2018
«Реальный Брест» рекомендует проводить меньше времени за монитором компьютера и чаще отрывать свои взоры от телефона. Несмотря на то, что данная рекомендация влияет на снижения трафика посещений сайта, команда «Реального Бреста» и я, главный редактор, настоятельно рекомендуем своим читателям...
Комментарии (79)
Денис Марук # 23 ноября 2018 в 19:13
+28 + -
+32 / -4
Шикарный материал. Душевный ... Но ... эта правда может не понравиться идеологам и авторам баннеров, где они шуточно режут немцев на стенах своего патриотического центра:
Когда в мае 1943 года случился первый советский авианалёт на Брест, несколько бомб упало на Граевку, в том числе и возле нашего дома. Люди прятались в земляных погребах или ледниках. Загорелся соседний дом, огонь подходил к погребу, в котором прятались люди. Так вот один немецкий солдат увидел это, выбежал из укрытия, кое-как сбил огонь у входа в погреб и стал выводить и выносить оттуда людей. У него волосы обгорели, он получил ожоги, но вывел из этого погреба 12 человек, которые уже угаром надышались и могли там погибнуть.
Во время этого советского налёта был убит наш родственник.
Когда в 1939 году началась война, и после немцев в Брест пришли Советы, многие успели покинуть город и перебраться к родне или просто на постоянное место жительства в Польшу.
Все дрова в основном шли на нужды Красной Армии, потом – восточникам, а уже нам в последнюю очередь.
Взрослые с восточниками не общались практически, да и меня упрекали, что я с пацаном русским связался.
Мало кто хотел снова встретиться с Советами

Скажут, что это фальшыўка, зробленая ў Польшчы, собственно откуда и приехал Витольд Барилевский.
Михаил # 23 ноября 2018 в 19:49
-18 + -
+16 / -34
Нет! Не Фальшивка!
Надо понимать,- у всех своя правда!
Дай Бог, что правда панов и шляхты, и западников никогда не возьмёт вверх!
Пока-наша взяла!
Дальше будем биться!
пан # 23 ноября 2018 в 19:52
+25 + -
+33 / -8
Дальше будем биться!
головой об клавиатуру?
Михаил # 23 ноября 2018 в 19:58
-35 + -
+7 / -42
Нет!
В реале!
Всегда наша брать будет!
Русский народ научил белорусов мыться!
Дал письменность!
...государственность!
Ща даёт кредиты невозвратные!
пан # 23 ноября 2018 в 20:08
+25 + -
+30 / -5
Я Вам сейчас такой факт скажу, который Вы не в состоянии из-за имперских амбиций ватной мозгой понять: Гитлеру не нужны были земли, а недра в них, как на Кавказе и прочих странах, где есть нефть, газ и алмазы Якутии, народ которого споили успешно русские научившие якутов бухать, которым категорически этого делать было нельзя на генном уровне. И теперь пабам! Эврика, за краник с нефтью и газом погиб каждый четвертый белорус защищая Айчыну, украинцев, молдован, армян, болгар, казахов и много кого еще, а краник после развала СССР остался на территории РФ. Всё величие России не в таких Михаилах, сбежавших в РФ за куском хлеба, как Вы, а в том, что в земле и это не Ваша заслуга сколько Вы не бейтесь об клавиатуру и наклейки "можем повторить" на машинах не Ладах Калинах.
Михаил # 23 ноября 2018 в 20:16
-31 + -
+7 / -38
Так смешно мне, Русскому человеку, Русскому Аристократу читать подобное))
Мои предки с руки кормили твоих пращуров!
Я ничего не жду от холопов!
Но и спускать гегемонам не собираюсь!
Оставь контакт, смерд..
...поговорим!
пан # 23 ноября 2018 в 20:23
+20 + -
+26 / -6
При этом любят в последнее время заявлять в СМИ о том, что Россия победила в войне, умышленно забывая остальные народы и кредиты США на покупку танков и прочего. Аристократ без фамилии в России? Браво, это действительно смешно! Тех аристократов ленинцы не дорезали лишь в том случае, что они с России сбежали. Вы чьих будете, ОристАкрат?
пан # 23 ноября 2018 в 20:24
+13 + -
+17 / -4
Русскому t140018 x-wow
Михаил # 23 ноября 2018 в 20:35
-30 + -
+4 / -34
Двести лет пся крывь на карте не существовала! ))
Еще двести не будет, если Русский Народ захочет! ))
Польска-курва! ))
пан # 23 ноября 2018 в 20:42
+24 + -
+27 / -3
Только что вы, уважаемые читатели, могли видеть Агрессию Обычную Русскую Народную, как сказочку про Ивана Дурочка. Все уничтожить, все смерды и курвы, одна крывь голубая бежит сбежавшая из Бреста в россии scratch
Виталий Закржевский # 23 ноября 2018 в 20:42
+21 + -
+26 / -5
Михаил... да Вы ещё и аристократ... Ну-Ну.. а к какому Дворянскому собранию Российской империи были приписаны Ваши предки, в какой уездной Дворянской книге мы можем их найти?
Гость # 23 ноября 2018 в 20:49
+14 + -
+18 / -4
Уважаемый Виталий, данный субъект, Михаил - русский, обмолвился, что дескать из Бреста родом. Так вот если "потереть" хорошенько, может он по крови поляк, а может и еврей )) Просто не в курсе. Так бывает )) Проходили уже. А пока пусть упивается своей "принадлежностью" к русским.
пан # 23 ноября 2018 в 20:59
+14 + -
+18 / -4
Подозрительный такой аристократ без титула, рода, династии и фамилии, просто Мишаня по-нашему, Мишель, если хотите, брат Ивана, тот, чья сестра Сарочка - дочка Изи Хаимовича.
Михаил, готовься к суду # 26 ноября 2018 в 02:43
+3 + -
+5 / -2
Михаил, по моему вы дописались. Разжигаете рознь, я оскаблен, и мне ничего не стоит написать на вас заявление. В суде поясните кто кого научил мыться.
Виталий Закржевский # 23 ноября 2018 в 20:40
+17 + -
+21 / -4
Михаил, а портки не лопнут от натуги?
Михаил # 23 ноября 2018 в 21:42
-27 + -
+4 / -31
Свидимся!
Закржевские пред панами много лет заискивали!
Я- Михаил Смирнов! Может вспомнишь?
Запомни!
К ответу призову, дай срок ))
Гость # 23 ноября 2018 в 21:48
+18 + -
+21 / -3
Простите, Закржевский, это чисто польская фамилия. Зачем поляку заискивать перед поляками? Где здесь логика?
Вы давно в Бресте не живете, не в курсе наверно, что он давно уже не советский? И уж тем более, не русский город.
пан # 23 ноября 2018 в 21:57
+15 + -
+17 / -2
Смирнов — самая частая русская фамилия в обширной полосе. В Москве в 1964 фамилия Смирнов занимала пятое место (58 тыс. человек). По происхождению она — отчество от русского нецерковного мужского имени Смирной, т есть "смирный, тихий, послушный". Ранние примеры — еще отчества — во Владимирской десятне 1613: "иван смирново сын самарин", "степан смирного сын кучуков". Крупнейший русский ономанист (специалист по именам) В.А. Никонов установил что 90% наиболее часто встречающихся русских фамилий появились еще при Алексее Михайловиче (Тишайший). Среди них самая распространенная — Смирнов. Он определил и ареал происхождение фамилии — это усмиренные черемисы и бывшее население южнорусской Черкассии после разгрома Разина. Смирновы — фамилия, которая произошла от черты характера. Понятно, что фамилия имеет прямое отношение к вере, призывающей к смирению. Фамилия эта не русская, а финно-угорская. Обратил внимание, что много Смирновых в Поволжье, потому как берега Волги в древности заселяли племена МЕРЯ, и крестьян так и записывали "с мерян", то есть записано "с меря". Так вот, кроме того, до славян меряне действительно были самым многочисленным народом. Кроме того, что Смирновых много, они еще и антропологически похожи друг на друга: скуластые, с раскосыми, немного татарскими глазами.
Олег Полищук # 23 ноября 2018 в 21:11
+25 + -
+25 / 0
Денис, при всем уважении, мне глубоко фиолетово, кому и что там не понравится. За последние 100 лет в нашем городе флаг менялся более 10 раз, вдумайся. Кто-то уходил с обрезом в леса, кто-то бился за свои идеалы, а кто-то бежал. Все это простые местные, которые жили на этой земле не смотря на смену флагов. Просто, по той причине, что это их земля, их дом. И вот именно такие местные, могут рассказать настоящую правду. Не поддельную и не выверенную идеологически правильно.
Денис Марук # 23 ноября 2018 в 21:17
+20 + -
+25 / -5
мне глубоко фиолетово, кому и что там не понравится
это и радует, потому, что в этой напускной и пафосной лжи с речами заученными и гвоздиками повязанными идеологически правильно выверенными ленточками и транспарантами в руках на майско-июньских мероприятиях, уже тошно до рвоты жить и наблюдать за этим маскарадом.
Олег Карпович # 24 ноября 2018 в 21:56
-16 + -
+7 / -23
Неуважаемый Денис!. Давно считал вас не совсем адекватным, в чём имел честь убедиться сейчас. И так, из всего текста старого поляка, вы привели ту выдержку, что выгодна вам. Иными словами, Советы сволочи, все плохие и дружно вернуть наши земли в состав Польши. Если вам так плохо, что вы здесь делаете??? При ваших талантах, лепить свой незамысловатый сайт для ностальгирующих работяг можно и там. Подписываюсь настоящим именем. К БРСМ никакого отношения не имею и его деятельность не одобряю.
Денис Марук # 24 ноября 2018 в 22:07
+12 + -
+15 / -3
Для того, чтобы убедиться в том, что я разговариваю с человеком, зная как он выглядит, я задам Вам всего лишь один вопрос: это Ваш профиль в сети ok.ru?
Олег Карпович # 24 ноября 2018 в 22:19
-10 + -
+4 / -14
Увы, профиль не мой, но приятно, что полный тёзка. Годочков мне больше... Но, какое это имеет отношение?
Денис Марук # 24 ноября 2018 в 22:20
+9 + -
+12 / -3
Карпович Олег Валерьевич

Историк, Брест.

2004 - исторический факультет Брестского государственного университета

2010 - аспирантура Гродненского государственного университета им. Я.Купалы.

Сфера научных интересов - восстания 1830-1831 и 1863-1864 гг. на территории Беларуси, военная история России XIX- начала XX вв.

Более 40 публикаций в научных изданиях и периодической печати.

Вы?
Олег Карпович # 24 ноября 2018 в 22:23
-15 + -
+5 / -20
Рад за Вас. И что это меняет? Сортируете людей по данным в и-нете?
Денис Марук # 24 ноября 2018 в 22:33
+11 + -
+20 / -9
Значит Вы. Хотел рассмотреть размер диоптрий линз в очках человека, который читает между строк одному ему понятный вымышленный иллюзорный текст через призму своей личной неприязни. Этот же аналогичный прием Вы продемонстрировали в своем очередном ответе, в котором не способны даже ответить на прямой вопрос. Не надо додумывать за незнакомых Вам людей свои тексты - читайте по слогам те слова, что написаны, даже в тех случаях, когда они Вам непонятны и не вписываются в Вашу систему ценностей, чем вызывают отторжение в виде "клавиатурной рвоты". Давайте советы только в тех случаях, когда их просят, чтобы не выглядеть так, как сейчас, когда Вас посылают те, кто их не просил.
Олег Карпович # 24 ноября 2018 в 23:05
-9 + -
+9 / -18
Рассмотрели? Уровень мышления выпускника средней школы, впрочем и на этом спасибо. Свои перлы про трусливый ответ оставьте при себе - я не собираюсь прятаться, тем более от Вас. А подобные опусы в виде "отторжение в виде "клавиатурной рвоты". Давайте советы только в тех случаях, когда их просят, чтобы не выглядеть так, как сейчас, когда Вас посылают те, кто их не просил" пишите поколению 90-х и нулевых, может оценят, и то не все. А если серьёзно, то ответа на свои вопросы я так и не получил. Но, это и не удивительно для либералов Вас, главное слышать себя. Удачи.
Денис Марук # 24 ноября 2018 в 23:19
+6 + -
+14 / -8
Рассмотрел! Да, уровень мышления выпускника ПТУ, впрочем не за что. А были вопросы? Я только лишь читал развешиваемые на незнакомых людей ярлыки и диагнозы, а также риторические неконтролируемые вспышки гнева в виде вопросов и ответов на них самим же какого-то мыслителя уровня ПТУ, и какого-то сомнительного то ли доктора, то ли историка, который чужие тексты перерабатывает и публикует на затейливом сайте. Некто даже не способен ответить на свой истеричный провокационный вопрос ниже: о каком Вашем комментарии идет речь? Чтобы что-то пытаться поинтересоваться у меня после кучи помоев вылитой на собеседника. Сливайтесь уже скорей со своей удачей, чтобы не пришлось сохранять в реале лицо, отвечая им за свои сказанные слова в интернете.
Олег Карпович # 24 ноября 2018 в 23:33
-7 + -
+8 / -15
За моё первое оскорбление приношу извинения, согласен, перегнул. А теперь по делу: "чужие тексты перерабатывает и публикует на затейливом сайте" . Прошу конкретные примеры и сноски, что это ЧУЖИЕ тексты. А теперь мой вопрос по Вашему же комменту: "пафосной лжи с речами заученными и гвоздиками повязанными идеологически правильно выверенными ленточками и транспарантами в руках на майско-июньских мероприятиях, уже тошно до рвоты жить и наблюдать за этим маскарадом". Вы, видимо, хотели видеть другие ленточки и транспаранты? Тогда, прошу на территорию, примерно 550 км, юго-восточнее Бреста.
Может, прежде ошибки исправите в своём же тексте?
Денис Марук # 24 ноября 2018 в 23:59
+7 + -
+15 / -8
Несмотря на Ваши извинения у меня нет желания с Вами продолжать конструктивный диалог, делая вид, что сверху нет комментариев с прямыми оскорблениями. У Вас уже не получится произвести первое впечатление во второй раз, а я плохой христианин - вторую щеку подставлять не намерен в бесполезной дискуссии, с человеком, который тебя презирает за инакомыслие. Что касается текстов некоего типо историка, то я не буду копаться даже между абзацев, глядя на то, как некто пытается излишне навязчиво заставить меня исправить видимые только лишь ему одному ошибки в моем тексте, приписывая мне то, чего я не писал и не говорил.

По поводу лент я отвечу так: никаких ленточек и транспарантов лично я не хочу видеть - пустое это .. политика это и деление на враждующие лагеря с мишенями в виде лент, как в игре в войнушку у детей с одного двора друзей, у которых настоящей военной формы нет, а отличать друг друга как-то надо, целясь стыренной палкой, подпирающей помидоры, с огорода соседки бабы Вали, в ленту .. цвет которой отличается от стрелка.

И еще раз продублирую: не пытайтесь выглядеть оригинально, определяя своими диоптриями километраж моей высылки юго-восточнее Бреста. Я дома и на своей земле, и в отличие от некоторых докторов, щедро отвешивающих диагнозы в интернете незнакомым людям, а также иным изучающим военную историю России XIX- начала XX вв, со своим уровнем мышления выпускника средней школы мне хватит тактичности не давать советов некоторым взять свой чемодан и не указывать адрес Брестского вокзала, где нужно купить билет в Россию.
Олег Некрашевич # 25 ноября 2018 в 10:59
+5 + -
+8 / -3
Олег, я только недавно выбросил твою визитку времен работы в пединституте, не помнишь как звучала твоя должность? А работа по восстаниям в Беларуси была твоя личная инициатива?Я понимаю, взгляды на жизнь со временем меняются, но осадочек то не смоешь..
Олег Карпович # 25 ноября 2018 в 19:27
0 + -
+5 / -5
Олежа, как раз специально для тебя: прежде чем критиковать, не зная что, может для начала почитать моё же, если уж так не равнодушен к восстаниям?
Олег Некрашевич # 25 ноября 2018 в 23:15
+4 + -
+6 / -2
Олег, публикациями твоими я интересовался, но, извини, по духу мне ближе Сарычев, со своими не предвзятыми рассказами свидетелей. Понимаешь, мы живем здесь и сейчас, кто-то дает , так сказать, пищу для размышлений, и право каждого, пожевав, проглотить ее или выплюнуть.Ты осуждаешь колокольню Марука, я с тобой не согласен, делать надо, что-б здесь было хорошо, а не где-то в прогнивших западах.А мозги массово засрать умели во все времена, ты это знаешь, начитался во время работы над публикациями.
Олег Карпович # 26 ноября 2018 в 13:49
-1 + -
+3 / -4
Олегин, ну вот ты и попался. У меня нет научных публикаций на тему войны (интернет не в счёт), если не считать одну-две лет 10 назад про Брест. В основном по 1831 и 1863 гг., насколько я знаю, В.Сарычев не писал про это, да и согласен с тобой, что до него мне далеко, и я и не ставлю цели кого-то переплюнуть. Потом у меня нет причин не доверять архивным источникам и другим документам, а не работать по принципу "одна бабка сказала", извини меня так учили. Бог судья и Маруку (человек талантливый, я не отрицаю), и мне, и остальным. Тема скользкая и у всех свои мысли. Я высказался, в мой адрес высказались, вопрос закрыт Да и давай оставим бесполезный спор, а лучше встретимся за стаканом чая.
Беларусик # 24 ноября 2018 в 23:10
+19 + -
+24 / -5
Классный поворот. Так это же пятая колонна "русского мира" в Беларуси, теоретики якобы имевшего места западнорусизма. Все на прикорме Кремля.
Сортируете людей по данным в и-нете
Даже не знаю что лучше, сортировать, или всех в одну кучу "русского мира" сваливать...
Виталий Закржевский # 25 ноября 2018 в 09:12
+11 + -
+12 / -1
Снова выясняется вечный вопрос: Кто виноват в том что...
"Чемодан, вокзал..." мы уже слышали, это не ново.
Величие и Державность ...тоже и не раз! Пустой звук...
И... не помогает ведь!Вот в чём главная проблема.
Что делим граждане спадары-господа-товарищи?
sue # 25 ноября 2018 в 20:43
+5 + -
+7 / -2
Практически в точку. Просто товарищу Карповичу с его лепной великодержавностью пока больше везет , чем Шиптенко, Павловцу и обворожительной Алле Бронь.
Виталий Закржевский # 25 ноября 2018 в 20:57
+4 + -
+7 / -3
sue, да тоже не перехлёстывайте, паре -тройке "служивых" захотелось по звёздочке или ещё каких "поощрений" типа "Благодарность в приказе" вот и сочинили! А про дело "Белого легиона" вспомнить не желаете...?
ТАМ большие мастера слепить что угодно... хоть козла горбатого!
Они же кирпичи не формуют, хлеб не пекут, гайки не точат, а работу то показать нужно! За такие то оклады и премии "на оздоровление"!
sue # 25 ноября 2018 в 21:19
+5 + -
+7 / -2
Не тот случай... Просто мастеров в погонах ЗАСТАВИЛИ, наконец, заняться пресловутой "защитой конституционного строя", ибо никакие "частные мнения" коллеги Карповича на Регнуме не высказывали - просто отрабатывали пайку, да и ведомости зарплатные в суде вскрывались - кому, за что, сколько.
Весь проект ЗапРуси - из той же оперы, что и всякие фанси биары, тематика иная и методика, но заказчики те же.
Виталий Закржевский # 25 ноября 2018 в 22:07
+3 + -
+5 / -2
sue, это всё один и тот же случай! Случается с теми, кто "готов выполнить любой приказ...". Неважно в отношении кого... и Вас и меня в том числе!
И уж совсем неважно по какому поводу!
sue # 24 ноября 2018 в 23:03
+18 + -
+23 / -5
Олег Карпович, вы этакий историк... своеобразный. Сами себя оценили, накалякав про произвольные выдержки. Все ваши потуг... простите, исторические труды направлены, на мой взгляд, на воспевание светлого советского прошлого (ну, с отдельными небольшими недостатками и неудобствами для граждан). В зеркало смотритесь?
Олег Карпович # 24 ноября 2018 в 23:09
-14 + -
+2 / -16
Ну и чего маскируемся?
Олег Карпович # 26 ноября 2018 в 13:55
-7 + -
+3 / -10
sue, а что плохого в советском прошлом? Я не воспеваю его, но и отрицать хорошее - глупо. Трудностей всегда хватало и маразма также. Сейчас чем лучше? Сомневаюсь, что Вы жили в те времена.
наблюдатель # 26 ноября 2018 в 14:36
+7 + -
+10 / -3
Почему вы тогда отрицаете то хорошее, что было до советского прошлого, слово до него и не было больше ничего, ни семей, ни уютных домов из которых их выгнали и вывезли в столыпинских вагонах далеко и далеко не немцы? И почему вдруг не совсем адекватный Марук стал талантливым? Что-то поменялось, Олег? Так не далеко и слова героя материала покажутся не такими уж и режущими слух. Растете w-plus
Олег Карпович # 26 ноября 2018 в 15:15
-6 + -
+6 / -12
Я не отрицаю и досоветское прошлое. Просто у всех понятие "хорошее" чисто субъективное. У кого-то семьи вывозили в Сибирь, да, было, глупо спорить. А также кто-то, забитые холопы, почувствовали себя почти людьми только с приходом Советов в 1939-м. Мои предки, предки моих знакомых радовались приходу советов искренне. "Почти" людьми, потому что и при первых ранних советах маразм зашкаливал. Почему я должен это отрицать? Почему везде упор делается только на жертвы советов, так вспомните и про жертвы поляков, и про лагерь в Березе, про лагерь в крепости в 20-е годы. Люди жили лучше при Польше, согласен. Но ВСЕ ЛИ? А потом никому не приходило в голову, что любая власть себя обязана защищать? Будь на месте советов поляки, немцы и далее по списку, они лучше бы поступали? Потом, если кому-то коробит слух "Освободительный поход 1939", не проблема, пусть будет оккупация. Только давайте будем последовательными, если это незаконно было, надо вернуть законному хозяину сейчас. Много желающих найдётся? И как отреагирует государственная власть РБ? Где окажутся инициаторы? Благо, что не в Сибири уже. Вот ответ на плач про высланных. Хотите распада страны? Я нет. А так легко рассуждать про оккупацию и клятых москалей, не видя последствий для страны. Включите логику!
Беларусик # 26 ноября 2018 в 15:56
+7 + -
+13 / -6
если это незаконно было, надо вернуть законному хозяину сейчас
Хозяину?
И кто был хозяином Бреста?
государственная власть РБ
Не существует государственная власти буквы Р и Б.
Почему везде упор делается только на жертвы советов, так вспомните и про жертвы поляков, и про лагерь в Березе, про лагерь в крепости в 20-е годы.
В этих лагерях тоже как на Колыме, как в расстрельных рвах Куропат и многих других мест Беларуси?
А потом никому не приходило в голову, что любая власть себя обязана защищать?
Нет, не любая. А вот режим просто обязан.
Будь на месте советов поляки, немцы и далее по списку, они лучше бы поступали?
Поляки были поступали лучше. Немцы тоже были в первую мировую и во вторую, поступали одинаково. Режимы одинаковые, отсюда и поступки схожи.
не видя последствий для страны. Включите логику!
Видим, таких прекрасных докторов лженауки типа - истории в кремлевской редакции. Уже не прокатит ваша Западная Русь... Интересно кто там был хозяин её? mocking
Олег Некрашевич # 26 ноября 2018 в 16:07
+5 + -
+7 / -2
Олег, извини, какая борьба за власть, кому в городе это было надо тогда и сейчас.Я, конечно, не беру в расчет отдельных амбициозных личностей, сидящих на крепких ягодицах, сами знаете где.Людям нужно сало на 5 пальцев, паляндвица и желтая картошка после похода на мультики с детьми.Те же советы приволокли в Брест такую срань, что самим страшно стало, куда то вдруг исчезла и еда, и дрова, и одежда.Как было по приезду советского командира , жена которого с собой привезла бульбы:выкинь под забор, не позорь меня, тут такую свиньи едят.Идеология, высокие материи, б.....
Олег Некрашевич # 26 ноября 2018 в 16:17
+3 + -
+5 / -2
Да, Олег, кстати вспомнил, ты сам писал о культуре представителей советов при подписании Брестского мира, которое у тебя , почему то называется перемирием.Я всегда считал, что первый этап заключался в подписании договора в Скоках, далее Белый Дворец, потом Франция.Поправьте, если не так, не историк, и доступа к архивам нету.
Виталий Закржевский # 26 ноября 2018 в 16:29
+6 + -
+7 / -1
Олег, как бы не называли действо Брестского мира, по факту это была капитуляция, причём с потерей огромных территорий бывшей Империи!
Даже сам Ленин называл его позорным, унизительным и ещё кучей подобных "эпитетов"!
Во Франции Россия ( уже Советская) никак не подписывала Компьенский мир, хотя раздавались некоторые голоса допустить к нему представителей Русской Императорской армии, из числа оставшихся во Франции военных Русского экспедиционного корпуса!
С Брестским миром вообще вышел анекдот. Сначала большевики решили что будем... потом решили что не будем..., но после наступления немцев в условиях полностью открытого фронта (все разошлись по домам после Декрета о Мире!) были вынуждены!
Про "Псков и Нарву" это уже потом придумали, чтобы оправдаться!
Олег Некрашевич # 26 ноября 2018 в 17:18
+5 + -
+5 / 0
Виталий, это вы имели в виду бои Красной армии с германцами в феврале-мае 18-го? А почему придумали, есть же, как утверждают, и немецкие документы?
Виталий Закржевский # 27 ноября 2018 в 18:32
+7 + -
+7 / 0
Олег, мой дед по отцу,Степан Фадеич, был непосредственным участником этих событий в апреле 1918 года, когда с отрядом Ворошилова отступал с Юзовки( Донецк ныне) на Царицын. И очень подробно рассказывал об этой истории. Поэтому я немного в курсе из первых уст как там и что было!
Красной Армии, как единого целого ещё не было.. были отряды т.н. Красной Гвардии, между собой не организованные, хаотично собранные и так же хаотично иной раз разбегавшиеся! А то что рождение Красной армии было под Псковом и Нарвой...-назначили уже гораздо позднее(пару раз его переносили по датам!), причём от произвольного факта,так это всего лишь один из эпизодов боёв местного значения, которые были и раньше.
Дед рассказывал ,как их бронепоезд обстреливали с хуторов,-казачество почему то предпочитало немцев более чем большевиков! Немецкие аэропланы бомбили и нанесли немалый урон. Опорой таких отрядов были "прикомандированные" моряки( в основном Балтфлота), в основном канониры, на бронепоезде (был сооружён на Артиллерийском заводе-филиале Ст. Парвиайненн из С-Пб, куда дед был из Питера прикомандирован с апреля 1917 года) стояли три пушки- две полевые 3" на открытых платформах, одна 6" морская(на платформе обшитой стальным листом), десяток пулемётов "максим" и под сотню пехоты, в основном из необученных военному делу рабочих шахт и заводов Юзовки. Дед рассказывал как с ними намучались!
Олег Карпович # 26 ноября 2018 в 18:58
-6 + -
+5 / -11
Виталий, полностью согласен, капитуляция и еще позорная. С позиции государства, неважно, плохого или хорошего, это потеря страны, недаром офицеры стрелялись и пачками шли к белым. Другое дело, что красным нужна была эта передышка тактическая. Затем территории вернули. Просто факт, без всякого умысла.
Беларусик # 26 ноября 2018 в 19:21
+6 + -
+11 / -5
Затем территории вернули
Сегодня возвращать опять будите или может просто как те офицеры?
недаром офицеры стрелялись и пачками шли к белым
Виталий Закржевский # 27 ноября 2018 в 18:13
+4 + -
+5 / -1
Олег, очень уж "универсальный" термин "Вернули"!
Вот и Западную Белоруссию с Западной Украиной вернули... и Прибалтику( которой сами же дали независимость) и Финляндию пытались.. Да что там далеко ходить... Крым вроде как тоже?
Это была не тактическая передышка, ведь гражданской войны ещё не было(она началась как раз после начала Красного террора!) а скорее попытка оставить то что возможно было контролировать!
Сами поняли что натворили своими "Декретами"!
Олег Карпович # 26 ноября 2018 в 18:54
-6 + -
+5 / -11
И что из этого следует? Я где-то отрицал эти вещи? Сам писал про подобное. Вся разница в том, что ты с позиции местечкового обывателя, я с позиции государства, см. пост выше. А насчет того, что "куда-то исчезла еда и дрова, и одежда", это типичная топорная политика первых советов. Но обвинять их во всех преступлениях и бедах - бред. "Поляки хорошие, советы плохие" - давай не придуриваться. Маразма хватало везде.
Виталий Закржевский # 27 ноября 2018 в 18:37
+6 + -
+6 / 0
Олег, главная и фундаментальная разница между "поляками и большевиками" в том, что первые признавали частную собственность...и это сыграло огромную роль, когда народ стал понимать: Чьи в лесу шишки!
И это была "не топорная политика Первых..." это была осознанная политика и первых и последующих, опирающаяся как раз либо на законченных романтиков-идеалистов из интеллигенции, либо на самые маргинальные слои населения! Причём не просто маргинальные, а амбициозные и беспринципные... хотя они этих слов ,понятное дело, не знали!
Олег Карпович # 28 ноября 2018 в 10:09
-3 + -
+3 / -6
Виталий, в целом согласен. Но, один момент: если бы народ на первых порах не поддерживал большевиков, пусть даже и таких отъявленных фанатиков, они бы не удержались долго. Параллели, надеюсь, из нашего недавнего прошлого не надо проводить. Значит, прошлый строй, цари, дворяне и новая буржуазия вкупе с воровством и войной достали всех.
боль # 28 ноября 2018 в 10:45
+7 + -
+7 / 0
если бы народ на первых порах не поддерживал большевиков, пусть даже и таких отъявленных фанатиков, они бы не удержались долго
как там говорят? История развивается по спирали? Очень похоже на современную историю Беларуси.
Виталий Закржевский # 28 ноября 2018 в 12:37
+5 + -
+5 / 0
Олег, революции делаются в столицах...Как мы знаем в Питере сумели всё обтяпать быстро, в Москве оказалось гораздо сложнее...в губернских центрах Советская власть была весьма номинальной ещё пол-года! Да,действительно, народ всё достало, особенно перебои со снабжением. Но народ то не мог предполагать, что большевики устроят ещё большие проблемы хотя бы с этим делом, уничтожив частную торговлю и прямой материальный интерес производителей!
А когда опомнились, уже было поздно.. массовыми расстрелами заложников, террором сумели запугать! Вот и вся причина!
Параллели просты:
На известном референдуме о сохранении СССР 75% ( по крайнем мере официально) высказали ЗА...,а через пол-года НИ ОДИН не вышел защищать его на баррикады!
Народ безмолвствует... эта великая фраза из финальной сцены "Бориса Годунова", отражает всю психологию как нельзя лучше.
Ну не в традициях наших людей взять и открыто заявить власти своё "Фэ…".
Из-за занавесочки,- "все пусть умрут а я останусь"... А те кто "рискнул здоровьем"( их ничтожный процент, вернее-его ничтожная доля) кроме неприятностей( как минимум) ничего не получат!
Поэтому наглецы в погонах могут открыто, "на голубом глазу" заявлять: "Если Вас незаслуженно обидели в милиции... забудьте и живите дальше", понимая, что его не вышвырнут за подобные речи с позором и его коллеги не подадут ему руки.
Поэтому "выборная система" в стране есть не более чем устоявшаяся формальность… Возразите...?
Но если Первое лицо государства говорит подобные вещи:
Мы должны подойти к выборам так, чтобы в умах людей даже не было альтернативы, — что , о чём можно рассуждать в принципе!
Меня сейчас могут (некоторые особо внимательные) упрекнуть( почему не обвинить?)в том что эта цитата выдернута из контекста…
Но ребята,Мы ведь прекрасно понимаем, что для тех, кто "пониже" на вертикали, такие "оговорочки" (по Фрейду) и есть прямое руководство к действию!
Олег Карпович # 24 ноября 2018 в 21:58
-10 + -
+2 / -12
Где мой коммент???
Денис Марук # 24 ноября 2018 в 22:15
+9 + -
+11 / -2
О чем Вы?
Михаил # 23 ноября 2018 в 19:17
-10 + -
+8 / -18
.. да и моего Бреста тоже нет! ((
Но я ещё потрепыхаюсь! ((
Виталий Закржевский # 23 ноября 2018 в 20:43
+13 + -
+17 / -4
Михаил, в судорогах или конвульсиях трепыхаться будете?
Виталий Закржевский # 23 ноября 2018 в 20:45
+11 + -
+12 / -1
Олег, на территории форта №II похоже действительно не расстреливали, по крайней мере массово. Расстреливали на стрельбище, что было на Красногвардейской, там ещё камень стоит, напротив "Водоканала". Вот это точно.
Олег Полищук # 23 ноября 2018 в 20:59
+11 + -
+13 / -2
Переспрашивал несколько раз, а для уточнения просил показать, где 2 форт на карте (в телефоне). Не ошибается старик с местом. И точно говорит, что расстрелов там не было. Откуда там столько останков было обнаружено? Есть несколько версий. Понимаете, ЧГК не проводила расследование, они просто зафиксировали массовое захоронение. Никто не занимался тогда идентификацией. Все списывали на зверства фашистов.
А ведь во время польско-советской войны на фортах содержались военнопленные, которые массово умирали от болезней и эпидемий. Могу предположить, что хоронили там же, во рву форта. Никто не в курсе, где хоронили тех, кто умирал в эшелонах, когда уже советских военнопленных везли в лагеря. Брест-Литовск был одним из крупных узлов и есть фотографии, где груды мертвых тел лежат у перона жд вокзала. Форт 2 был самым ближайшим местом для того, чтобы прикопать во рву.
Свидетельства очевидца вызывают лично у меня массу вопросов по поводу расстрелов в форту 2 (стрельбище).
Виталий Закржевский # 24 ноября 2018 в 08:40
+12 + -
+12 / 0
Олег, Я помню как выглядел Второй Форт(жил в детстве на Граевке) и как выглядело стрельбище. Оно было большим и начиналось где то от современного "Водоканала" и тянулось почти до Плоски. Там была огромная насыпь-вал ,посредине которой стоял крест, сваренный из труб, в нескольких местах он был пробит пулями. Видны были стрелковые позиции и траверсы между ними. Это примерно на начало 60-х годов!
А сами форт №II был примерно на расстоянии около 1 км северо-западнее.
Возможно там захоранивали действительно военнопленных РККА, не исключено, что ещё во время Первой немецкой оккупации тоже.
Хотел уточнить # 26 ноября 2018 в 12:26
+1 + -
+1 / 0
"Оно было большим и начиналось где то от современного "Водоканала" и тянулось почти до Плоски"
на аэрофото 1966 года вроде как не видать его...
картоПрав # 26 ноября 2018 в 15:45
+1 + -
+1 / 0
Виталий, вот аэроснимок Второго форта из базы данных.
Может он поможет прояснить?

Виталий Закржевский # 26 ноября 2018 в 16:17
+3 + -
+3 / 0
На нижнем снимке видны часть директрисы стрельбища( стрелкового) начинающейся где то в 200 метрах( судя по масштабу) от валов и идущей на восток там в конце метрах ещё в 200-250 и был упоминаемый мной вал. А за изгибом дороги как раз и начинается то место, где , по воспоминаниям и показаниям свидетелей( в Книге Ганцера), происходили расстрелы- в небольшом редком лесочке,- "хмызняке".
А вообще это был не просто стрельбище а полигон, в районе водозаборов( за шоссе на Каменецкое кольцо) были ещё лет 30 назад видны стрелковые позиции временного типа. А восточнее( сразу за Плоской) видны контуры недостроенного форта "Литера Ж" и левее за Плоской остатки(контуры) промежуточной пехотной укреплённой позиции. На Вашем верхнем снимке видны и позиции в виде стрелковой директрисы у самой Плоски(две параллельные линии)
Полигон был царским и видимо за 20 лет после ухода РИА был заброшен и зарос. Поэтому и на съёмке 1933 года так всё изображено! Польская армия использовала лишь его часть!
Примерно такие соображения...
Но прошло с тех пор уже более 50 лет, многое стёрлось из памяти.
Yo # 27 ноября 2018 в 17:51
+2 + -
+2 / 0
Виталий, а на сайте фортификаторов по теме фортов есть то, что вы рассказываете?
Не совсем понятна ваша привязка на местности.

Если я правильно понял ваше описание " А за изгибом дороги как раз и начинается то место, где , по воспоминаниям..." речь тут о Красногвардейской, которая поворачивает в сторону переезда и Плоски?

И на том месте была когда-то развилка с другой дорогой, которая шла дальше прямо, но не сохранилась до сегоднешнего дня? И стрельбище шло вдоль этой дороги?

Развилка видна на карте
восточнее начала стрельбища.
Виталий Закржевский # 27 ноября 2018 в 18:04
+4 + -
+4 / 0
YO, я что-то не помню, чтобы мы эту тему там обсуждали.
Как раз развилка не сохранилась, а изгиб дороги на том самом месте. За директрисой и валом и был "хмызнячок". Памятник поставли на улице, ибо всю эту территорию в середине 60-х застроили промзоной и складами.
Кости, что выкопали, вроде бы перенесли на "Плоску", там на одном из первых кварталов есть памятник-братская могила.Но отсюда или нет там останки захоронены - утверждать не могу.
Yo # 27 ноября 2018 в 19:47
+2 + -
+2 / 0
Спасибо, Виталий! Вы настоящий клад для исследователей истории города! smile
Жаль, что такая ценная информация может утонуть в этом "мировоззренческом" междусобойчике.
Виталий Закржевский # 27 ноября 2018 в 20:31
+1 + -
+1 / 0
Yo, ну мои скромные познания не так уж и велики. Просто это мой город, как бы некоторые "змагары" не пытались себя в этом разубедить!
Виталий Закржевский # 25 ноября 2018 в 12:04
+4 + -
+4 / 0
Олег, внимательно посмотрел известные карты топосьёмки (Польской) 1933 года.Там видимо сознательно( чтобы враг не догадался) искажены положения и форта( он вообще "закрашен" якобы лесопосадками) и положение стрельбища ( оно зачем то разделено на два!).А уж дер.Плоска( дорога там от Красногвардейской практически прямая линия...)вообще в другом месте,- с километр ближе к Берёзовке.
Поэтому судить по старым картам тоже надо весьма осторожно. Лучше если это военные- "двухвёрстки"!
Денис Марук # 23 ноября 2018 в 21:06
+10 + -
+13 / -3
Я смотрю, Олег, ты уже подготовился к новому закону smile Бред же, очередной, а не закон. Бацька же не так давно относительно своих 8888 дней восхищался политикой того, кого теперь нельзя публиковать и демонстрировать в Belarus
Олег Полищук # 23 ноября 2018 в 21:13
+13 + -
+13 / 0
Ты абсолютно прав! smile
Виталий Закржевский # 24 ноября 2018 в 08:45
+12 + -
+13 / -1
Очередной показатель полного идиотизма..., а может просто желания "проявить себя" и стараться быть "святее Папы Римского"- знакомая картина.
Это чтобы не публиковать оригиналы документов из-за наличия на них знаков той власти....надо додуматься! Вот уж где фальсификация истории налицо!
Дай волю этим "идейным святошам"( лицемерным и холуйствующим!) так они и знаменитое «Arbeit macht frei» запретят и отправят на переплавку!
А как же... тоже нацистский лозунг!
читатель # 24 ноября 2018 в 10:31
+19 + -
+21 / -2
Дед красавчик, в 91 год и на кедиках и шнапсу могёт! Дожить бы мне до таких лет с такой памятью.
Алексей # 25 ноября 2018 в 22:47
-4 + -
+9 / -13
О чём вы тут..?
Большая часть населения находившегося под оккупацией сотрудничало с фашистами, помогало им.., а куда им было деваться.
Соответственно по приходу коммунистов они стали для коммунист, как пособники фашистам- предателями. Соответственно коммунисты для населения, помогавшего фашистам, стали врагами, что мы и наблюдаем в этом рассказе.
И что? какие выводы? фашисты хорошие, а коммунисты плохие?Далеко пойдём....
Пора мозги включить.
отключен Javascript

Онлайн радио


Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.