mts.byhttps://tv.mts.by/channels/nowШкола Май Бэбиshop.mts.byЦентр семейной стоматологии «Дентико»

ГлавнаяНовостиИстория БрестаВ поисках брестских художников-витражистов. Часть II

В поисках брестских художников-витражистов. Часть II

После выхода первой части материала о брестских витражах советского периода, наша история получила неожиданное продолжение. Так появилась вторая незапланированная часть статьи. Она поставит точку в небольшом, но увлекательном расследовании которое началось при написании предыдущего материала.

Признаться, мы не задумывались о том, чтобы писать продолжение этой истории. Нам казалось, что максимум уже выполнен. Авторы сохранившихся витражей к сожалению не были найдены и найти их не представлялось возможным. Однако мы смогли установить фамилии нескольких художников-монументалистов Бреста, которые занимались изготовлением витражей в нашем городе в период 70-80-х годов прошлого века. Но как сообщил достоверный источник, двое из трёх художников ушли из жизни.

После выхода статьи прошло порядка двух недель. И вот с нами связался по телефону сын одного из упомянутых художников и сообщил, что его отец Марат Григорьевич Климов на самом деле – жив! Он несколько раз в этом году лежал в больнице, боролся с непростой болезнью и видимо кто-то  посчитал, что художника не стало.  Родственники с пониманием отнеслись к этому недоразумению и согласились организовать встречу с Маратом Гргорьевичем.

Марат Григорьевич Климов – художник-монументалист Брестского комбината «Мастацтва», человек эпохи, автор большинства брестских витражей, а так же стеклянных полотен по всей Брестской области. Работает в Бресте с 1968 года.

Долгое время он создавал витражи в тандеме с Николаевым Владимиром Александровичем, с ним же делил авторство полотен. Мастерская художников много лет находилась в центре города, на улице Гоголя. Там они неделями собирали стеклянные секции, используя свинцовую пайку. Ни о каких средствах защиты в то время и речи не было. Витражисты вдыхали во время работы пары свинца, что, конечно, не могло не сказаться на их здоровье.

Витраж в холле областной библиотеки им.Горького. Автор Марат Григорьевич Климов.

Несмотря на свой преклонный возраст, Марат Григорьевич встречал нас на пороге своего дома крепким рукопожатием. Благодаря именно этим рукам Брест получил уникальное художественное наследие. Марат Григорьевич рассказывал об этапах создания витражей. Сначала он рисовал эскиз на заданную тему, а потом после долгих и неоднократных согласований кропотливо воплощал его в жизнь. По словам художника, на изготовление одного витража уходило от одного, до трех месяцев. Стекло привозили из разных мест. И хотя витражи в советское время пользовались популярностью, а художники-монументалисты были на особом счету, далеко не всегда удавалось получить тот материал, который был необходим.

Например, по задумке Марата Григорьевича некоторые элементы стеклянного панно в ДК Профсоюзов должны были быть из матового стекла. Но на тот момент его в наличии не оказалось. Тогда художник пошёл на хитрость и заклеил нужные ему стеклянные части тонким картоном. Увы, после очередной генеральной уборки в учреждении картонные детали от стекла отпали. Правда, это не самое печальное.  Настоящую грусть мы заметили на лице Марата Григорьевича, когда спросили его, как он относится к тому, что многие его работы не сохранились.  Художник ничего не ответил, но тяжело вздохнул, отвёл взгляд и переменил тему беседы.

Утраченный витраж в холле кинотеатра "Мир". Автор Марат Григорьевич Климов.

Удивительно, но все макеты, проекты, слайды и фотографии монументальных полотен мастер сохранил, создав, таким образом, свой домашний художественный архив. Благодаря этому архиву нам удалось узнать, что Марат Григорьевич в 80-х годах был автором не только брестских витражей, но и работ в Пинске, Дрогичине и других городах брестского региона.

Слайд с изображением витража в холле 2 этажа кинотеатра "Беларусь". Автор Марат Григорьевич Климов.

Витражами украшали, в основном, государственные учреждения. Поступали заказы от промышленных предприятий региона. К примеру, мозаичным витражем был украшен лестничный марш брестского завода бытовой химии.  Наш ковровый комбинат заказал два витража для подшефного детского сада №14 по улице Мицкевича в Бресте. Но, к сожалению, эти витражи не сохранились.

Несколько лет назад во время проведения ремонта они были заменены на современные стеклопакеты. По словам руководства детского сада, витражи утилизировали. Такая же судьба постигла работы художника в спортивном комплексе БрГУ, украшавшие детский бассейн, большой витраж в холле кинотеатра «Мир», а так же полотно со сказочным мотивом на лестничном марше универмага «Детский мир» в Бресте.

Многие работы Марата Григорьевича и его коллег навсегда потеряны для потомков. Да и сохранившиеся полотна находятся под угрозой исчезновения. Современная «евроремонтная» тенденция неумолима.

В заключение не можем не отметить, что Марат Григорьевич Климов — единственный художник-монументалист Бреста, получивший в советское время награду — Орден «Знак почета». Мы по праву можем гордится, что такой человек живёт в нашем городе и мы всё ещё можем любоваться его, на первый взгляд, хрупкими, но, на самом деле, почти вечными творениями.

P.S. Ниже мы представляем результаты нашего небольшого исследования – перечень сохранившихся витражей, время их создания и авторство приведённых работ.

 

 

 

Олег Полищук, Ольга Ухналёва специально для социального портала Реальный Брест

 

 

 

Похожие статьи:

История БрестаЛегенда Бреста – Михаил Абрамович Сарвер

История БрестаАлександр Семенович Зданович, библиотекарь Русской гимназии в Бресте-над-Бугом

История БрестаБрестский железнодорожный вокзал в годы столицы Полесского воеводства Польши

История БрестаСтаринную обитель милосердия продают как гараж?

История БрестаРокоссовский белорус? Установлен новый факт в биографии полководца

Поделиться:
Комментарии (1)

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.