mts.byshop.mts.byШкола Май Бэбиhttps://tv.mts.by/channels/nowЦентр семейной стоматологии «Дентико»

ГлавнаяНовостиИстория БрестаВ поисках брестских художников – витражистов

В поисках брестских художников – витражистов

Художественное наследие Бреста невелико. Но его разноцветные кусочки, разбросанные по всему городу, можно соединить в один большой узор. Не берёмся составлять картотеку произведений искусства Бреста, но прогуляемся по тем местам, где от прикосновения солнца радугой загораются витражи.

Сама идея разглядывать картину сквозь проникающий свет пленила художников в очень далёком прошлом. Те, кто бывал в Европе, наверняка не могли не восхититься витражами старинных замков, дворцов, храмов и монастырей. В нашем городе витражное искусство тоже имеет свою, пусть и скромную, историю. Галерея «стеклянных картин» Бреста невелика. Большинство брестчан наверняка с лёгкостью назовёт самые известные из них: витражи в ДК Профсоюзов, в Центре молодёжного творчества и в спортивном комплексе педагогического университета.

Тематический витраж на лестничном марше старого корпуса БрГУ. Автор неизвестен.

Когда мы начали собирать материал на эту тему, оказалось, что информация о создании витражей в нашем городе, о том, когда и кем они были сделаны,  просто отсутствует. Поиск специалистов, создателей витражей в Бресте в период 1970-1980 г.г., тех, кто бы мог об этом вспомнить и хоть что-то рассказать, затянулся почти на 2 месяца. Нам не смогли помочь даже в Брестском отделении союза художников Беларуси. Не удалось отыскать информацию и в документах организаций, где размещены витражи. Наша «разноцветная история» превращалась в детективную.

Витражная композиция в холле 2-го этажа здания дискоклуба в городском парке. Автор неизвестен.

Но, давайте ненадолго отойдём от информационной части нашего повествования и полюбуемся игрой цвета и света на стеклянных полотнах. Эпохой рассвета витражного искусства на территории Беларуси можно назвать вторую половину XIX в. – начало XX в. Именно в этот период на территории страны были созданы поистине великие работы во дворцах и усадьбах, костелах и общественных зданиях.

Примером этой традиции может послужить витраж в костёле по улице Ленина. Рассматривать его лучше в первой половине дня, когда лучи солнца пронизывают его тонкую поверхность. В такие минуты понимаешь, почему витражи веками вдохновляли поэтов и писателей:

Переплетение цветное,
Оконный стрельчатый пейзаж,
Святые, ангелы, герои,
И называется — витраж.

Зеленый, красный, желтый, синий,
Он лихо буйствует, пока
В перекрещенье строгих линий
Не застывает на века.

С конца 70-х годов на просторах СССР активно развивается монументальный стиль. При строительстве общественных зданий было принято украшать фасады художественной отделкой. Сюжетами для создания мозаичных и витражных панно стали темы, соответствующие идеологии того периода – космос, труд, наука, спорт и другие советские достижения.

Витраж в холле 2-го этажа Дворца культуры профсоюзов в Бресте. Автор неизвестен.

«Проектами, реализацией витражей и других монументально-декоративных работ, занимался художественный комбинат БССР в городе Минске. Цветные стекла заказывали в Брянске, цветные обожженные - в Риге. Местные делали литое стекло в Берёзовке (завод Неман), весь СССР там отоваривался», - поясняет белорусский художник Сергей Гриневич.

К примеру, витражная композиция в холле ЦМТ выполнена с использованием цветного стекла завода «Неман» в 1987 году. Автор неизвестен. 

Заведующая выставочным залом на улице Советская, Екатерина Шевченко, рассказывает: «Создание витражей было сложным и трудоёмким процессом. Хоть эта работа была самой высокооплачиваемой, она требовала индивидуального подхода и точности. Не каждый брался за неё».

Екатерина Владимировна помогла найти информацию, что в 70-80-е годы прошлого века витражами в Бресте занимались такие художники как Марат Григорьевич Климов, Владимир Александрович Николаев и Александр Васильевич Пашкевич. К сожалению, Николаев А.В. и Климов М.Г. ушли из жизни. 

Витарж "Гордая, непокоренная Брестская крепость". 1985 год. Музей обороны Брестской крепости. 

Найти художника Пашкевича оказалось весьма не простой задачей. В конечном итоге помогли социальные сети. Благодаря им нам удалось найти жену Александра Пашкевича, которая предоставила номер городского телефона художника. К сожалению по этому номеру никто не отвечал. Лишь спустя время с нами связалась дочь витражиста увидев наше обращение в соцсетях. И только после этого удалось организовать встречу с Александром.

«В советское время одна подготовка к созданию витража чего стоила!» - рассказывает художник  Александр Пашкевич, – «Сначала художественный комбинат обьявлял конкурс на лучший эскиз. Это в том случае, если речь шла о создании тематического витража, а не абстракции из стекла. Потом художник должен был представлять свой эскиз лично перед комиссией. Что-то исправляли, что-то дополняли. У каждого витража, как и у картины, было свое название. Далее необходимо было выполнить свой проект в цвете, в натуральную величину, из бумаги. Мы это называли «картон». И только после окончательного утверждения можно было приступать к воплощению. Каждый тематический витраж - это кропотливая работа отдельного художника или группы. Печально видеть, когда во время реконструкции или ремонта витражи меняют на пластиковые окна. В эти работы художники вкладывали частичку себя, душу».

Утраченный витраж лестничного марша в магазине «Детский мир». Автор неизвестен. Судьба витража также покрыта тайной. Фото 2012 год.

В начале 90-х витражи были на пике популярности среди населения. Художников приглашали в частном порядке для выполнения индивидуальных заказов в квартирах и коттеджах. После распада Советского Союза монументально-декоративное искусство перестало существовать. Не стало страны, не стало идеологии, не стало у художников заказов. Да и мода на витражи в квартирах прошла. Наступило очень тяжелое время. Художникам приходилось искать средства к существованию, перебиваться случайными заработками, и чаще это была работа, не связанная с творчеством.

Витражная группа в холле 2-го этажа спортивного комплекса БрГУ. Автор неизвестен.

Сегодня витражистов советской школы в Бресте почти не осталось. По словам Александра Пашкевича, это уже мало кому интересно. Новое время, новые тенденции. Монуметально-декоративное искусство осталось в прошлом.

Но, согласятся ли с этим жители Бреста? Действительно ли это никому не нужно? Или же хрупкие полотна по-прежнему притягивают к себе, восхищают и удивляют? Разве не вызывают уважения труд, терпение и мастерство безымянных художников? И поднимется ли чья-то рука, чтобы превратить в прах свидетелей иных эпох - брестские витражи?

Послесловие:

… У меня есть конкретное предложение:
Заменить все стёкла на витражи,
Чтобы видеть в окне не свое отражение,
А цветные картинки и миражи.

Выражаем благодарность за помощь в создании данного материала Сергею Гриневичу, Александру Пашкевичу, Екатерине Шевченко, Марине Пашкевич.

 

 

Олег Полищук, Ольга Ухналёва специально для социального портала Реальный Брест

 

 

 

Похожие статьи:

История БрестаПривет Бресту из марта 1917-го

История БрестаСемья Бич на перепутьях времен

История БрестаО контрабанде «антика» через «Варшавский мост» в 2000-е…

История БрестаВторая жизнь форта литеры «М» в центре Бреста

История БрестаПочему Варлама Кублашвили называли «грозой контрабандистов»?

Поделиться:
Комментарии (3)

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.