Реальный Брест

дентикоШкола Май Бэбиkris.byeos.byАйТИ ШАГ

ГлавнаяБлогиСочинение на тему...Повесть о предке

Повесть о предке

+23
Голосов: 29
Карма+ Карма-
Опубликовано: 645 дней назад (12 января 2017)
Редактировалось: 8 раз — последний сегодня в 02:53
Брест – удивительный город! Его не раз сжигали и разрушали, захватывали одни, потом другие, меняя власть. Но неизменным оставалось одно - местные жители. Брестчане. Те, что выстояли, пройдя все трудности и испытания. Не покинувшие в поисках лучшей жизни родной край навсегда, а продолжающие жить на своей земле. У себя дома. Это повествование без вымысла и преувеличений записано мной с рассказов моего дедушки. Это - Правда, такая, какая есть, без идеологически выверенных предложений. ХХ век глазами коренного брестчанина.

Мой дедушка Иван Григорьевич Марцинкевич родился в Брест-Литовске, Гродненской губернии, Брестского уезда в декабре 16 дня, 1905 года. По национальности он был поляком. Вместе со своей семьей - отцом Григорием, матерью Акулиной, старшими братьями Николаем, Георгием и Александром он проживал в предместье Шпановичи, в доме из деревянного теса, на собственной земле, приобретенной по купчей предыдущими поколениями Марцинкевичей.

Повесть о предке

Шпановичи поначалу были небольшой деревенькой. Но в связи с тем, что город стремительно разрастался, в начале ХХ века они стали южной окраиной Брест-Литовска. Расположено было предместье на берегу Мухавца. В его деревянных домах проживали, в основном, простые работяги: люди разных национальностей и профессий, народ своенравный и лихой. Место, где по вечерам даже околоточный не появлялся. Но, например, соседом семьи моего деда был Карл Зайдель, владелец кожевенного завода, располагавшегося неподалеку на этой же улице.

Повесть о предке

Дед мой всегда был довольно молчалив, но иногда позволял себе повспоминать свою нелегкую жизнь. Я собрал здесь эти воспоминания по крупинкам, обрывкам разговоров и встреч, и поэтому дальше поведу повествование от имени своего деда.

«Отец мой Григорий из бывших служивых, во время Русско-Турецкой войны принимал участие в боях за Шипкинский перевал, где был ранен. Из наград за службу имел «Георгия». Обучен был грамоте, за что пользовался уважением в предместье. Неграмотные крестьяне были частые гости у нашего отца, т.к. имели к нему постоянные просьбы в составлении или прочтении бумаг. А вообще-то, он держал лошадей, имел несколько бричек и занимался частным извозом по городу.

Отец всегда нам твердил, что надо выучиться грамоте, и именно поэтому, несмотря на происхождение и недостаток средств, я был определен в одну из гимназий Брест-Литовска по достижении 6 лет. Занятия велись на польском и русском языках, хотя в нашей семье мы чаще говорили на польском. Учеба давалась легко, и учиться мне нравилось! Особенно полюбились грамматика, чистописание и арифметика. Всегда имел похвалу от преподавателей, а по завершении очередного учебного года за положительные отметки получил от отца подарок - губную гармонь. «Вот закончишь следующий класс, куплю тебе перочинный нож», - обещал отец. Однако этому случиться было не суждено… Вследствие болезни отец скоропостижно ушел из жизни, это случилось в 1914 году. Схоронили его на Тришинском кладбище.

Все изменилось в начале лета 1915 года. В Европе во всю полыхала Первая мировая война. Неприятель был на подступах к Брест-Литовску, и командованием фронта было принято решение эвакуировать жителей города вглубь Империи. Таким образом, мы - четверо братьев и мать - оказались в одном из поездных составов, увозившим нас в неизвестность. А в Брест-Литовске остались заколоченный дом и мое прерванное детство. Приютом для многих эвакуированных по решению властей стал уездный город Саратов.

Саратовское Поволжье - некогда богатый край - переживал не самые лучшие свои времена. Саратов в те годы являлся главным центром формирования запасных воинских частей Империи. Практически все школы и любые капитальные строения были заняты военными. Поэтому учиться дальше, при всем моем желании, мне так и не довелось... По началу для эвакуированных были построены деревянные бараки. Но прибывающих было так много, что их стали размещать в бывших фабричных корпусах, тем более все производство было остановлено еще с началом войны. Беженцам не хватало еды и одежды. Фабричные корпуса не отапливались. Спать приходилось на полу на небольшой охапке соломы. Отсутствие бани и других условий дали свои результаты. Среди беженцев вспыхнула эпидемия сыпного тифа…

Наступила октябрьская революция. Помню, митинг был крупный в центре Саратова, народу много. Выступал кто-то. Мы с пацанами пробрались поближе, влезли на дерево и оттуда наблюдали за происходящим. Толпы гражданских, да и военных много. Какой-то невысокий человек очень эмоционально выступал с речью. Я его тогда хорошо запомнил. Его изображение потом повсюду было. В Бресте ему памятник на главной площади стоит.

После наступил голод. Наша семья перебралась из города в одну из ближайших деревень. Вероятно, это нас и спасло. Деревня есть деревня. Тут хотя бы всегда была еда. Часто ходили вместе с рыбаками. Обратно везли рыбу и соль. С этого и жили.

Весной 1922 года пришло письмо, которое мы ждали все эти годы! Наши знакомые из Брест-Литовска писали о том, что новое правительство Польши, к которому теперь были присоединены эти земли, предлагает вернуться обратно всем жителям, проживавшим до эвакуации в этом городе. Приоритет в первую очередь отдавался полякам по происхождению. Для возвращения было достаточно несколько свидетелей из числа местного населения, которые бы согласились подтвердить в магистрате города, что ты ранее проживал в Бресте. К этому времени брат Александр уже обзавелся семьей в Саратове, а Георгий уехал искать лучшей доли в Харбин. Более вестей от него не было… В июне 1922 года, мы с Николаем и матерью вернулась в родные края. Брест стал другим, он был сильно разрушен. Пока шел процесс оформления документов, жили на своем участке, в землянке. Дом сгорел во время войны. Чуть позже магистрат города выделил компенсацию на постройку нового дома.
Повесть о предке

Документ со штампом магистрата Бреста над Бугом, на основании которого было получено польское гражданство. Тот самый, где вписывались два свидетеля
.

Шло время, налаживался быт. Женились мы с братом только после смерти матери. Я работал в польской строительной фирме. А в 30-х годах устроился работать поваром солдатской столовой в военную часть, в Траугуттово, что в Южном городке. Там мне разрешали забирать домой остатки хлеба, которые солдаты недоедали. Это был нормальный, порезанный хлеб, который просто оставался на столах в конце дня. Я его собирал в мешок, отвозил домой и сушил сухари. Потом их использовали в хозяйстве (для кур). Сухарей было очень много, и, что примечательно, во время оккупации 1941-1944 г.г. они пригодились по прямому назначению, т.к. есть было нечего. Бывало, в кипяточке его размочишь, и вроде как поел. Более того, этими сухарями помогал соседям, часть из них передал партизанам, что впоследствии оказалось очень для нас плачевно.

Брест в польский период запомнился на всю жизнь, как цветущий и зажиточный город. Лучше, чем как при поляках, мы не жили. Я, работая строителем и потом поваром, смог построить еще один дом на Граевке. Он стал приданым одной из моих дочерей, а их у меня было к 1939 году две - Нина и Валя. Приобрел в семью «ровер» (велосипед) и для себя наручные часы, что являлось нормой для каждой среднестатистической семьи Бреста-над-Бугом. Купил себе новую губную гармонику и мог часами играть на ней, наблюдая, как под ее звуки смешно танцуют мои маленькие девочки. Накопили для жены на новую швейную машинку «Зингер», которая в то время стоила целое состояние. Жена шила новую и перешивала старую одежду для людей, а я открыл на дому частный ремонт обуви, чтобы было чем заняться в свободное время. На местный рынок возил и продавал овощи с огорода, которые всегда хорошо росли. Собственно говоря, кто хотел, тот зарабатывал в то время, и хватало всем. Бедными тогда только лодыри были.

Повесть о предке
1925 год
Ушел из жизни двоюродный брат Володя… Я похоронил его рядом с нашим отцом, все там же, на Тришинском кладбище. Памятники для них сделал и установил сам. Брат не дожил совсем немного, до тех времен, когда волею судьбы наш город снова оказался в центре очередных исторических событий. И новые испытания легли незримым отпечатком на наших судьбах.

В 1939 году власть сменилась, и в этот раз пришли Советы. Скажу как есть, их тут не любили, это правда. У нас была хорошая жизнь, и лишила ее нас новая война. В первое время новые власти смотрели на нас, как на зажиточных, т.е., как на врагов. Для них в диковинку было то, что у многих в городе велосипеды, и все мужчины ходят с наручными часами, а женщины красиво одеты. Я продолжал работать поваром в военной части там же, в Южном городке. Только теперь уже готовил еду для советских солдат. В скором времени в городе начались «чистки». Увозили в Сибирь порой за то, что человек нанимал в польское время для обработки земли вольнонаемных. Такие факты рассматривали, как эксплуатацию человека человеком, и этого было достаточно, чтобы причислить тебя к панам-эксплуататорам, а следовательно - к врагам пролетариата.

Пришло однажды и мое время, вызвали и меня в управление. Там предложили подписать дарственную на дом, который я построил на Граевке, в пользу нужд Красной армии. Помню, сидит, курит и говорит, дескать, у тебя есть один дом, довольно тебе, а путевочку в Сибирь мы легко обеспечим, если не подпишешь. Тут командиров селить негде, а некоторые жируют, по два дома имеют! У тебя дети, подумай.

К объяснениям, что я простой работяга и все это строил сам, за свои «кровные» и своими руками, для дочери, никто не прислушался… Пришлось подписать, другого выбора не было.

А в начале лета 1941 года, перед самой войной (36 лет мне тогда было), призвали меня на службу в советскую армию на несколько месяцев, т.н. «приписники». Всех остригли наголо, дали форму. Поскольку я имел строительные навыки, то попал в подразделение, которое строило военный аэродром около Берёзы. Работы много было. Там я и встретил еще одну войну.

Помню, как налетели немецкие самолеты и начали обстрел. Все, включая командиров, рванули кто куда, врассыпную. Рядом было пшеничное поле, вот в нем и прятались. А когда все утихло, собрались на плацу, и оказалось, что из всех командиров с нами остался один лейтенант. Куда делись остальные офицеры и часть солдат, никто не знал. На место сбора вышло нас немного. Лейтенант этот - мальчишка совсем, только учебу закончил, растерялся по началу, не знает что делать, стоит, смотрит на нас, слова сказать не может. Потом немного пришел в себя. Из уцелевшей техники нашлась одна грузовая машина. Сели в нее и поехали в Березу. По дороге снова попали под обстрел самолета. На ходу из кузова выпрыгивали и отползали с дороги. Но водитель, лейтенант наш и еще несколько человек погибли, а машина вышла из строя. Самолет этот «прошил» ее всю из пулеметов. Осталось нас в живых семь человек. Четверо солдат и трое приписников без командира и без оружия. Что делать? Решили разделиться. Солдаты пошли сами по себе, а мы - сами по себе.

Кто-то предложил возвращаться домой, в Брест. Ну, а что еще оставалось? Смекнули мы, что в военной форме оставаться опасно. В первой же деревне выпросили у хозяев старую гражданскую одежду и переоделись. На дороге, ведущей в Брест встретили колонну немецких мотоциклистов. Те сначала хотели стрелять в нас, но потом стали что-то спрашивать. А из нас никто немецкий не понимает, это потом уже научились. Спасло то, что мы начали с ними по-польски говорить, те вроде стволы опустили. Скрестили пальцы рук, изображая решетку, и говорим им, что якобы мы беглые заключенные. Тем более, все были пострижены наголо. Поверили. «Гут», - говорят, и не стали в нас стрелять, отпустили.

Чтобы снова так не попасться, спустились мы к реке Мухавец и пошли берегом. Вскоре набрели на лесопилку, где из подручных средств сделали плот. Плыли на нем только по ночам, попеременно сменяя друг друга на весле. Под утро находили укромные заросли камыша возле берега и там отсыпались. Так и добрались до Бреста.
В городской комендатуре встал я на учет, получил аусвайс и был назначен сапожником. Ремонтировал солдатскую обувь.

Через некоторое время к нам пришел родственник по линии жены (они жили с семьей в Гершонах) и говорит, дескать, приходили ко мне ночью партизаны, к стенке поставили, сказали, если не соберем им провиант, придут и убьют нас с женой и сыном. Я дал ему мешок тех самых сухарей. А родственник этот дальше пошел по хатам, где знакомые жили. Потом через железнодорожников получил для партизан фонари керосиновые. И весь этот провиант, который собрал по хатам, фонари, алкоголь, медикаменты, повез партизанам. Как и было оговорено, телегу с лошадью оставил на опушке леса, а сам вернулся домой.

Через некоторое время случилось то, чего так боялись. Выдал кто-то его... Как потом рассказывали местные, немцы долго не церемонились, быстро допросили, да и расстреляли их вместе с женой прямо возле дома, в Гершонах. Сын у них был, 7 лет, Лёва. Искали немцы и его. А ночью слышу стук в окно, выглядываю, Лёва этот стоит. «Дядя Ваня, меня ищут, что мне делать? Я да вас прибёг» - говорит. Прятали мы Лёву этого неделю в стогу сена, в нашем амбаре. Как стемнеет, носил ему покушать и водички еще на день. Потом, как улеглось все, я его на велосипеде отвез к нашей родне в Котельню-Боярскую. Лёву ростили всей родней. Я и после войны всегда был рядом с ним.

Однако на этом все не закончилось. Доносчик сообщил немцам еще и то, что собирать провиант для партизан помогали люди из Шпановичей. Под подозрение попали все мужчины молодого возраста. Пришли и в наш дом. Я как раз занимался починкой солдатской обуви. Ворвались, прикладом в спину, и погнали на улицу, в чем был. Дочь Нина выбежала за мной и вынесла мне тапочки. Посадили меня в грузовик, где были уже мужчины моего возраста, и повезли в гестапо. На допросе офицер рукояткой пистолета выбил мне два зуба и порвал губу. Потом еще избивали. Но, сказать-то нечего было, я ведь в самом деле ничего не знал. После такого «разговора», нас всех посадили снова в грузовик и повезли за город, на территорию старого, разрушенного форта.

Вечер уже был, смеркалось. Поставили нас перед ямой, в ней уже убитые лежали. Много людей. Помню, лежат трупы, слегка землей присыпаны, а земля над ними как живая, слегка шевелится. По восемь человек поставили в ряд. Страшно, люди плачут. Кто-то мочится непроизвольно. Пулемет на таком станке специальном стоит, и солдаты с ружьями в сторонке курят. Шутят между собой что-то, смеются. Офицеры отдельной группой собрались, один все что-то кивал в нашу сторону, потом другой рукой махнул и приказал нас обратно в машину усадить. Не знаю причины, почему не расстреляли, может решили на другой день отложить… Понимаю одно - судьба была жить.

Привезли нас в лагерь уже затемно. Он находился на территории старых складов, что возле Кобринского моста. Это не совсем был лагерь, больше, как пункт временного содержания. В нем находилось большое количество местных жителей. Тюрьма-то переполнена была. Обнесено было все в несколько рядов колючей проволокой. В самих складах не было ничего, только голый пол. Принесли какую-то баланду… От нее в прямом смысле пробрало. Попросился я у караульного в уборную. Она на улице была, у забора. В это время как раз ливень был сильный, вот караульный и отпустил меня одного. И тут как-то сам собой возник один план. Когда я бежал к уборной, увидел, что часовой стоит, укутавшись в плащ, прячется от сильного бокового дождя и ветра. Так я залез на крышу этого туалета, он деревянный был на несколько отделений. Как мог, разбежался и перепрыгнул несколько рядков натянутой проволоки. Упал, лежу и не дышу. Потом голову поднял осторожно, смотрю, а часовой как стоял, так и стоит, прячась от ливня. Дождь и ветер мне помогли. Пробрался я домой огородами, собрал детей и жену, кое-какие пожитки, запряг телегу, и уехали мы к своим родственникам в Котельню-Боярскую. Первое время прятались. Потом вроде улеглось, и никто меня не искал. Там и пробыли до конца оккупации.
Повесть о предке
Набережная Францыска Скорины. В прошлом Шпановичи.

Когда немцы ушли в 1944 году, мы вернулись в наш дом в Шпановичи в тот же день. Картина перед нами предстала ужасная! Пока нас не было, в доме жили немецкие солдаты. Так вот ни о какой пресловутой немецкой аккуратности не было и речи! Повсюду грязь, разбросанная одежда, разная амуниция, шинели валяются. В спешке, видимо, собирались, так и побросали все. Тогда впервые появились русские солдаты на нашей улице. Освободители. Вид у них был ужасный - измотанные, грязные, многие без нормальной обуви, в обмотках каких-то рваных. Пришли на реку помыться. Это сейчас тут пляж сделали, а раньше-то было общественное пастбище - на лугу коров местные пасли. А у наших соседей в хозяйстве был кабанчик, так вот солдаты советские нарисовали ему углем на боку свастику, отрезали у живого кабана кусок бедра и пустили его бегать по этому лугу. Тот визжит от боли диким криком, а этим смешно. Чуть позже, когда натешились, забили его.

После войны я продолжал работать строителем. Из самых значимых для меня работ стало, пожалуй, участие в строительстве нового здания ЖД вокзала. У меня родились еще две дочери Вера и Галя. Всех выдали замуж. Растили с женой внуков. Просто жили…»

P.S. Мой дед, Иван Григорьевич, ушел из жизни в 1990 году, не дожив совсем немного, до очередной смены власти. Но старик был и к этому готов, у него в этом плане был большой жизненный опыт и всегда наготове мешок сухарей, который постоянно хранился у нас в кладовке.

Повесть о предке
Поделиться:

Читайте также:

  • Большая драма одной маленькой брестской утки
    Большая драма одной маленькой брестской утки

    В Брест пришли морозы и наша местная река, на берегах которой постепенно разрастается современный город, стала замерзать. В данном фотоблоге, прогуливаясь по берегу Мухавца, я буду просто наблюда...

  • Они живут в Германии, а я нет ...
    Они живут в Германии, а я нет ...

    А я остаюсь, чтобы дальше пробивать белорусскую стену-систему равнодушия и бюрократии Буквально через несколько часов я покажу вам фотографии нового государственного приюта для бездомных животных,...

  • Эвакуировать нельзя оставить
    Эвакуировать нельзя оставить

    Поводом для написания данного блога послужила эвакуация моего автомобиля на штрафплощадку. Да, вчера я испытал шок, который испытывают те, кто направляясь к своему автомобилю, вдруг не обнаруживают...

  • Что мне не нравится на этом сайте
    Что мне не нравится на этом сайте

    Уже давно, наверное, больше года я достаточно регулярно посещаю этот сайт. Но с каждым разом он мне нравится все меньше и меньше. Попробую пояснить, почему. Как я понимаю, большая часть информаци...

Комментарии (45)
Анатолий Александрович # 12 января 2017 в 22:10
+25 + -
+25 / 0
Олег, спасибо. Интересно было читать про интересную судьбу твоего деда. Жаль, что не дожил до очередного поворота судьбы.
Виктория Скурко # 12 января 2017 в 22:44
+18 + -
+18 / 0
Здорово, Олег, что ты написал такой блог. Читать его не просто интересно. Читаешь и вспоминаешь своих дедушек и бабушек, то поколение, из которых бы гвозди делать... Это правильно - знать историю своего рода, историю своего города, историю своей родины. Но еще правильнее, когда такое знание в документах, фотографиях и подобных рассказах живет в семье. Спасибо, Олег!

P. S. А может быть среди читателей сайта найдутся люди, которые, в свою очередь, захотят поделиться историей своих предков? Было бы интересно почитать.
Андрей # 13 января 2017 в 05:31
+5 + -
+14 / -9
Попал я как-то к своим соседям на обед и моё внимание привлекло одно блюдо, на вопрос что это? пояснили " А это нас наша бабушка научила, каплун называется" , лёгкий шок разбудил интерес к этому но запросы в поисковиках выдавали совершенно иной рецепт, единственный легкодоступный и достоверный источник оказался украинской википедией, да и информации о западных кресах в польский период явно уступает количеством и качеством, а также очевидной пропагандистской направленностью в сравнении с востоком беларуси, что снова породило новый вопрос - почему так с информацией? Это результат узконаправленности грантов, или результат информационной войны стоит лишь догадываться... Я понимаю что взгляды у людей как и судьбы разные. Впечатления от рассказов моих предков относительно всех периодов менее радужные, но заострить внимание хотелось бы именно на польском периоде . По рассказам моей бабушки жизнь была голодной не смотря на деревню. Плодовые деревья были большой роскошью которой обладали зажиточные люди, поскольку каждое плодовое дерево было источником доходов, за воровство скажем яблок отбивали руки, да так что долго на них смотреть не хотелось. Росла на окраине деревни единственная доступная для детей груша-дичка с ужасно терпкими и мелкими плодами, за которую местной детворе приходилось воевать в прямом смысле, так что и они доставались не всегда, о садовых плодах приходилось только мечтать. К концу тридцатых один из родственников сломал толи руку толи ногу, как оказалось должную медицинскую помощь могли оказать лишь в Варшаве и Вильно, куда в последствии и пришлось его транспортировать одному из родственников на телеге с лошадью (и какие выводы о развитии медобслуживания напрашиваются?) . Образование было только на польском языке, ни о каком беларусском не было и речи, за ошибки и провинности наказывали строго, били линейкой по рукам, могли и рогозиной по пятой точке. Все предметы обихода от одежды до обуви изготавливали своими руками, покупка любого предмета была большим событием. На вопрос о дате рождения можно было услышать ответ к примеру " а когда бульбу сажали", не было это событием как сейчас. Рассказы бабушки по линии матери так же не выделяются особенной радужностью, в общем описать это можно одним словом вложенным в рецепт национального беларусского блюда каплун...
Местный # 13 января 2017 в 23:31
+13 + -
+17 / -4
Плодовое дерево роскошь? Где ваша деревня, скажите пожалуйста?
петушок-золотой гребешок # 14 января 2017 в 00:13
+9 + -
+15 / -6
Рассказы бабушки по линии матери так же не выделяются особенной радужностью, в общем описать это можно одним словом вложенным в рецепт национального беларусского блюда каплун...
Нефиговая у вас деревня получается, где яблоки роскошь, а Каплу́н обыденная снедь — специально откормленный на мясо, кастрированный петух или каплун, что и дало название блюду Каплун чаще употреблялся до начала XX века в европейской кухне, в основном французской, которая издавна ввела различие между четырьмя видами куриного мяса: курица, цыплёнок, пулярка и каплун. Все они отличались друг от друга вкусом, способом приготовления и предназначались для разных блюд. Каплуна готовили целиком, в основном запекали как парадное блюдо. Цыплят жарили и отваривали, курицу отваривали на бульоне и тушили кусочками, пулярку жарили целиком или половинками...
А в Украине каплун - это кастрированный поросенок до пяти и шести кг, запеченный целиком и фаршированный гречкой рисом и т.д....
Автор явно не из здешних мест.
Заказной коммент, ни слова правды, кроме того, что жить было тяжело, а воровать -плохо.
Аристарх # 14 января 2017 в 00:25
+7 + -
+16 / -9
Есть такая вещь, как факты. В этом случае надо просто посмотреть фотографии жителей Бреста польского, во время прогулок в городе. Посмотрите какие чистые улицы и как люди одеты и все станет понятно. Я никогда не поверю, что в деревнях голодали. Одно время даже интересовался этим вопросом. Так вот показатели в 1935 году самого захудалого хозяйства на Полесье, превосходили показатели самого передового колхоза БССР. Это о чём-то говорит.
Гісторыя # 14 января 2017 в 01:00
+23 + -
+29 / -6
Не варта спрачацца, пры якіх акупантах было лепш: рускіх, польскіх ці нямецкіх, бо ўсе яны імкнуліся знішчыць нас як народ. Ні пры адных прыхаднях беларусы не былі гаспадарамі свайго лёсу. Таму спрэчкі, якое зло лепшае, не маюць сэнсу.
Памятаем гісторыю свайго роду, свайго народу і будуем сваю дзяржаву Беларусь, дзе мы будзем паўнапраўнымі гаспадарамі.
Виталий Закржевский # 14 января 2017 в 01:03
-5 + -
+13 / -18
Гiсторыя, Вы что, на трибуне?
Андрей # 14 января 2017 в 03:41
+5 + -
+12 / -7
Как бы ответить всем да и сразу. Каплун - это слитая после варки картофеля вода с добавлением некоторой зелени и жира, в общем что бог послал. Как я подмечал правильная рецептура была лишь в украинской википедии. Моя бабушка любила готовить своим внукам печенье, которое сама считала очень вкусным, из муки воды и куриного яйца, сахар был лишь украшением, нам конечно это очень не нравилось, но ели лишь демонстративно дабы не обижать её, только сейчас я понимаю почему она его так любила, как любили (будучи взрослыми) дети блокадного Ленинграда обыкновенный хлеб. За недоедки хлеба можно было получить от бабушки "по шее", это считалось грехом, как и любая недоеденная пища. Её фраза "вы ещё не знаете что имеете" была довольно частой за обедом. Яблоневый сад удалось посадить лишь после войны и того самого злосчастного раскулачивания... прадед ходил по бывшим панским подворьям выбирая различные сорта, так и получились любимые бабушкины яблоки... Все деревни откуда мои предки находятся в Пружанском районе, я не хочу публиковать их названия уж извините. Факты действительно вещь упрямая , особенно когда интересуешься историей из различных источников, даже тех которые тебе нелицеприятно читать. Так уж получается что основной информационный обьём о затронутом периоде касателен жизням довольно немногочисленной, успешной прослойки общества, как будто кто то нарочно пытается идилизировать конкретный исторический период, и это действительно работает на людей слабо подготовленных. Для тех кто считает польский период замечательным я задам вопрос - " Какие были основания у украинских националистов так зверски ненавидеть поляков в период так называемой Волынской резни". Значение слова "полонизация" не просто так появилось в словаре. Риторика моих комментариев может показаться расисткой, но хочу заметить что политики и их ответственность не имеет ничего общего с простым польским народом. Перефразируя Яна Фрэнкеля скажу что нет никаких выдающихся рас, национальностей и вероисповеданий людей, есть лишь две расы, национальности и вероисповедания - людей порядочных и не порядочных.
Местный # 14 января 2017 в 03:52
+12 + -
+13 / -1
Пружанщина видать такая разная... Шерчово-Шерешево-Броды-Голосятино-Зосин....яблок всем хватало во все времена.
666 # 14 января 2017 в 12:24
+15 + -
+15 / 0
И у меня из пружанского района. И семья бабки - простая крестьянская семья беларусов, не паны, не городские, не кулаки (потому как потом служили в милиции, а там до 5го колена проверяли) могли себе позволить дать в долг поляку денег и потом за неуплату долга получили от него во владение земли с лесом (документ до сих пор храним). Да и в голод в деревни пружанского района проверить сложно леса с ягодами и грибами, земля там нормальная не такая уж жирная как на южном полесье, но если обрабатывать, то можно жить, и деревья были плодовые.

Собственно говоря, кто хотел, тот зарабатывал в то время, и хватало всем. Бедными тогда только лодыри были.
К этому можно добавить нехватку мужской рабочей силы. Ну типа если мужика на войне убило.

По другой линии бабка жила уже несколько км от польской территории под советами. Вот там уже сложнее было жить и работать, но и там бабушка рассказывала всегда в доме еда была (в войну только сложно было, суп из кортофельных очисток варили иногда). А до войны она на соседей смотрела, у которых работать некому было, так те да голодали.
пс # 14 января 2017 в 04:07
+13 + -
+15 / -2
Для тех кто считает польский период замечательным я задам вопрос - " Какие были основания у украинских националистов так зверски ненавидеть поляков в период так называемой Волынской резни".
Такие же которые заставили их после ненавидеть коммунистов, а сегодня "ихтамнетов"
666 # 14 января 2017 в 16:46
+11 + -
+11 / 0
И к чему это? Понятно, что при любой власти были лагеря и т.п.
Но возвращаясь к теме разговора и откидывая политическую составляющую угнетения местных той или иной соседкой.
Ваши родственники были в этом лагере и не смогли жить не впроголоть? Их арестовали, дом сожгли или еще что? Т.е. в чем конкретная причина? Поляки обложили непосильными налогами (их платили и за сад и за скотину и за лишнюю пахотную землю)?
Местный # 14 января 2017 в 20:45
+10 + -
+11 / -1
Да, капля в море трагедий ( 8000 заключенных), то ли дело борьба с местными при советской власти, только за период с 25 августа 1937 г. по 15 ноября 1938 г. в БССР было осуждено 19931 человек, из которых 17772 были расстреляны. И это еще не Западная Беларусь, где репрессии, расстрелы, посадки раскулачивание и коллективизация, а простым языком убийства, грабеж и воровство начались чуть позже...
Для тех кому интересно:
ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ СОВЕТСКИХ РЕПРЕССИЙ В БЕЛАРУСИ
Виталий Закржевский # 15 января 2017 в 22:58
+1 + -
+8 / -7
местный, но ведь как раз наибольшее число репрессированных в то время( среди них и оба моих деда) в разной форме, от расстрела( в большей части бессудного:двойки, тройки, общим списком!) до высылки в голое поле с 20 кг разрешённых "пожитков", были именно этнические русские, так что "нациянальную тему" я бы к этому делу не "пришивал"! Она была лишь "фоном".. если в России карали "уклонистов","вредителей" то в БССР и других республиках уже "националистов", но суть темы одна- произвол! И имя ему- Большевизм во всех формах его существования все 74 года!
Но ещё больше ,думаю, Вы удивитесь что я- внук Старого Большевика, члена ВКП(б) с дореволюционным стажем!
Воистину: Чудны дела Твои...
Местный # 15 января 2017 в 23:12
+9 + -
+9 / 0
Виталий, не в курсе как по национальному признаку шло деление в репрессиях, и об этом не пишу... потому как сам состою из разного роду племени...))) Я пишу про местных, вы не заметили?
Виталий Закржевский # 16 января 2017 в 00:11
+2 + -
+8 / -6
Местный, за два года "народной власти" местных не сильно успели "пошерстить", исключая конечно тех, кто был при "панах" у власти, в полиции, армии и т.п. Насколько мне известно( тема интересная и в нашем кругу обсуждаемая на достаточно приличном уровне), что только реабилитированных в 55-60 гг было более 350 человек, это речь идёт о расстрелянных в Минске командой "спецкомендатуры" , причём сюда не относятся те, кого взяли сразу, в первые недели и вывезли в лагеря в России и Украине.
Что до "национального" вопроса в репрессиях- так было ряд дел в СССР , например "менгрельское дело", "дело Еврейского комитета"...в разные годы Советской власти они были везде. В нашей местности(Западной Белоруссии) таких дел не было хотя бы потому,что не было крупных национальных объединений интеллигенции: писателей, артистов, врачей. Тут в основном селяне... но и это их не спасало!
Хотя членов КПЗБ ( так радостно встречавших "освободителей"!) тоже во всю хватали как Польских шпионов!
Old Boy # 14 января 2017 в 17:00
+7 + -
+17 / -10
А вот чисто положа руку на сердце: поляки, россияне, немцы...А сейчас что, всеобщее благоденствие? Или бедных нет? Или произвола нет? Налогов и поборов нет?
666 # 14 января 2017 в 17:32
+9 + -
+12 / -3
ОлдБой, да конечно правы.

Для человека с головой и руками можно жить хорошо в любое время. А если не отбирать у него вторую корову в общественный колхоз, то можно жить еще лучше...
Сьвядомы змагар # 14 января 2017 в 19:18
+21 + -
+24 / -3
Сёння мы маем уладу ў Беларусі, а не беларускую ўладу.
Виталий Закржевский # 15 января 2017 в 22:51
-6 + -
+4 / -10
Сьвядомый змагар, а вот о критериях "беларусскай улады" попрошу подробнее, что о меня настораживает ...
Андрей # 15 января 2017 в 07:30
+1 + -
+8 / -7
И всё таки я не могу понять зачем эти обязательные сравнения польского периода с советским? Я же писал на каком историческом периоде хочу акцентировать внимание, поскольку считаю его мало изученным. Я некоим образом не отрицал достоверность рассказа Олега, и в отличие от него мои почему то подверглись сомнению... Так вот господа оппоненты, вы хоть понимаете что вычеркнули из своего романтизированного представления целый класс общества, класс который послужил опорой многим революциям, бедных рабочих и крестьян. Наверное Польша того периода была самым райским местом на земле, где каждый жил счастливо, несмотря на голод в других странах, великую депрессию в США (куда счастливцы зачем то эмигрировали) и глобальную мировую угрозу, но кровавые комуняки вместе с РПЦ жестоко уничтожили честнейшее государство с великими надеждами... Меня поражает наивность любителей европы и всего что с ней связано. В капиталистической модели незыблемо вмуровано классовое неравенство , и дабы нам белорусам хорошо зажилось необходимо кому то обеднеть, и явно этот кто то не будет рад такому развитию событий, капитализм - это пирамида чем ближе к вершине тем меньше там места, и не надейтесь что вам кто то уступит своё. Это же элементарно Карл... А теперь ответ Олд бою, Сергей после развала СССР Из так называемой Беларуси получилось государство со скудными ресурсами, которому конкурировать скажем с тем же Казахстаном явно не соизмеримо, я уж молчу о других, но мечтают все как минимум об экономике Германии которую не может переплюнуть ни Польша ни Франция... Вопрос почему??? будете и дальше строить иллюзии??? Мы живём лучше чем может быть, у меня нет никаких оптимистических прогнозов для этого мира...
123 # 15 января 2017 в 17:16
+1 + -
+12 / -11
Андрей, вот для наглядности. Прогулка по городу Брест над Бугом. Обратите внимание, как одеты простые дамы. Ну и там на заднем фоне, тоже видны люди. Теперь скажите, они похожи на голодающих?

Андрей # 15 января 2017 в 19:37
+1 + -
+8 / -7
Для наглядности

Как вы понимаете обыкновенной фотографией не отобразишь полной картины, фотокарточка тогда стоила больших денег и обыкновенный бедняк не мог себе позволить такую роскошь, а если уж и мог то одевал всё самое лучшее, но ни как не повседневное, плюс ко всему а зачем фотографировать оборванцев???
Андрей # 15 января 2017 в 19:57
+1 + -
+7 / -6
данное фото не соответствует тому периоду, для наглядности примерно так выглядел сельский бедняк


Виталий Закржевский # 15 января 2017 в 22:48
+4 + -
+8 / -4
Андрей, а в каком году сделана эта фотография крестьян?
Виталий Закржевский # 15 января 2017 в 23:05
-2 + -
+4 / -6
Нынешняя ул.Пушкинская, "Сладкий уголок", до середины 70-х в угловом здании был "Детский мир". На фото народ видимо идёт из костёла.
Old Boy # 15 января 2017 в 17:35
+8 + -
+9 / -1
Как Вы, Андрей, думаете, сильно хорошо с ресурсами у Японии, Голландии или той же Польши?
Андрей # 15 января 2017 в 19:32
-2 + -
+4 / -6
Сергей факторов много, но смысл в другом - это несоизмеримость затраченных усилий в достижении одной и той же цели, плюс место которое отведено в глобальном мировом порядке т.е. все рынки планеты поделены и никто тебе своё место просто так не уступит.
Old Boy # 15 января 2017 в 19:52
+8 + -
+8 / 0
Ох, Андрей, боюсь я, что речь идёт не об соизменимости усилий, а об усилиях в принципе. Хотелось бы, чтоб как в ОАЭ, богатство из-под земли било само собой, а придётся, если что, как голландцам или японцам, собственным горбом и мозгами. А это та-а-а-ак сложно. cool
А место... Если так рассуждать, то и будет наше место в низах. Это касается не только страны, но и отдельного человека. Ибо "все хотят всего, но всех много, а вмего-мало". cool
Андрей452 # 15 января 2017 в 20:07
+1 + -
+6 / -5
Соизмеримость усилий , да и вообще сам передел наследства бывшего СССР как то несправедлив вам не кажется?
Местный # 15 января 2017 в 21:11
+11 + -
+13 / -2
И всё таки я не могу понять зачем эти обязательные сравнения польского периода с советским?
А зетем, что после польского пришел советский. И было что с чем сравнивать.
А точнее как раз после польского периода, местные Пружанщины попробывали на вкус разнообразное великолепие вашего "каплуна". А до этого свиньи если яблоки, а после перевелись...))) И ели его еще долго после Второй мировой войны.
Так вот господа оппоненты, вы хоть понимаете что вычеркнули из своего романтизированного представления целый класс общества, класс который послужил опорой многим революциям, бедных рабочих и крестьян.
Каким именно революциям на Пружанщине служили крестьяне и рабочии с 1918 по 1939? То что помогли россиянам избавиться от самодержавия попав после в другую еще худшего качества тиранию но уже большевиков? При этом после давая отпор (рабочими и крестьянами) под Слуцком большевикам Красной Армии? Провозгласив до этого Белорусскую Народную Республику?
Так может просто кто-то другой вычеркнул историю тех местных беларусов ?
Наверное Польша того периода была самым райским местом на земле, где каждый жил счастливо, несмотря на голод в других странах, великую депрессию в США (куда счастливцы зачем то эмигрировали) и глобальную мировую угрозу, но кровавые комуняки вместе с РПЦ жестоко уничтожили честнейшее государство с великими надеждами...

Наверно, раз несмотря на голод холод и каплун многие беларусы из крестьян и рабочих Пружанщины смогли пересечь Европу сесть
на теплоход и уплыть в Америку, Канаду и Аргентину ( а не в большивитскую Россию), а после слать посылки на Родину. Не представляю я сегодня, рабочих колхоза Ленинский Путь (Пружанский район) способных материально потянуть перелет через атлантику...)))
А другие наши земляки стали знаменитыми деятелями Израиля...
и дабы нам белорусам хорошо зажилось необходимо кому то обеднеть, и явно этот кто то не будет рад такому развитию событий, капитализм - это пирамида чем ближе к вершине тем меньше там места, и не надейтесь что вам кто то уступит своё. Это же элементарно Карл.
Это как в анекдоте :

— О, революция! Мой дед мечтал о революции! И чего же они хотят?
— Они хотят, чтобы не было богатых.
— Странно. Мой дед хотел, чтобы не было бедных.

И напоследок, Мой прадед, крестьянин из Пружанского района, голодный и холодный шлет привет из Буэнос-Айреса . 1925г.
Виталий Закржевский # 15 января 2017 в 22:47
+4 + -
+10 / -6
Местный, я не вступал в обсуждение темы, ибо отношусь к оккупантам, правда уже последней, третьей волны( послевоенных) и местных корней не имею. Но то, что народ здесь даже после войны ,жил куда лучше и богаче чем в остальном СССР- факт неоспоримый. Свидетельство тому,- письма моей бабушки, которая на писала из Гродно и Бреста в 1949-53 гг моим отцу и маме в Германию. Поражало изобилие и дешевизна продуктов на рынке.
Касаемо Аргентины, то в те годы( 20-40-е), Аргентина была на шестом месте в мире по экономическому потенциалу, уступая лишь США, Британии ,Германии,СССР и Франции, а по уровню жизни была на пятом месте вплоть до середины 50-х!
Что угробило экономику столь бурно развивающейся страны.... ДИКТАТУРА!!!
Андрей # 16 января 2017 в 00:16
+1 + -
+6 / -5
Сам каплун появился в западной беларуси именно в польский период как следствие голодной жизни, и считается национальным блюдом https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D1%83%D0%BD_(%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0) Я прекрасно понимаю что было после польского периода, но это отводит от сути выясняемого вопроса. Наличие нелегальной компартии, да и других партий противостоявших режиму Пилсудского на территории тогдашней Польши как минимум свидетельствуют о наличии социально незащищённых слоёв населения, поддерживающие тех самых злосчастных коммунистов. Но это вовсе не означает что такой была позиция всех граждан. То что идея социальной справедливости коммунизма, предложенная крестьянам, не совпадала в последствии с действительностью - это совершенно другой вопрос, но идея надежды на лучшую жизнь работала НЕ НА ПУСТОМ МЕСТЕ. Каких либо революций не было, но вооруженные выступления крестьян были, например в Кобринском уезде в августе 1933. Примечателен сам факт миграции белорусов в другие страны, одним из мотивов которой служила (уж явно не блаженная жизнь) отсутствие работы и рабочих мест и в итоге отсутствие средств к существованию. Естественно беднейшие слои не могли себе этого позволить на что свидетельствует ещё один факт, по некоторым данным количество перебежчиков в советскую Россию было сопоставимо с количеством мигрантов в другие страны. Если Польша того времени была такой счастливой страной, почему же от туда уезжали , а не наоборот?? Это сравнимо с современной миграцией в развитые страны.
Uladzimir Rybak # 15 января 2017 в 23:09
+9 + -
+11 / -2
Мне понравилось, интересно и правдиво написано. Но неудивительно, что находятся некоторые, которым, как говорил белорусский классик: "Бывае, прауда вочы коле.." Неплохо некоторым жилось и в 30-е, и в 40-е, и в 50-е, приближенным к властной кормушке. У моих родственников примерно такая же судьба. Родились в царской России, затем вынужденная эвакуация в Поволжье, в 1923 году возвращение в родную деревню Блудень, в Березовском районе. По словам моего дедушки, последние лет пять пред войной- это лучшие его годы жизни, только в конце 70-х годов, по его словам, в деревне стали жить богаче. И самое главное отличие, за "польским часом" власть видела в каждом свободного человека, обладающего не только обязанностями, но и правами. Да, в 20-30е процветала "полонизация", были польские школы и делопроизводство. Но ведь а как иначе? Cовдепия сама передала полякам Западную Беларусь, и новая власть стремилась навсегда утвердиться в "крэсах". Но кому не нравилось, действительно могли уехать в Америку, а в СССР что-то никто не стремился. Мой дедушка работал на железной дороге. Было большое хозяйство. По его словам, всегда был белый хлеб на столе, и до хлеба. Некоторые уже наверное забыли, что еще в 70-е были перебои даже с хлебом. Я учился в Ленинграде. Постоянно тащил оттуда масло, колбасу, ибо на селе и даже в Ивацевичах ничего этого не было в свободной продаже. Молодежь этого не застала, сейчас не верят. Но не пойму, как люди более старшего поколения могут нахваливать "совок"!
Виталий Закржевский # 16 января 2017 в 00:17
+2 + -
+8 / -6
Владимир, в 70-е уже не было... сухогрузы из США и Канады шли непрерывным потоком начиная с 1963 года. А вот в начале 60-х действительно( это уже на моей памяти) с хлебом было туговато! почти 60 лет прошло, а вкус и вид кукурузного хлеба я помню до сих пор.Народ даже так сказку переиначил:
Там ступа с Бабою Ягой
Нахально лезет за мукой,
А тридцать витязей прекрасных
Чредой стоят за постным маслом...
Людмила # 16 января 2017 в 01:35
+5 + -
+5 / 0
Олег, быть может вы знаете в каком доме жил брат деда Николай?
Олег Полищук # 17 января 2017 в 00:18
+6 + -
+6 / 0
Людмила, кое-что знаю от родственников. Если не сложно, напишите мне в личных сообщениях.
Uladzimir Rybak # 16 января 2017 в 02:01
+7 + -
+7 / 0
Виталий, я не знаю, как был с хлебом в начале 70-х в Бресте. Но прекрасно помню, что в Ивацевичах в начале 70-х годов, особенно почему-то в середине лета, с хлебом было напряженно. Все говорили, что весь старый урожай сьели, а новый еще не вырос. Отец приносил на обед хлеб со столовой лесозавода. А в торговле люди ждали в очередях по нескольку часов, пока подвезут хлеб. Самому лично приходилось стоять в этих очередях. Давали на руки по одной буханке. Поэтому я, как старший, занимал очередь, а потом ко мне еще присоединялись брат или сестра...
Алексей Бегер # 17 января 2017 в 13:17
+9 + -
+10 / -1
Спасибо Олег за интересный материал.

Остальным. Люди, имейте совесть, прекратите портить хороший материал своими " t10502 "
kunik # 17 января 2017 в 13:45
+6 + -
+7 / -1
Пиши Олег, пиши...
Veniamin Stenov # 10 сентября 2018 в 18:22
0 + -
+3 / -3
спасибо за интересную статью. Мой дед и прадед тоже родом из Шпанович.Я очень мало знал про эту деревню-а тут такой пласт истории интересный.
Спасибо!
Олег Полищук # 10 сентября 2018 в 18:30
+3 + -
+3 / 0
Вениамин, спасибо за отзыв! Знаете по какому адресу проживали Ваши родственники? Вдруг соседи ))
Veniamin Stenov # 11 сентября 2018 в 09:51
0 + -
+2 / -2
а как в личку написать?
отключен Javascript

Онлайн радио


Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.