Реальный Брест

дентикоШкола Май Бэбиkris.byeos.byАйТИ ШАГ

ГлавнаяНовостиИстория БрестаНа брестском католическом некрополе покоится один из отцов-основателей города Новосибирска, инженер-изыскатель Викентий Роецкий

На брестском католическом некрополе покоится один из отцов-основателей города Новосибирска, инженер-изыскатель Викентий Роецкий

Родился Викентий Роецкий в Варшаве 31 января 1861 года. Окончил Санкт-Петербургский Императорский университет «по математическому разряду со степенью кандидата» и Институт инженеров путей сообщения со званием «гражданского инженера с правом производства строительных работ».

В декабре 1887 года был  зачислен  рядовым в 145-й пехотный Новочеркасский полк, в июне 1888 года он стал унтер-офицером, а в сентябре уволился в запас. После службы в армии работал в железнодорожном ведомстве. Именно он возглавлял Обскую изыскательскую партию на строительстве Западно-Сибирской железной дороги, влившуюся в возглавляемую Н.Г. Гариным-Михайловским Колыванскую партию на правах отдельного изыскательского отряда, непосредственно занимавшегося поиском места для осуществления мостового перехода через реку Обь. Отряд  Викентия Роецкого тщательным образом  обследовал около ста верст берегов реки Обь вверх и вниз от Колывани. Были выделены и изучены возможные переходы в самых узких местах реки: у селений Скала, Дубровино, Ташара, Орск, Кривощёково и др. Обследования показали, что переход у Кривощёкова имел явные преимущества перед другими вариантами: наименьшую ширину русла и меньшую ширину разлива реки, которая протекала здесь в скалистой «трубе», не позволявшей ей отклониться и обеспечивавшей постоянный характер течения.

Объем работ отражен в одном из документов того времени, а именно в донесении Министру финансов С. Ю. Витте от начальника строительства дороги Михайловского: «По сведениям, полученным от инженера Роецкого, оставшегося в Колывани для съемки бассейна реки Обь, изыскания для линии железной дороги по пересечении Оби у села Кривощёково произведены у нескольких поселений. Намеченный изыскателями путь, по мнению инженера Роецкого, удовлетворяет всем техническим требованиям сооружения. Переход р. Обь у села Кривощёково и р. Томь у села Тутальского на всем пространстве этих рек – лучший»…»

              Инженеры-строители моста через Обь (1894)

Умение молодого специалиста профессионально определять перспективные направления были замечены и в Петербурге. В 1892 году инженеру  Роецкому за успешные изыскания был пожалован чин титулярного советника.

3 февраля 1893 года в Виленском римско-католическом приходском костёле Всех Святых старший инженер путей сообщения Викентий Роецкий вступил в брак с дворянкой Дези Жоховской. Молодая семья переехала в Челябинск, но жить оседло таким людям, как Роецкий, не суждено. Вскоре его направляют на строительство Запсиба в район города Петропавловска. В 1894 году в семье Роецких рождается дочь Янина-Мария.

Новосибирск образован в 1893 году — как посёлок строителей железнодорожного моста через Обь Транссибирской магистрали. Уже в первый год существования посёлка в российской печати появилось сообщение о том, что в районе строительства железнодорожного моста через р. Обь вырос с невероятной быстротой населённый пункт, который, по-видимому, должен иметь солидное будущее как крупный торговый центр («Записки Западно-Сибирского отдела императорского географического общества». Омск 1894 г. т. XXXV стр. 18). Посёлок получил имя императора Александра III (Александровский), а в 1895 году посёлок переименовали в честь нового царя в Новониколаевский.

Труд инженеров железной дороги не был «кабинетным». Вместе с рабочими изыскательских партий они проходили пешком по бездорожью сотни километров, чтобы лично убедиться в правильном выборе места для прокладки пути. Чрезмерные физические и умственные нагрузки не прошли бесследно для здоровья молодого инженера.

               

Первый железнодорожный мост через Обь

Первый тревожный «звонок» прозвучал в начале 1895 года, когда он попросил продлить текущий отпуск, в связи с нездоровьем. О недугах молодого инженера 11 марта 1895 года докладывал начальству и врач Западно-Сибирской железной дороги Николай Шмитц: «...наблюдается нарушение центральной нервной системы и как следствие - расстройство пищеварительных функций».

Отпуск Викентию Роецкому продлили, и он уехал из Сибири в Гродненскую губернию восстанавливать подорванное здоровье. Через несколько месяцев активного лечения Роецкому вроде бы стало лучше, и он вернулся к работе, ему присвоили чин коллежского асессора, родилась вторая дочь Мария-Тереза.

               Викентий Роецкий

Несмотря на то, что Викентий Роецкий, как и раньше, работал инженером, его прежнее должностное место за время болезни оказалось занятым. Возможно, именно этот факт стал причиной очередного ухудшения здоровья. Врач Шмитц снова шлёт телеграмму Михайловскому, отдыхающему в Санкт-Петербурге, но не успевает последний отреагировать, как следом отправляется ещё одна телеграмма, в которой врач фактически подписывает Роецкому приговор: «Ввиду безнадежного положения прошу разрешить В. И. Роецкому приехать в Челябинск, а также назначить комиссию для медицинского освидетельствования на предмет получения усиленной пенсии». Прошение об отправке больного в одну из университетских клиник только подчеркивало серьёзное положение дел.

Константин Михайловский, будучи начальником Роецкого, отнесся к его беде, как к своей собственной: он хлопочет о предоставлении больному и его семье отдельного вагона до Варшавы, в надежде, что смена обстановки благоприятно скажется на его самочувствии.  Вагон выделили, но только спустя полмесяца, поскольку отъезд совпал с проведением знаменитой Ирбитской ярмарки, и все вагоны были заняты на перевозке деловых людей и товаров. Однако добраться до дома ему было не суждено: Викентий Роецкий скончался 8 марта 1896 года в Брест-Литовске, где и был похоронен. Он прожил лишь 35 лет.

Памятник на могиле Викентия Роецкого

По мнению врачей именно последние три года чрезмерных физических и умственных нагрузок погубили его.

     

          Иван Чайчиц специально для социального портала «Реальный Брест»

 

 

Похожие статьи:

История БрестаЗадумывая небольшую стройку, брестчанин Данил Полянский и не предполагал, какой находкой это может обернуться

История Бреста«PHOTO VOGEL» в Брест-Литовске

История БрестаБрестская крепость – укрепрайон – железнодорожный вокзал. Мы прошлись по местам самых ожесточенных боев первого дня войны

История Бреста«Тени забытого Бреста»: экскурсионная прогулка с рассказом об истории города

История БрестаЕще один исторический люк польского периода появился на улице Советской

Поделиться:
Комментарии (2)
kunik # 20 января 2017 в 14:39
+8 + -
+8 / 0
Иван, вы продолжаете нас удивлять, своими рассказами.
Константин Голодяев (Новосибирск) # 23 января 2017 в 20:46
+2 + -
+2 / 0
Спасибо, Иван. Впервые увидели памятник на могиле одного их основателей нашего города. Вы не упомянули имя-отчества начальника строительства дороги Михайловского. Лучше бы это сделать во избежание путаницы. Это не Н.Г. Гарин-Михайловский, а его однофамилец К.Я. Михайловский. Константин Яковлевич.
отключен Javascript

Онлайн радио


Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.