Мин нет
Довольно часто в брестских средствах массовой информации мелькают новости о том, что на территории нашего города встречаются взрывоопасные предметы.
Обычно это артиллерийские снаряды, мины или гранаты времен Второй мировой войны. Сколько еще опасных находок в земле Бреста сложно сказать.
Одними из первых кто приступил к разминированию территории города, после его освобождения 28 июля 1944 года, были бойцы 8-го Гвардейского Краснознаменного батальона специального минирования. Штаб батальона располагался в Бресте на Маяковского, 13.
Центральный район города был разбит на три участка для каждой роты. Была произведена офицерская разведка, в результате которой были выявлены важнейшие объекты, подлежащие к разминированию в первую очередь.
В штаб батальона были представлены ротные планы разведки, на основании которых был составлен общебатальонный план разминирования города.
В первые, дни после освобождения города, в штаб по разминированию было большое количество запросов на разведку объектов для госучреждений и воинских частей.
4 августа 1944 года осмотр объектов первой очереди был закончен, и приступили к осмотру жилых домов. По окончании осмотра жилых домов производился повторный осмотр важнейших объектов города.
Боевое распоряжение, которое батальон получил еще 26 июля на разведку и разминирование Бреста, было выполнено 17 августа 1944 года.
На мосту при въезде в город Брест, со стороны Кобрина, было снято 400 кг ВВ (взрывчатого вещества) подготовленного немцами для взрыва моста. Были сняты две бомбы по 400 кг весом и два заряда ВВ, по 5 кг, подготовленные для взрыва канализационно-насосной станции города. На улице Пушкинская были подорваны неразорвавшиеся две авиабомбы и два артиллерийских снаряда. При очищении от боеприпасов одного из объектов был ранен гвардии сержант Мартынов, находился ни излечении в одном из госпиталей в Бресте.
Даже после того как город был полностью очищен, некоторые объекты находились на карантине и запрещалось их использование. Дело в том, что опасались мин замедленного действия (МЗД). И неспроста.
9 августа 1944 года в 14:00 на шоссе Кобрин-Брест произошел взрыв МЗД у подъезда к разрушенному мосту через реку Мухавец. Это дало основание считать, что в черте города и на подъездах к нему немцами были установлены мины замедленного действия. Поскольку где такие мины могли быть установлены, и на какое время, выяснить было невозможно, приняли решение перекрыть некоторые кварталы города (в районе современных улиц Куйбышева, Ленина и 17 сентября). Был устроен даже объезд этих кварталов для автомобильного транспорта.
Отчет по разведке и разминированию в городе Брест.
В это же время, начальник оперативной группы штаба по разминированию Бреста гвардии инженер-подполковник Титкин, докладывал в штаб 1-го Белорусского фронта, о том, что вопреки всем приказам госпиталями были самовольно заняты здания, которые считались еще под угрозой взрыва и требовали повторного обследования. Среди них здание бывшей «Мадьярской казармы» (сегодня здание управления Следственного комитета РБ по Брестской области) и «Польской школы» (сегодня здание Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина, корпус № 2).
В общей сложности в Бресте, за две недели после освобождения, был проверен 971 объект на наличие МЗД, сюрпризов и мин, 948 из которых составляли жилые дома.
Похожие статьи:
История Бреста → Свидетели нашей истории
История Бреста → Нацистские военные преступники в Бресте
История Бреста → Что хранит в себе музей спасённых художественных ценностей в Бресте?
История Бреста → «Брестскому курьеру» — 30 лет!
История Бреста → Мэр-католик Бреста Томаш Цалунь и его православная жена