Застывшее время перед вечностью
В выставочном зале историко-мемориального музея «Усадьба Немцевичей» в четверг, 16 февраля, состоялась презентация выставки «Прощальная память.
Посмертная фотография как часть нашей культуры». На ней представлены увеличенные копии 31 оригинальной фотографии, охватывающих период с середины 1930-х и до 1990 года. Большинство фотографий взяты из семейных архивов жителей Бреста и Брестской области, а также частных коллекций и из фондов музея-усадьбы «Пружанский палацик». Это первая фотовыставка в Республике Беларусь по данной тематике.
Запечатление образа умерших людей не новое явление в человеческой истории и уж точно никак не связано с изобретением фотографии. Ещё в древние времена пластическое искусство было призвано запечатлеть посмертные образы сильных мира сего. Достаточно вспомнить посмертную маску Тутанхамона в Древнем Египте. В Древнем Риме при похоронах патрициев изготавливались точные копии усопших в виде скульптур для использования в похоронном процессе, причем для достижения максимального сходства их изготавливали из воска.
Ритуал изготовления посмертных гипсовых масок и использования их для создания надгробных изображений существовал в Европе на протяжении нескольких веков. Так же нельзя не упомянуть роль живописи на этом поприще.
После изобретения фотографии замена рисованного портрета фотографическим произошла крайне быстро. Приблизительно в 50-х годах XIX столетия появляются заказные дагерротипы, изображающие умерших людей. В большинстве случаев речь идет о портретах младенцев и маленьких детей, но так же встречаются работы с более взрослыми портретируемыми.
Ранние посмертные фотографии изображали лицо умершего, крупным планом или тело целиком, реже в гробу. Умершего фотографировали таким образом, чтобы создать иллюзию глубокого сна, а иногда ему придавали непринуждённые позы, имитирующие живого человека. Фотографии эти заказывались родственниками усопшего вскоре после смерти и делались обычно на дому, хотя студийные снимки, особенно в период становления посмертной фотографии, тоже не редкость. В 1870-90-х вошли в моду совместные фотографии покойных и их скорбящих родственников. Особенно много сохранилось фотографий родителей с умершими детьми. Такие снимки были не как напоминание о смерти, а трогательное воспоминание о любимых и близких людях. Маленькая вещица, кусочек бумаги, переживающий время и человеческую память. Их не стыдились и не скрывали, показывали детям и внукам. Так же как и покойный был частью семьи, так и изображение его было полноправной частью семейного альбома. Они были визуализированной памятью, составляющей семейного древа, наравне с фотографиями членов семьи, сделанными при жизни.
Популярность посмертной фотографии пошла на спад к 1920-м годам, когда викторианская культура умерла окончательно. Впрочем, этот жанр дал всходы и в наших краях. Правда, отечественные фотографы жизнь не имитировали, а фиксировали все как есть. На более поздних посмертных снимках всё чаще умерших изображали в гробах, на снимке при этом запечатлевали всех родственников, знакомых и близких, присутствовавших на похоронах. Традиция делать и хранить такие снимки до сих пор сохраняется в некоторых странах Восточной Европы.
На территории Беларуси всегда проживало большое количество представителей самых разных национальностей, религий и религиозных конфессий. В соответствии с религиозными воззрениями скорбный ритуал имеет различия – иногда существенные, иногда почти незаметные.
Ритуал последнего прощания - окружение гроба вокруг, взгляд на мертвеца, взгляд в объектив. В ту пору такая не скрываемая от публики демонстрация горя считалась еще и проявлением душевной смелости. В отличии от наших современников, они не видели в смерти что-то особенное, её не чурались, как не чурались собственно и самого тела покойного. Зачастую эта посмертная фотография была единственным изображением покойного.
Кроме того фотографирование умерших являлось коммерческой работой — работой на заказ. Таким образом, фотограф в данном случае был инструментом визуализирования запросов современного ему общества. А посему эти фотографии становились фактически прямым отображением культуры, традиций и быта тех времён.
Конечно, сегодня у большинства из нас нет той любви, с которой смотрели на посмертную фотографию близкие покойного. Современный человек достаточно сильно абстрагирован и от смерти тоже — да, мы знаем, что есть смерть и что люди умирают, но уже давным-давно это происходит не перед нашими глазами, а за стенами больниц, за дверьми домов престарелых, за спинами медработников и т.д. Всё это порождает своего рода безразличие — мы не можем подключить наше сознание к восприятию этих фотографий, и всё же подсознательно мы воспринимаем тайну, притягивающую нас как магнит — тайну судьбы сфотографированного незнакомца, тайну его жизни и его смерти. И в конце концов, это вызывает глубокий психологическое несоответствие, которое выплескивается наружу в форме той или иной сильной эмоции. Именно это и объясняет столь четко выраженную полярность в отношении к посмертной фотографии. Так или иначе, человеческой душе вновь требуется духовное, а не материальное переживание — и это не может не радовать.
Фотовыставка «Прощальная память. Посмертная фотография как часть нашей культуры» будет демонстрироваться в течение месяца.
Координатор проекта Иван Чайчиц специально для социального портала «Реальный Брест»
Похожие статьи:
История Бреста → Усадьбы Рейтанов и Бохвицей - туристическая изюминка Ляховичского района
История Бреста → Князь Кейкуатов на брестской сцене
История Бреста → Первомайская демонстрация в Бресте, начало 80-х
История Бреста → Брест-Литовск в судьбе генерала Фези. Часть II
История Бреста → Митьки: история вчерашней деревни под Брестом