a-brest.by квартирыРекламодателямa-brest.by домаМахновича, 37Дентико

ГлавнаяНовостиИстория БрестаВремя перемен... Брест после падения «железного занавеса» в начале 90-х

Время перемен... Брест после падения «железного занавеса» в начале 90-х

Отрывок из книги А.М Суворова «Доверено страной»... Брест.Полиграфика, 2014

Крушение СССР ныне значится в одном ряду с самыми великими потрясениями ХХ века. Незадолго до этого пал «железный занавес», отделявший, а в действительности изолировавший «мир социализма» от остального мира.

Обычные советские граждане обрели возможность путешествовать за рубеж. И не раз в 15–20 лет по чудом распределенной путевке профкома, согласованной с парторганизацией, а гораздо чаще. Порядок выезда в бывшие соцстраны на переломе 80-х и 90-х годов, на романтической волне «гласности и перестройки», кардинально упроcтился. Вместе с либерализацией правил выезда народились новые туроператоры, которые весьма быстро сориентировались в обстановке. Поначалу их количество измерялось десятками, но очень скоро счет пошел на сотни, а затем — на тысячи.

Только в Беларуси в начале 90-х годов действовало свыше 700 компаний, в уставе которых, помимо розничной торговли, значилось оказание туристических услуг. И то, что новоявленные туроператоры Москвы, Минска, Смоленска, Твери или других городов зачастую арендовали «офисы» в полуподвальных помещениях на окраинах, в коридорах каких-нибудь котельных, никак не влияло на их активность. Советским людям требовались не бронированные номера классных отелей в Варшаве или Братиславе, а всего лишь так называемые ваучеры.

Эти бланки с разноцветными печатями никому не известных фирм, которые, однако, формально являлись достаточным основанием для загранпоездки, легко приобретались всеми желающими за небольшие деньги.

Последствия внезапно обрушившейся «свободы» далеко превзошли прогнозы специалистов. Начался величайший выездной бум, который когда либо отмечался в Восточной Европе.

Он увлек миллионы людей.В 1990 году Брестская таможня напоминала некий бурлящий табор. Ее главные «шлюзы», размещавшиеся на вокзале станции Брест-Центральный и в международном пункте пропуска «Варшавский мост», не справлялись с потоком пассажиров, хлынувших в Польшу и из Польши.

Разумеется, абсолютное большинство псевдотуристов и в помыслах не держало посещение в зарубежном вояже музеев или экскурсий по историческим центрам. Все выглядело проще. Путешествия ограничивались многочисленными рынками в польских городах и городках, где с выгодой сбывались товары «made in USSR». Поляки, приезжавшие торговать, как правило, направлялись в Брест, Гродно, Львов и другие пограничные города.

В Польшу массово повезли цветные телевизоры «Горизонт», «Рубин», «Витязь», холодильники «Саратов» и «Минск», электрогрелки, сковородки, утюги, детские игрушки, наборы столовых принадлежностей, слесарный инструмент, продукты питания…

В общем, почти все, что удавалось купить по «эту» сторону границы. Парадокс заключался в том, что большинство из вывозимых товаров являлось остродефицитным. На внутреннем рынке Советского Союза в те годы свирепствовал жесточайший потребительский голод. Существовали всяческие ограничения на покупку ходовых предметов обихода, мебели и т. д. То и дело вводились разнообразные чеки, талоны, купоны, существовали витиеватые «записи», очереди при магазинах и даже при органах управления торговлей на покупку той или иной «крупной» вещи.

К таковой, скажем, мог быть отнесен простейший калорифер или мужская зимняя шапка из меха кролика. Гигантская волна ширпотреба, заполонившего границу, инспирировалась столь же огромной разницей цен. Обыкновенная электродрель доставалась в магазине за 120 рублей, на базаре у западных соседей ее же можно было продать за 25 долларов. Ясно, что столь выгодная конвертация изрядно обесцененных советских денег не обеспечивалась нигде.

Одна поездка в ту же Польшу порой приносила «челноку» денег больше, чем ежемесячно зарабатывал на фабрике квалифицированный рабочий (зарплаты тогда «весили» 20–30 долларов США). С другой стороны, в СССР широко не поставлялись и, соответственно, практически не продавались в госторговле те товары, которые в глазах населения выглядели символами престижа и успеха. То есть видеомагнитофоны, аудиостереосистемы, компьютеры, модная косметика, обувь и одежда.

Так начался великий «бартер», влияние и значение которого на развитие социально-политической ситуации тех лет, кажется, еще предстоит исследовать историкам и экономистам.

 

Pogranec.by

 

 

Похожие статьи:

Брестская крепостьГлавный монумент Брестской крепости несет черты Владимира Маяковского

История БрестаСэм Вабник из Австралии вернулся в родной Брест спустя 82 года

Брестская крепостьБрест на фотографиях войны

История БрестаСолдаты брестского гарнизона на предвоенных снимках

Поделиться:
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

отключен Javascript

Онлайн радио


Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.