20 сентября в Бресте состоялось торжественное мероприятие, посвященное открытию памятного знака на месте гибели советских летчиков – экипажа самолета Пе-2, погибших в 1944 году.
11 мая 1944 года летчики отправились в свой последний боевой вылет…Вблизи города Бреста жители видели, как советский самолет был атакован двумя немецкими истребителями. В скоротечном воздушном бою бомбардировщик был подбит и упал у деревни Митьки. С места крушения немцы изъяли все ценные вещи и документы. Жители деревни захоронили останки летчиков недалеко от места падения самолета.


Долгое время над солдатской могилой возвышался небольшой холмик. В 1976 году на могиле экипажа советского самолета по инициативе педагогов и учащихся Гершонской средней школы был установлен бетонный памятник в форме паруса с мраморной плитой, на которой было написано: «Неизвестному экипажу советского самолета, погибшему при освобождении Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков в мае 1944 г.».


Памятник стал местом проведения торжественных мероприятий, приуроченных ко Дню Победы. Здесь собирались жители близлежащих деревень Гершоны, Бернады, Аркадия, Митьки. Ветераны и молодежь возлагали цветы, отдавая дань памяти неизвестным героям Великой Отечественной войны.


В 2007 году, после включения территории указанных деревень в городскую черту Бреста, могила летчиков была взята под охрану государства и внесена в список исторических объектов Республики Беларусь. Городскими властями было принято решение провести реставрацию обелиска и обустроить место захоронения.


В 2011 году военнослужащие Вооруженных Сил Республики Беларусь и поисковики из Татарстана провели раскопки на месте гибели самолета. Тогда удалось установить, что в земле на значительной глубине покоятся фрагменты самолета Пе-2. Но для того, чтобы идентифицировать боевую машину были нужны детали бомбардировщика с заводскими номерами. По ним на основании архивных данных можно было установить принадлежность самолета к авиационным частям и состав экипажа.


Денис Марук, Реальный Брест
Похожие статьи:
История Бреста → 130-ти летию железнодорожной станции Брест-Центральный посвящается… Часть I
История Бреста → Виктор Мондальский, педагог, журналист и историк Бреста
История Бреста → Металл в архитектуре города Бреста. Новое издание Николая Власюка-старшего сразу стало раритетом
История Бреста → Спустя 36 лет после аварии на Чернобыльской атомной станции
История Бреста → 130-ти летию железнодорожной станции Брест-Центральный посвящается…Часть II