Из «горисполкомовского» окошка видно, как исторический центр Бреста ковшом уничтожают немножко
По мнению чиновников, построенные дома в Бресте в тупике улицы Леваневского и на улице Чапаева в двадцатых годах начала XX века давно пришли в полную негодность. В связи с чем, традиционно, получили статус аварийных.
Долгое время улица Леваневского сохраняла свою аутентичность и сопротивлялась наступлению безликой современной архитектуры по всему городу Бресту, бережно охраняя особенность данных мест. Но на днях, непривычно для этих тихих мест, тут с грохотом «зарычала» техника, нависая своим беспощадным ковшом над историей.
На месте «ветхих» строений задумано возвести новые, стилизованные под существующую застройку улицы с элементами конструктивизма и «народного стиля», в которых работал Лисецкий.
На улице Леваневского решено построить индивидуальный и блокированный шестиквартирный жилые дома. На улице Чапаева будет возведен четырехэтажный дом по одной квартире на каждом этаже.
Напомним, что ровно 96 лет назад, 29 августа 1921 года в Бресте-над-Бугом состоялась торжественная закладка краеугольного камня так называемой колонии служащих, которая образовалась благодаря стараниям Полесского воеводы Валерия Романа и поддержке министра общественных работ Габриэля Нарутовича – всецело за счёт государства.
По случаю торжественных мероприятий из Варшавы приехал министр общественных работ Габриэль Нарутович, которого на площади постройки приветствовали представители местных властей, публика и харцеры, под звуки национального гимна, исполненного оркестром Добровольной Пожарной Стражи.
Акт освящения и заложения краеугольного камня начался в три часа дня пополудни среди многочисленной публики и представителей государственных учреждений и общественных институций. После освящения камня был написан акт, где свои подписи оставили министр Нарутович, воевода Роман, присутствующие представители властей и госструктур. После того, как министр Нарутович произвёл закладку камня в фундамент начатой постройки, воевода Валерий Роман произнёс приветственное слово.
Воевода Валерий Роман Архитектор Семён Сидорчук
"Во имя Господне!
В году Господнем 1921 29 августа при правлении Маршала Юзефа Пилсудского, Маршала Законадательного Сейма Войцеха Тромбчинского, Президента Министров Винцента Витоса, Председателя Генеральной Дирекции восстановительных работ инженера Игнатия Вэбера, Директора Окружной Полесской Дирекции восстановительных работ инженера Владислава Хойновича, когда воеводой Полесья был Валерий Роман, старостой Брестского повета доктор Франтишек Форись, а президентом города Бреста Ян Немцевич, осуществлено заложение краеугольного камня под дома служащих и тем начато восстановление города Брест-над-Бугом, уничтоженного первой мировой войной.
Проект составил архитектор Сидорчук, а осуществлением постройки занялась фирма «Z. Schnotale i S-ka».
Торжество освящения угольного камня произвёл ксёндз декан Никодем Тарасевич, а заложение краеугольного камня - министр общественных работ Габриэль Нарутович, в присутствии подписавшихся и многочисленных жителей города. Этот акт на вечную память пишем и подписями подтверждаем.
Niech żyje Wielka, Silna i Niepodległa Rzecz Pospolita Polska!"
Габриэль Нарутович
Начатая в этот день постройка колонии для служащих предполагала строительство 13 жилых домов – частично деревянных, частично каменных, располагающихся на земле, предоставленной городом на улице Унии Любельской, между улицей 3-го мая и аллеей Мицкевича. Строительство вели инженеры фирмы «Z. Schnotale i S-ka» из Познани, под общим руководством Полесской Дирекции восстановительных работ.
К 1924 году строительство колоний для служащих на всей территории Речи Посполитой, и в частности, на Крэсах Всходних, шло полным ходом. Всё это стало возможным благодаря кредитам. Большим доверием и полномочиями при строительстве жилищных колоний были наделены местные воеводы. Были созданы областные строительные комитеты, которые под управлением воевод решали необходимость и последовательность строительства в разных городах в Восточных областях.
Введённая система кредитования строительства оказалась весьма эффективной, о чём свидетельствует тот факт, что выданные кредиты были полностью реализованы.
В середине 1924 года работа кипела, были начаты архитектурные работы и составление смет. Были утверждены определённые типы жилых домов, всего было 33 типа, 8 деревянных и 25 каменных. Эти дома предназначались для старост, двух- и четырёхквартирные бараки - для полиции и т.д.
К работам было привлечено 14 архитекторов, варшавских и местных. Целью была избрана гармония проектов с местной застройкой - но гармония, соответствующая современным принципам урбанистики.
К моменту постройки новых колоний решался вопрос с домами, которые были начаты, но не закончены, таких было около 42, а вместе с новыми их было уже 240. Главное управление работами взял на себя инженер Александр Порохницкий, как делегат министерства общественных работ в Бресте-над-Бугом.
Автором проектов ряда зданий был варшавский архитектор Юлиан Лисецкий (1881-1944) – выпускник Политехнического института в г. Карлсруэ (Германия), член Союза архитекторов Польши, победитель многочисленных конкурсов, кавалер Золотого Креста Почёта.
Разрабатывая проект новой жилой застройки в Бресте-над-Бугом, архитектор Лисецкий предложил оригинальное архитектурно-планировочное решение. В его основу была положена получившая в те годы широкое распространение концепция города-сада.
Гербы для домов колонии служащих в Бресте-над-Бугом. Художник Вацлав Гусарский
Город-сад разделялся на три части, или колонии. Самая крупная — колония имени первого президента Польши Габриэля Нарутовича - того самого, который, будучи министром общественных работ, участвовал в торжественной закладке камня при начале строительства домов для служащих, позднее он был министром иностранных дел.
Клеймо производителя на гибкой черепице, колония Нарутовича
Вторая колония называлась «Тартак» и была спроектирована южнее колонии Нарутовича. Две эти колонии отделялись друг от друга зелёной зоной.
Третья колония — «Схрониско» — располагалась на узкой территории между ул. Каштановой и парком им. 3 Мая.
По замыслу архитектора, эти кварталы практически со всех сторон должны были быть окружены парками и скверами.
Застройка всех трёх колоний велась каменными и деревянными жилыми домами. В своём проекте Юлиан Лисецкий использовал так называемый «национальный стиль».
Его характерные особенности — высокие крыши или аттики, колоннады и пилястры, порталы и оригинальное обрамление окон. Это в значительной степени присуще каменным строениям усадебного типа.В целом в «национальном стиле» Юлиана Лисецкого прослеживаются мотивы эпохи Возрождения, готики и барокко. В брестских проектах архитектор, используя определённые элементы и детали, применяя в композиции фасадов барочные щиты, колонны, имитируя контрфорсы, импровизировал с общим объёмом дома.
Внутренняя планировка — традиционная для польской шляхетской усадьбы: на первом этаже размещаются гостиная, кабинет, кухня и столовая, а в мансарде — спальня.
В сегодняшнем Бресте из трёх колоний архитектора Юлиана Лисецкого лучше всего сохранилась колония им. Нарутовича. Многие здания утратили свое первоначальное предназначение, но по прежнему служат городу: например, в одном из них располагается Музей истории города, рядом по соседству обосновалось областное управление департамента «Охрана» при МВД Республики Беларусь.
Особо выделяется здание бывшей военной прокуратуры, располагавшейся здесь в советские времена, первоначально это было казино. Некоторое время здесь был футбольный клуб «Динамо-Брест».
Несмотря на многие перемены, колония Нарутовича, как и остатки соседних колоний, до сих пор не утратила своего очарования.
КОЛОНИЯ НАРУТОВИЧА
КОЛОНИЯ ТАРТАК
КОЛОНИЯ СХРОНИСКО
Денис Марук, Олег Полищук, Иван Чайчиц
«Реальный Брест»
Отдельная благодарность за помощь при подготовке материала Ефиму Басину, Дмитрию Шакирову и Анджею Каневскому
Похожие статьи:
История Бреста → Ресторация Гржиба в Брест-Литовске
История Бреста → История одного фонтана в Кобрине
История Бреста → Старинную обитель милосердия продают как гараж?
Реальный Брест → Детская игрушка с войны подо Ржевом
История Бреста → Варшавский мост, 1988 год. Таможенная служба СССР