Топтание чужих могил на территории Свято-Симеоновского храма в центре Бреста
По-христиански ли это?
Каждый раз приходя в церковные праздники на территорию Свято-Симеоновского храма в центре Бреста, обходя церковь крёстным ходом, большинство даже не догадывается, что тем самым топчут чужие могилы. По незнанию.
Тема, которую хотелось бы затронуть, достаточно тонкая и может вызвать разную реакцию. У одних – одобрение, у других – непонимание или даже негодование, а кто-то вероятно предпочтет остаться в стороне. Но, тем не менее, факт остается фактом и долгие годы мы живем с этим.
24 июня 1941 года на территории Свято-Симеоновского храма Рудольф Гшёпф (1901-1980), пастор 45-й пехотной дивизии вермахта, штурмовавшей Брест и крепость, заложил кладбище для погибших во время боевых действий немецких солдат. Место было выбрано не случайно. Еще с первой мировой войны была традиция хоронить у церквей и костелов погибших солдат. Могилы в поле могут легко затеряться со временем, а двор церкви будет всегда хорошим ориентиром.
С началом боевых действий в Бресте Рудольф Гшёпф вел довольно кропотливую работу по учету потерь 45-й пехотной дивизии. Велся специальный журнал учета потерь, куда вписывались фамилия и имя погибшего, звание, другие биографические данные, причина и место смерти, номер идентификационного жетона.
Скан страницы журнала учета потерь 45 пехотной дивизии
Закладка кладбища продолжалась до 30 июня 1941 года, для выполнения земляных работ привлекались мужчины из числа местного населения. Кладбище было разделено с немецкой педантичностью четко по секторам, по завершении погребений была составлена подробная схема с указанием полного списка захороненных на нем солдат.
Местное население на работах по закладке кладбища
01.08.1941. Гшёпф докладывал:
«31.07. смог отправить полевой комендатуре Брест-Литовска схему размещения на кладбище 45-й пехотной дивизии в Брест-Литовске с просьбой изготовить для всех погребенных там простые кресты и выполнить необходимые надписи. В тот же день заполнил более 400 донесений о погребении для офицера вермахта при штабе 4-й армии, отвечающего за погребение, отсортировал по подразделениям и отправил вместе с обзорным списком».
Схема кладбища у Свято-Симеоновского собора в Брест Литовске. Составлена лично пастором Рудольфом Гшёпфом
После завершения боевых действий в Бресте и ухода 45-й пехотной дивизии дальше на фронт кладбище перестало быть дивизионным. Территория у церкви продолжала использоваться для погребений солдат вермахта, умерших от ран в госпиталях Бреста. Захоронения производились как минимум до начала 1942 года, позднее немецких солдат хоронили в нынешнем парке 1-го мая. Где они до сих пор и покоятся.
Кладбище у церкви просуществовало до момента освобождения Бреста в 1944 году, после чего кресты были сняты, а холмики на могилах попросту разровняли. В начале 1990-х к настоятелю Свято-Симеоновского собора отцу Евгению Парфенюку обратились два гражданина Германии, сопровождавшие гуманитарный груз. По поручению из Германии они передали священнику фотографии, запечатлевшие густые ряды немецких могил на территории церковного двора. Подлинность снимков не вызывала сомнений: во дворе, слева от входа в церковь, включая тротуар и проезжую часть прилегающего рукава проспекта по сей день покоятся останки солдат вермахта. Визитеры оставили красивый дубовый крест, попросив обозначить им место военного захоронения.
Отец Евгений оказался в сложной ситуации. Взять на себя такое он не мог, и отказывать было не по-христиански. Отложил решение до субботней службы, во время которой адресовал вопрос пастве. Прихожане в один голос ответили: «Не ставить!». Тогда настоятель завернул крест в полиэтилен и положил на чердаке над трапезной.
Каждую брестскую семью затронула Вторая мировая. В каждой семье есть те, кто в прошлом потерял близких на войне, кто выжил здесь, во время оккупации. Горе коснулось каждой семьи! Чего только стоит расстрел 17.000 евреев из числа местного населения за одни сутки в Бресте…
Говоря об этом захоронении у Свято-Симеоновского собора приходилось слышать достаточно много мнений, в том числе и негативных: «Мы их сюда не звали», «Собакам, собачья смерть!», «Они не достойны памяти». Если абстрагироваться от этого, то это были солдаты, которые лишь выполняли приказ. Такие же солдаты, как и те советские, которые сложили головы на чужбине и похоронены по всей Европе. Там местные жители и власти следят и ухаживают за кладбищами, не разделяя мертвых на своих и чужих. На победителей и побежденных. Уже давно закончилась война, но горькая память о тех событиях не покидает нас. Как и не покидает ненависть к врагу. Но разве церковь не учит нас, христиан быть милосердными? Разве религия, не учит нас прощению?
В среде историков и исследователей боевых действий в Бресте мнение большинства – погибших нужно эксгумировать в соответствии с отработанной процедурой, идентифицировать по жетонам и по имеющимся спискам похоронить по христианским обычаям. В Беларуси подобная работа уже долгое время ведется в различных крупных и мелких населенных пунктах – война оставила нам в наследство многие тысячи известных и неизвестных могил солдат разных эпох и разных армий. В городе Береза Брестской области расположено одно из кладбищ, куда свозят для перезахоронения останки погибших в Беларуси немецких солдат.
Считаю что нам, брестчанам, необходимо инициировать процесс по эксгумации останков погибших и переносу данного захоронения немецких солдат с территории Свято-Симеоновского храма. Тем более учитывая, что в данном случае имеется вся необходимая для этого официальная информация, фото и документальные свидетельства.
Девиз занимающегося этой работой с немецкой стороны Народного Союза Германии по уходу за военными могилами – «Примирение над могилами. Работа во имя мира». Эти слова наиболее точно отражают смысл и цель проводимой работы. Время примирения давно пришло.
Олег Полищук, Андрей Долговский специально для социального портала Реальный Брест
Похожие статьи:
История Бреста → Ожившая картинка старого Бреста
История Бреста → Пастыри Константин и Митрофан Зноско. Их духовное наследие возвращается потомкам Тысячелетнего Бреста
История Бреста → «Реальный Брест» с автором исторической находки проверили анастилоз в действии на улице Советской
История Бреста → О фотографе Владиславе Мартиновиче Висневском замолвим слово
История Бреста → 120 лет «Белалко». Часть третья: « Вытвурня вудэк №7»