В рамках проекта «Небо и земля Бреста в истории авиации» мы продолжаем знакомить читателей сайта «Реальный Брест» с различными историческими событиями, так или иначе связанными с нашим городом.
Штопор в авиации — особый, критический режим полета самолета, заключающийся в его снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трех его осей; неуправляемое движение самолета на критических углах атаки. При этом самолет переходит на режим авторотации. Штопору предшествует потеря скорости и сваливание.
![](/upload/wysiwyg/4a26da4642439bf003c9b8edacf37827.jpg)
В 2016 году на брестском католическом кладбище было отреставрировано и освящено надгробие на могиле летчиков, погибших в сентябре 1920 года в небе над Брестом.
![](/upload/wysiwyg/0bea669cb72ff96811f50a77bf795a2b.jpg)
Зигмунт Бем - родился 15 сентября 1900 года в Варшаве. Принимал участие в разоружении германских кайзеровских войск. 12 ноября 1918 года был принят в военно-пехотное училище, которое окончил 25 июля 1919 года со званием "подпоручик". Направлен на 2-й курс офицерского училища авиационных наблюдателей. В феврале 1920 года получил звание и диплом наблюдателя. Проходил службу в 10-й разведывательной авиационной эскадрильи. Посмертно награжден "Полевым знаком наблюдателя".
Кароль Бель - родился 20 октября 1894 года. Начинал службу в вооруженных силах Австро-Венгрии. В воздушных силах Польши служил с момента их основания в 1918 году. Проходил службу в 10-й авиационной эскадрильи.
За две недели до гибели, 2 сентября 1920 года, сержант-пилот Кароль Бель, вместе с наблюдателем Титусом Карпинским, совершили разведывательный полет в районе Слуцка с целью выявления неприятельских сил.
Во время разведывательного полета, пытаясь точнее определить количество большевистских войск, машина снизилась на опасное расстояние к земле. Самолет подвергся обстрелу, в результате чего был поврежден двигатель. Летчики приземлились за полверсты от своих позиций, при этом самолет был частично разбит.
В результате анализа и последующего боевого использования собранных разведданных была уничтожена артиллерийская батарея противника.
За боевые заслуги был награжден посмертно орденом воинской доблести, серебряным крестом Виртути Милитари (Virtuti Militari) номер 8139 и военным знаком отличия - Крестом Храбрых (Krzyż Walecznych).
16 сентября 1920 года, возвращаясь с боевого задания, самолет Bristol F2B Nr 20.33 над аэродромом Брест-Литовска вошёл в штопор. В результате крушения весь экипаж: - сержант-пилот Кароль Бель и поручик-наблюдатель Зигмунт Бем - погибли. Оба были похоронены на католическом кладбище в городе Бресте.
![](/upload/wysiwyg/72325ff66c2a2cb686d51ef01af42d65.jpg)
Иван Чайчиц специально для социального портала «Реальный Брест»
Сердечная благодарность за помощь при подготовке материала Александру Вербицкому и Константину Стрельбицкому
Похожие статьи:
История Бреста → Большой пожар в Брест-Литовске 1895 г. на фотографиях Стамлера
История Бреста → 120 лет «Белалко». Часть первая: Брест-Литовский «Винный склад №4»
История Бреста → «Жемчужины» эпохи XIX и начала XX веков в историческом центре Бреста
История Бреста → Брестчанин о своей необычной коллекции: пуговицы – источник исторических знаний
История Бреста → Личность в истории: Валерий Владимирович Губаренко