Реальный Брест

дентикоподпишись на каналkris.byБРЕСТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЖНО-ВЕНЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕРЦентр детского развития

Трилинка

Эту плитку до сих пор можно увидеть на улицах некоторых западно-белорусских городов.

Трилинка
 

Объектом сегодняшнего исследования исключительно редкое дорожное покрытие, полвека служившее фирменным знаком города над Бугом.

Плиткой, покрывшей во второй половине тридцатых две главные брестские магистрали - улицы Унии Любельской (Ленина) и Ягеллонскую (проспект Машерова), город напрямую обязан лицу, ее изобретшему. Варшавский инженер Владислав Трилинский запатентовал свое детище несколькими годами раньше, но развернуть производство смог, когда стал хозяином положения, - был назначен в Брест на должность начальника воеводского управления строительства и коммуникаций.

До него главные улицы города (помимо названных - 3-го Мая=Пушкинская, Домбровского=Советская и другие) были мощены круглым булыжником (старые брестчане вспоминают, что мастерами мощения считались жители пригородных деревень Замухавечья, в частности Вульки-Подгородской). Такие дороги не раскисали в слякоть, но были неудобны для ходьбы и особенно езды.





Трилинка
 

Суть метода Трилинского заключалась в том, что поверх подготовительной песчано-гравийной подушки укладывалась шестигранная плитка гранью 20 сантиметров. Особо отметим, это были не плоские "лепешки", какими они выглядят в уложенном состоянии: толщина составляла 15-20 сантиметров. Когда от сапог и колес слой раствора стирался, изначально серая плитка, отшлифовываясь, получала серовато-черный, с отблеском цвет.

Это была вечная дорога. Трилинки изготавливались в сборной, из двух частей, металлической форме, которую отливал на варшавском заводе сын Трилинского, инженер-механик по образованию. В форму закладывался колотый базальтовый камень конической формы (рабочие называли его "полукостка") - сначала по углам, потом по периметру и, наконец, посередине, вниз плоским основанием конуса, чтобы получалась ровная каменная поверхность.

Заготовка заливалась на половину высоты формы раствором высокой марки, затем до верха - тощим бетоном, трамбовалась и заглаживалась. Сырая плитка осторожно извлекалась из формы и несколько суток набирала прочность. При укладке ее переворачивали, чтобы прочное каменное основание оказывалось наверху.

Для оформления ровной кромки проезжей части возле бордюров применялась особая пятигранная плитка, которую ввиду сходства с епископским головным убором Трилинский назвал инфулой. Изготавливали плитку на задворках теперешнего парка, где у озера стояла бетонная установка ("бетонярня"). Сырье для "полукостки" - черную базальтовую породу - привозили в крупных кусках из карьера Янова Долина Ровенской области.





Укладка одной из дорог, 1930-е годы


На месте ее кололи до нужного размера - этим занимался отряд, созданный из безработных. Приходилось слышать, что часть трилинки, пошедшей на мощение улицы Унии Любельской, изготовили заключенные лагеря в Березе-Картузской. Не имея возможности окончательно подтвердить либо опровергнуть утверждение (выпускник Школы тэхничной Борис Акимов рассказывал мне, что слышал об этом от самого Трилинского, а исследователь истории КПЗБ Василий Ласкович настаивает на обратном, исходя из посыла, что "фишкой" Картуз-Березы являлся бессмысленный труд, когда один лагерный отряд копал траншею, а другой тут же забрасывал), останусь при мнении, что такой вариант не исключался.

Мощности парковой «бетонярни» не могли обеспечить потребности мощения полутора километров Унии Любельской и примерно такой же протяженности Ягеллонской; дорожники вспоминают, что плитку привозили на подводах со стороны станции Брест-Центральный. Конная тяга удивлять не должна: на все дорожное ведомство в середине 1930-х имелся один грузовой автомобиль, развозивший чиновникам топливо на зиму (легковых было также крайне мало - у высоких начальников и городских богатеев).

Укладчики в кожаных фартуках кряхтели под весом плитки (штука весила килограммов 30-35), несли к месту, прижимая к животу. Трилинский лично курировал процесс. Человек увлеченный, запросто брал у рабочих мастерок, гладилку, наполнял форму и выдавал образец. Патентная система стимулировала изобретательство: с каждой уложенной плитки Трилинский получал 2 гроша. На метр дороги требовалось 10 плиток - деньги капали… Людскую природу не переиначишь: законные отчисления на счета инженера ухудшали кому-то сон.




 

Посовещавшись, плитку решили производить не шести-, а четырехгранную - тогда платить по патенту уже не требовалось. Вымостили такими квадратиками пару дорог на Пинщине, но углы обламывались.

Еще до Бреста трилинку применили на строительстве дороги Кобрин-Пинск (сейчас на новой спрямленной магистрали продолжают служить пять километров интересующего нас покрытия). Производство плитки было организовано на трех полигонах по длине дороги: в Пинске, деревнях Снитово и Огдемер. В отдаленные точки укладки трилинку доставляли вагонами с перегрузкой на подводы. Надо заметить, дорогу начинали строить от Кобрина, применяя привычное мощение булыжником и колотым гранитом, и так дошли до Дрогичина.





Вермахт и Красная Армия в Бресте, сентябрь 1939 года


И только после этого со вступлением в должность инженера Трилинского на оставшемся участке до Пинска была применена каменно-бетонная плитка-трилинка. В честь окончания строительства дороги у конторы дорожной службы на выезде из Пинска возвели единственный в своем роде памятник из того самого базальта, что использовался на мощении. При образовании породы магма застывала слоистыми многогранными столбами - несколько таких глыб аккуратно поместили на платформы и доставили в Пинск, где водрузили на бетонное основание.

В войну памятник был поврежден и, лишившись опознавательных табличек, превратился в непонятную послевоенному поколению громаду. Поговаривают, что дорожное руководство намеревается композицию реставрировать и перенести на сохранившийся отрезок старой дороги, который будет оставлен как памятный, "музейный" участок.

В Бресте трилинка служила до середины 1980-х. По прочностным свойствам могла много дольше, но с позиции автомобилистов слишком гладкие, отполированные за полвека плитки давали плохое сцепление, удлиняя тормозной путь. Сначала демонтировали и покрыли асфальтом улицу Ленина, потом разобрались с Московской. Рассказывают, снятой трилинке с учетом ее исторического характера обещали дать вторую жизнь на менее оживленных участках, но, похоже, элементарно растащили.
 


Сегодня ее можно увидеть в Бресте в двух местах - внутреннем дворе администрации Ленинского района и перед фасадом Гершоновской церкви. На отделку чьих дач ушли остальные километры - история умалчивает.

 
 
 
 
 

Похожие статьи:

История БрестаЕще один исторический люк польского периода появился на улице Советской

История Бреста«Купите объект № 010040». Что будет со зданием бывшей кирхи в Бресте?

История БрестаПопечительство о народной трезвости

История БрестаПод городом Брестом есть целая сеть подземных ходов?

История БрестаПомнят ли в Бресте о генерале Краёвском?

Поделиться:
Комментарии (19)
Олег Полищук # 15 апреля 2017 в 10:53
+15 + -
+15 / 0
Сегодня можно поставить жирную точку в жизни аутентичного покрытия трилинкой в крепости. Все то, что будет уложено по новой, будет являться новоделом. И говорить о том, что это покрытие тут лежит 80 лет, будет враньем в чистом виде.
Виталий Закржевский # 15 апреля 2017 в 11:24
+12 + -
+12 / 0
Олег, что не сделаешь ради карьеры...Ведь "Комсомол- надёжный резерв партии", Вы такой лозунг не застали, но он Де-факто, вернулся и процветает! Какая там в жопу "трилинка" или "историческая аутентичность"... когда на кону "лестница наверх"!
Олег Полищук # 15 апреля 2017 в 11:40
+6 + -
+6 / 0
Виталий, просто приходилось не один раз быть свидетелем, как некоторые экскурсоводы в крепости рассказывают, что трилинка у Тереспольских ворот лежит с 20-х годов прошлого века.
Для справки, трилинка у Тереспольских ворот появилась в 2012 году, в ходе работ по благоустройству прилегающей к воротам территории. Снята на Кобринском укреплении и уложена в проезде ворот и перед ними.
Виталий Закржевский # 15 апреля 2017 в 12:59
+5 + -
+5 / 0
Олег, мы то с Вами знаем каково "качество" таких экскурсий, когда даже нам, в этом деле "собаку съевшим" ,пытаются рассказать "идеологически выверенную историю"!
Old Boy # 15 апреля 2017 в 11:55
+7 + -
+7 / 0
Виталий, Олег, объясните мне, почему вы так негативно настроены? Как человек, долгое время связанный именно с благоустройством, я вполне понимаю резоны: почистить плитку, укрепить основание, положить заново, выровнять. Аутентичность здесь не так уж пострадает. Любой объект надо обслуживать, иначе он ветшает и, в конце концов, приходит в негодность. Бернардинки тому пример. В чем опасность, что не так?
Виталий Закржевский # 15 апреля 2017 в 12:26
+5 + -
+6 / -1
Old Boy, я ,как человек отдавший стройке почти 48 лет( с июля 1969 года),немного в стройке всё же разбираюсь, а будучи ( как и Олег) участником весьма известного военно-исторического сообщества, ещё малость и в истории.
Не сомневаюсь, что Вы в курсе, как у нас проходит "реставрация" и какова её историческая аутентичность, как "директивным методом" чисто по-большевистски, у нас решают какому зданию жить, а какое можно и срыть, что в историческом месте можно строить всё что угодно (пример- "церковный дом" в Крепости) и восстанавливать церковь Св. Николая так, как это взбрело в голову тем, кто решает и разрешает, а не по оригинальным фото и чертежам...Срыть оригинальное историческое сооружение( Вал на равелине №III) ради моста, по которому удобно будет ездить "делегациям"!
И в то же время закрыть "Белостокские ворота" и даже объяву повесить: В связи с ..." Не ходи, на башка упадёт...А что делается ради их укрепления( как и Тереспольских)? Практически ничего, да и делать то некому! Это же не "панельки" лупить из года в год...
Теми же дедовскими методами, хотя в мире уже давным-давно известны технологии укрепления зданий и сооружений позволяющие не нарушать их внешний вид и архитектурную аутентичность... Да, это дорого, но все находят средства, а у нас, как говаривал поэт,- " Числом поболее - ценою подешевле!"
Вот что возмущает.
Вы видимо в курсе что знаменитая "Аппиева дорога" построенная 2,5 тыс. лет назад из Рима в Капую, в настоящее время на очень большом протяжении имеет оригинальное покрытие (кстати как и "трилинка" из Диабаза!) и на нём есть следы, выбоины, колеи... колесниц времён Цезаря? И никому не приходит в голову её "выравнивать"! И по ней сегодня активно ездят наши современники, хотя там есть определённые ограничения. А в Крепости то что... движение как по Московской? На "трилинке" которая выдержала и танки и бомбёжки и лишь в некоторых местах просела, следы эпох... а теперь это будут следы криворуких мастеров.
Хотите и с Вами "забьём" на хороший коньяк, что не пройдёт и три-пять лет, как она просядет,причём куда сильнее чем сегодня!
А на ящик хорошего коньяка, что НИКТО за ЭТО не ответит!
Old Boy # 15 апреля 2017 в 12:42
+5 + -
+5 / 0
Что не ответит, я согласен. Что однозначно просядет-не сто процентов. У меня не сел ни один объект. Лениться не надо и делать все по технологии.
Я понимаю Ваши резоны. Вы просто не верите, что сделают толково. Ну, вполне обоснованно.
Виталий Закржевский # 15 апреля 2017 в 13:03
+5 + -
+6 / -1
Old Boy, но главное всё же не в качестве.. главное в том что история и современность- разные вещи. Картина Рафаэля стоит столько потому ,что ей 500 лет!
Я не знаю как у кого, но я ,если иду по мостовой, по которой шли Легионы Рима, как бы начинаю жить в той эпохе!
А что я почувствую когда буду идти по новоделу, уложенному теми, кого встречаю в соседней пивной...
Олег Полищук # 15 апреля 2017 в 14:59
+5 + -
+5 / 0
Мне, собственно, нечего добавить.
Олег Полищук # 15 апреля 2017 в 15:20
+7 + -
+7 / 0
Однако, все-же небольшое дополнение.
Сергей, я не уверен, что кто-то из специалистов "по серым оттенкам" вдавался в подробности процесса укладки этого покрытия. Так-же, как я не уверен, что кто-либо из специалистов перед укладкой покрытия читал труды Трилинского. Мне как человеку далекому от реконструкции казалось, что смысл ее состоит именно в том, чтобы полностью воспроизвести процесс до мелочей. Взять хоть тот факт, что у Трилинского укладка плит производилась под определенным уклоном с обеих сторон для стока воды (см.скан). Я не думаю, что кто-то все это учтет и станет заморачиваться.

камещик # 15 апреля 2017 в 16:28
+6 + -
+6 / 0
Олегу глубочайший респект!
Old Boy # 15 апреля 2017 в 20:07
+3 + -
+3 / 0
у Трилинского укладка плит производилась под определенным уклоном с обеих сторон для стока воды (см.скан). Я не думаю, что кто-то все это учтет и станет заморачиваться.
Олег, ну так-то вообще дорожное покрытие всегда так укладывается. Что плитка, что асфальт.
историк # 15 апреля 2017 в 13:22
+9 + -
+10 / -1
НИКТО за ЭТО
Че тут спорить? За это уже должны были ответить, но Власюк и Кондак ни бэ, ни мэ, ни куку-реку! Old Boy, при всем уважении - это ничто иное, как уничтожение истории, причем преступное и при полном бездействии всех компетентных органов власти.
Артур Волосевич # 15 апреля 2017 в 22:05
+4 + -
+4 / 0
В Северном, подъезд автосервиса квадратов 100 вымощено ей
123 # 15 апреля 2017 в 22:40
+4 + -
+4 / 0
Ну. вот и ответ, куда пошла часть плитки с Кобринского )).
нытики # 16 апреля 2017 в 13:34
-6 + -
0 / -6
эй историк так подай в прокуратуру или в следственные органы для наказания виновных или тоже жо... лень оторвать от дивана, только строчить можете и жаловаться что кто-то тебе что-то обеспечит а сам???? прежде чем писать чьи-то фамилии разберись кто и за что отвечает.
позитивчик # 16 апреля 2017 в 13:40
+2 + -
+3 / -1
Нытик, ну и расскажи за что отвечают эти фамилии? Сам? А зачем нам чиновники, кабинеты им и зп?
еклмн # 16 апреля 2017 в 16:08
+5 + -
+5 / 0
Читая два известных портала города, не сложно догадаться, кто автор последних коментов. Петя, не утруждайтесь маскировке, тонкое дерево при ваших параметрах для этого не подходит.
hm # 17 апреля 2017 в 23:37
0 + -
0
1
отключен Javascript

Онлайн радио


Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.