Центр семейной стоматологии «Дентико»shop.mts.bymts.byhttps://tv.mts.by/channels/nowШкола Май Бэби

ГлавнаяНовостиИстория БрестаПольский орел на здании Брестского университета

Польский орел на здании Брестского университета

Сохранилась ли сегодня эта традиция, не известно, но в 90-е годы прошлого века у студентов брестского педагогического, тогда еще института, такая существовала. Перед сдачей экзамена или сессии необходимо было потереть на удачу польского орла, который изображен на двух небольших металлических знаках перед входом в старый корпус БрГУ. Что они означают, когда и почему появились на фасаде корпуса старой гимназии?

Речь идёт о двух стальных отметках: одна прямоугольной формы, вторая круглой, на которых изображен герб Польши и надпись «Znak Wysokości». Существовало мнение, что в период межвоенной Польши во многих городах такими знаками отмечали капитальные строения высокого уровня. Но на самом деле это не так. Перед нами не знаки качества, а геодезические реперы.

Репер(от фр. repère — метка, знак, исходная точка) в геодезии — знак, который закрепляет определённую точку земной поверхности с известной абсолютной высотой. Эта высота определяется посредством нивелирования относительно исходной уровенной поверхности.

После обретения независимости Польское государство получило в наследство три системы определения высот, которые не были едины, так как работы проделывались в разное время, с использованием разных интсрументов и методов. Но самое главное, эти системы вносили полнейший хаос, потому как были привязаны в разное время к трем разным уровням.  А именно: Северного моря в Амстердаме, Адриатического Моря в Триесте и среднего уровня морей Балтийского и Черного. На основании этого было принято решение о создании единой сети определения высот по точному нивелированию, которая объединяла новое польское государство.

Геодезический табличный репер в Антополе. Фото: Иван Чайчиц.

Подготовка и работы по точному измерению и установке геодезических реперов были проведены в период с 1926 по 1937 годы. Занималось этим Бюро Триангуляции при Министерстве Общественных Работ Польши (MRP). В 1932 году Бюро Триангуляции было упразднено. Все дела были переданы в Бюро Замеров Минестерства Транспорта, которое завершило работы в 1937 году.

Болтовой репер на фасадной стене католического костёла в Кобрине

Геодезические реперы подразделялись на табличные, болтовые и каменные с заклепками. Табличные и болтовые устанавливались на стенах капитальных зданий и костелах, а так же мостовых опорах с пометками P.N. (Precyzyjna Niwelacja) – точное нивелирование.  Или с пометкой M.R.P. (Ministerstwo Robot Publicznych) - Министерство Общественных Работ.

Табличные реперы вмуровывались в стены капитальных строений на высоте 1.80 м над землей, болтовые на высоте 35-50 см. Так же болтовые реперы изготавливались в виде металлических столбов, которые располагались вдоль автомобильных и железных дорог. Последние маркировались буквами — P.K.P. (Polskie Koleje Państwowe) Польские Железные Дороги.

Болтовой репер в опоре ЖД моста в Бресте

Существовали еще основные или вековые реперы, которые с определенными отметками закладывались на глубину и заливались бетоном. Всего на территории Польши их было семь. Эти точки для закладки основных реперов определил Народный Институт Геологии. Они являлись опорой всей сети нивелирования Польши, исходя из уровня Северного моря в Амстердаме. Подобные реперы были заложены в таких местах как:

1. Барчи (под Кельцем)
2. Брест над Бугом
3. Борова Гура (возле Варшавы)
4. Томашгруд (возле Сарн)
5. Друя
6. Волков
7. В окрестностях Трембовли

В Бресте над Бугом основной репер был заложен возле западной стены гимназии Траугутта (старый корпус университета), который случайно обнаружили в 2010 году во время работ по реконструкции зимнего сада. Эта случайная находка вызвала большой интерес, и уникальный репер был сохранен.


В период межвоенной Польши через наш город проходили 4 линии нивелирования высот: Брест-Ковель, Брест-Милосна, Брест-Белосток и Брест-Кобрин. По этим линиям устанавливались табличные и болтовые реперы в капитальных зданиях, мостовых опорах, а также в виде металлических столбов вдоль дорог с промежутком 8-10 км между ними.

В Бресте над Бугом табличные и болтовые реперы были установлены в 1929 году и находились в таких местах как:

1. Опора ЖД моста через реку Буг со стороны Бреста над Бугом
2. Опора ЖД моста на Граевке
3. Здание ЖД вокзала. Польский и репер царской нивелировки от 1883 года
4. Приют для еврейских детей сирот (ныне здание торгового колледжа на углу Ленина-Машерова)
5. Водонапорная башня (на углу улиц Пивоварная - Скрипникова)
6. Дом Скарбника (ныне угол Ленина-Орджоникидзе, отель «Буг») 
7. На фасаде гимназии Ромуальда Траугутта (старый корпус университета)
8. Жилой дом по дороге в Брестскую крепость со стороны кладбища (ныне ГОБК)
*информация из каталога высот и реперов польской сети нивелирования, издание 1937 года, Варшава.

Согласно показаниям каталога следует, что приют для еврейских детей сирот, в котором сегодня располагается Брестский торговый колледж, на углу Ленина-Машерова, является самой высокой точкой Бреста над уровнем Северного моря. 

В 2013 году в центре деревни Клейники, Брестского района был найден болтовой репер в виде металлического столбика. А судьба его такова. По рассказу местной жительницы, в послевоенное время он был выкопан ее отцом возле основной дороги (вероятно, линия Брест-Белосток) и перенесен в центр населенного пункта, где использовался в качестве отбойника на повороте дороги. К сожалению, до настоящего времени столбик не сохранился.

Геодезический репер в д.Клейники. 2013 год.

Сегодня в Польше система нивелирования и определения высот от 1937 года является действующей. Все основные каменные, табличные и болтовые реперы, установленные в межвоенный период, имеют идентификационные номера и внесены в общий каталог высот.  Они находятся под охраной государства.

Олег Полищук, специально для социального портала Реальный Брест
 

Похожие статьи:

История БрестаНародный батюшка. К 100-летию отца Евгения Парфенюка

История БрестаНа католическом кладбище Бреста найдена и восстановлена могила польского пилота

История БрестаДипломатический Брест

История БрестаДавайте задумаемся, что в городе Бресте осталось от старого города?

Реальный БрестОсвобождение города Бреста

Поделиться:
Комментарии (0)

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.