В начале XX века тысячеверстный путь от Москвы до Брест Литовска занимал уже не 79 часов, а всего 24.
До Варшавы, 200 верст, пассажирскими поездами преодолевались за 8 часов. В 1913 году был разработан план большого переустройства всего Брестского железнодорожного узла, чтобы адаптировать его к возрастающей нагрузке. Но, планам этим так и не удалось воплотиться в жизнь. Первая мировая война, встреченная в империи патриотическим подъемом, оказалась для Брест-Литовска роковой.
Летом 1915 года германские и австрийские войска перешли в стратегическое наступление. Линия противостояния стремительно смещалась к Бресту. В ставке Северо-Западного фронта было принято решение оставить без боя укрепления крепости, а заодно и город. В те дни, Брестский железнодорожный узел напоминал муравейник. Согласно приказам властей, экстренно эвакуировалось все ценное военное и гражданское имущество. Погрузки продолжались на всех станциях одновремнно. К 7 августа был эвакуирован Брестский железнодорожный узел. Точнее, его ценное имущество и оборудование, подлежащее демонтажу. Железная дорога теперь работала только на военных. Мосты через Буг с железнодорожными путями были выведены из строя при помощи подрывов.
![](/upload/wysiwyg/7d62d1f46469970f9dfeb164a7add34e.jpg)
Вокзал станции Брест-Литовск, как и прочие капитальные здания железнодорожного узла, тоже был приговорен… Здание подожгли. После чего были обрушены перекрытия. 13 августа, в опустошенный и разрушенный город вошли немецкие и австрийские войска.
Немецкие саперы в первые недели восстанавливали железнодорожную переправу через Буг, для чего был построен временный деревянный мост. На станции Брест-Центральный были приведены в порядок и расчищены подъездные пути, при чем переделанные на европейскую колею. Вокзал не восстанавливался, хотя само железнодорожное хозяйство было налажено.
![](/upload/wysiwyg/3ae97807760db5aa726cad1666952cd0.jpg)
Пассажирское здание станции Брест-Центральный стояло полуразрушенным, с закопченными от пожара стенами. Чтобы обеспечить минимальные условия для обслуги станции и охраны, в нем оборудовали отдельные, небольшие помещения. С левой стороны привокзальной площади было восстановлено двухэтажное здание. У восточного фасада были сооружены деревянные бараки с печами внутри. Были отремонтированы пероны с навесами и автогужевые мосты над главными путями, для сообщения с городом. В таком непрезентабельном виде он просуществовал в годы германской оккупации. Но, даже не смотря на это, он ярко вписался в мировую историю!
![](/upload/wysiwyg/c6214df88b524608af63209fbec2ebf9.jpg)
Именно сюда, начиная с декабря 1917 года, прибывали полпреды правительства большевиков, чтобы вести переговоры о сепаратном мире, и как следствие, выходе России из Первой мировой войны. Фотографии о встречах делегаций публиковали тогда газеты всех ведущих держав. Брест-Литовск оказался в центре глобальных событий, изменивших ход истории. 3 марта 1918 года, был заключен Брест-Литовский мирный договор, окончательно поставивший точку в Первой мировой войне.
Похожие статьи:
История Бреста → В Брестской области установили 18 ранее неизвестных мест расстрелов мирного населения в годы войны
История Бреста → Рассекреченные фото. Как выглядела Брестская крепость сто пятьдесят лет назад
История Бреста → Писатель Смирнов и его книга «Брестская крепость»
История Бреста → Фасад каплицы рода Ожешко в Дрогичинском районе отреставрируют в этом году
История Бреста → Извилист путь меж границ. Но соблазн велик. О контрабанде через «Варшавский мост» в 2000-е