Ансамбль Бернардинских монастырей – жемчужина средневекового Бреста
«Реальный Брест» начинает цикл материалов о старом городе, который стоял в XI-XIX веках у слияния Мухавца и Западного Буга, пока Николай I не приказал построить на его месте Брест-Литовскую крепость, ставшую могильщиком древнего города с его богатейшим историко-культурным наследием. Город же построили на новом месте, на 2 км восточнее.
В этом материале, в первой его части мы расскажем об истории этого, хотя и не для всех, уникального места, а во второй - покажем в видео ролике в каком состоянии находится последний свидетель старого города.
Не являясь специалистом в этой области, я постоянно задаюсь вопросом: почему ни проекту "Брест - 2019", ни археологам, которые ищут, сенсации ради, "Берестейский замок", не нужно пока еще живое и уникальное здание?
Ответ банален и прост: эти люди, прикрываясь идеей сохранения Брестской крепости для потомков, заняты совершенно другим - самопрезентацией и личным заработком.
Логически рассуждая, кто-нибудь может ответить на элементарный вопрос: зачем копать, в призрачных надеждах, недалеко от монастыря, если даже и существующий, то наверняка, сохранившийся в худшем состоянии даже не замок, а фрагменты фундамента, когда рядом, буквально в 100 метрах, погибает под дождем и снегом отличный, с точки зрения туризма, объект?
Ответ такой же элементарный: никому нет дела ни до туристов, ни до сохранения наследия для потомков. Археологом, который "докопался" до сенсации быть намного круче и выгодней, чем борцом за какие-то развалины, тем более, что и табличку готовую к этому случаю в месте раскопок уже поставили.
Что касается проекта "Брест - 2019", то эти ребята, хотя бы откровенно признались, что не видят в этом здании перспектив, и что оно, с их точки зрения не "отобьет" денег вложенных в него. В связи с чем, обреченное на погибель здание, даже не инвентаризировалось. А зачем?
Никого не обвиняя, и не делая на "костях" монастыря пиар, «Реальный Брест» в очередной раз делает робкую попытку напомнить всем, кому интересно, и особенно тем, у кого есть совесть и власть одновременно, что это здание - последний свидетель старого города и достойно чуть большего внимания и уважения, чем действующий бесплатный туалет.
Поработав на его территории и покопавшись в истории, нам удалось написать эту красивую историю, сделать несколько фотографий, видео ролик, в котором есть результат ЗD сканирования. Ведущий инженер УП “Бресткоммунпроект” Андрей Пузин со своим уникальным 3D сканером не смог отказать «Реальному Бресту» и любезно согласился внести свой вклад в сохранение, хотя бы в памяти людей, постепенно уходящего в бездну безразличия, монастыря бернардинок.
Напомним, что монастыри бернардинцев и бернардинок Бреста — уникальные здания средневековья, старейшие в старом городе и единственные сооружения этого ордена в Беларуси, образовавшие ансамбль вокруг площади.
Бернардинцами назывались члены католического монашеского ордена, названного в честь реформатора Бернара Сиенского. В Брест-Литовске они появились в первой четверти XVII века по приглашению Мартина Шишковского. Он отдал бернардинцам свой дом и участок на Волынском предместье города, а также построил для монахов каплицу. В 1605 году бернардинцами были возведены деревянные костел и монастырь.
С пожертвований Льва Сапеги и Яна Галемского вместо деревянного началось строительство каменного костела, который в 1623 году был освящен во имя Иоанна Крестителя и Святой Анны. Через год, в 1624 году был также основан и женский деревянный монастырь. Позже, на этом же участке был возведен уже каменный костел и монастырь бернардинок. Он был закончен в 1750 году, в этом же году был освящен во имя Непорочного зачатия.
Из материалов форума Военно-исторического клуба «Гарнизон», узнаём, что монастырь бернардинок памятен ещё и тем, что в нём 1 июля 1648 года в Рождество-Богородичной церкви, сразу после литургии, был арестован игумен брестского Симеоновского моностыря Афанасий Филиппович, которого после мученической смерти причислили к лику святых и который и поныне является небесным покровителем земли Берестейской.
Фасады костелов монастырей Бреста замыкали площадь за Бернардинским мостом через Мухавец и служили обрамлением дороги, ведущей из Украины. Заметим, что в других городах (Минск, Слоним) оба бернардинских монастыря стояли независимо один от другого, не образуя комплекса.
Вид на Бернардинскую площадь со стороны Холмских ворот. Фрагмент проекта регенерации исторической застройки Бреста, автор И. Лавровская. (3D модель при участии Д. Лавровского, Е.Дайнеко, А.Вантуха и А.Лари)
… Интерьер храма, как и фасад, производил впечатление богатства. Его внутренние устои были обработаны группами пилястр, зрительно поддерживающих соответственно им расчлененный подпружными арками цилиндрический свод. Двухъярусный позолоченный из резного дерева главный алтарь дополняли также резные из дерева алтари, размещенные у устоев. Пол перед большим алтарем был деревянным, а в остальных частях кирпичным.
Во время службы монашки, невидимые для прихожан, находились над главным входом в храм, связанных коридором со вторым этажом монастыря. В первом этаже монастыря размещались приемная, келья настоятельницы, трапезная. На втором этаже располагались монашеские кельи. Каменный монастырь бернардинок был перекрыт сводами в обоих этажах. Квадратный внутренний двор занимал садик.
Об этом ансамбле монастырей и его идентификации в современных условиях нам рассказала Ирина Борисовна Лавровская, известная как автор концепции регенерации исторического центра Бреста и член общественной наблюдательной комиссии по охране историко-культурного наследия при Минкультуры РБ. Она в Варшаве защитила докторскую диссертацию по архитектуре и урбанистике, посвященную планировочной структуре средневекового Брест-Литовска.
В своё время эта женщина была руководителем известного общественного объединения «Старый город», которое честно выступало за сохранение исторических ценностей Берестья, Брест-Литовска и Бреста и было закрыто по судебному решению. Чисто по формальному поводу: у «Старого города» не нашлось юридического адреса, а зарегистрироваться по домашнему адресу возбранялось. Но разве это причина ей не верить?
Ирина Лавровская
«Официально считается, что здание женского монастыря родилось в XVIII веке, когда его строительство было закончено, - рассказала Ирина Борисовна. - Но само здание имеет несколько слоёв более раннего времени, потому что при раскопках были выявлены фрагменты XVI и XVII веков.
Еще около четверти века назад, в 1989 году, мне как архитектору удалось идентифицировать развалины на закрытой территории воинской части, как здание монастыря бернардинок. Оказалось, что в разные века здание монастыря несколько раз перестраивалось, и очень трудно было распознать конкретное здание старого Бреста. Ведь тогда не было современных инструментов регонсценировки, 3D-сканеров, которые позволяют получить множество планов одного объекта. Да и чертежей-то почти не было.
А толчком для той идентификации послужила статья Елены Квитницкой, московского архитектора, сотрудницы журнала «Архитектурное наследие». Она в 70-е годы опубликовала в журнале две статьи. Одна была посвящена изуитским коллегиумам Беларуси, а вторая – «Монастыри Бреста XVII-XVIII веков».
Карта старого Бреста до строительства Бреста, где кружочком обведено местонахдение бердардинских монастырей
Именно московская исследовательница впервые для советской и европейской общественности открыла материалы, которые хранились в Российском Военно-историческом архиве. Это были чертежи, сделанные в Брест-Литовске военными Российской империи перед началом строительства Брестской крепости (1835 года и далее). Это единственное, что мы реально имели. И мы соотнесли те исторические чертежи с существующими остатками зданий на Волынском укреплении.
Оказалось, что монастырь бернардинок входил в состав Брест-Литовскогокадетского корпуса, затем в состав военного госпиталя, сильно пострадавшего во время обороны Брестской крепости. И даже в 1988-1989 года, вспоминает Ирина Лавровская, полуразрушенное здание монастыря ещё использовалось. Оставшиеся целыми первый этаж и подвалы ушли под склады воинской части, где хранились бочки с селёдкой, валенки, какие-то химические реагенты и многое другое.
В начале перестройки в Брест приехали известные в ту пору молодые социал-демократы Олег Трусов и Михаил Ткачёв. Трусов тогда работал в комиссии Верховного Совета РБ по культуре. Я пригласила их на Госпитальный остров, где они не поверили своим глазам и были в восторге от увиденного».
Но в наши дни великолепные памятники нашей истории и культуры имеют жалкий вид. От мужского монастыря остался один фундамент, а от женского — подвалы и развалины первого и частично второго этажей, поросших деревьями. Говорят даже, что в подвалах монастыря обитают призраки-приведения.
На этот счёт у Лавровской такое мнение: «Наши власть имущие, которые формируют общественное мнение, делят историю на ту и эту. Мол, раз это монастырь бернардинок – пусть они его и восстанавливают, как колонию Варбурга – евреи. И тогда мы от ОО «Старый город» написали письмо на имя Олега Трусова – провести археологическое исследование бернардинского монастыря. И в 1992 году за счёт бюджета была образована белорусская археологическая экспедиция, которую возглавил известный археолог Валентин Соболь, который сейчас работает в Смоленске. Два года исследовали тут территорию, делали шурфы по периметру монастыря, раскопали костёл, который сегодня засыпан и зарос деревьями и кустами. А в 1993 году им на Госпитальном острове была сделана шурфовка всего Замухавецкого предместья с целью определения охранной зоны.
Но в 1994 году экспедиции не дали денег, которые должны были пойти на консервацию этого объекта. Видимо, в том был виноват научный руководитель историко-культурного наследия в Бресте Владимир Казаков, который поставлен сюда Минкультуры. С тех пор остатки здания стоят под дождём и снегом неприкрытыми и продолжают разрушаться. Нам должно быть стыдно перед нашими предками».
Сделав 3D сканирование «Реальному Бресту» удалось установить несколько слоев относительно современных пристроек.
Реальный Брест
Похожие статьи:
Брестская крепость → В музее «Брестэнерго» появился фарфоровый изолятор из Брестской крепости. Что это?
Брестская крепость → Единственный в своем роде и в Бресте
Брестская крепость → Исторический праздник проведут у стен "Берестья" 24 октября
Реальный Брест → Состоялось торжественное открытие аллеи «Их именами названы улицы Бреста»
Брестская крепость → О 22 июня за круглым столом в горисполкоме замолвили конструктивный диалог