Люди «за забором» на набережной в Бресте: «Мы давно готовы к конструктивному диалогу с застройщиком»
Продолжая разбираться в теме загадочного проекта нового строительства на набережной, портал «Реальный Брест» не мог не узнать мнение людей, которых в первую очередь касается перспектива появления в ближайшее время бульдозера на участке, где пока еще стоит их дом.
Нам повезло, что раскрыть тему «От истории к современности» этих домов любезно согласился коренной брестчанин Валерий Фоминский, который оказался еще и владельцем части дома, окна которого выходят на реку.
«На данный земельный участок в самом центре тихого Бреста на крутом берегу реки многие застройщики пытались не только свой глаз положить, но и построить свои объекты недвижимости. Несмотря на то, что место однозначно «золотое», оно еще, вероятно, и «заколдованное» - ибо у всех, кто брался за него, что-то по итогу всегда шло не так. Первый застройщик разорился. Второй так и не проявился, но за счёт городского бюджета жильцы двухэтажного дома по улице Интернациональная были расселены. А вот соседний с ним дом по улице Карла Маркса 92, владелец которого приватизировал землю под домом, при странных обстоятельствах сгорел. Единственный в этом квартале всё ещё жилой дом находится на горке над рекой и имеет адрес по улице Карла Маркса, 94, от которой сейчас отгорожен металлическим забором», - начал свой рассказ наш собеседник.
«Дом № 94 по улице Карла Маркса сейчас выглядит невзрачно. Но весной, в цвету абрикосов, алычи, слив - это чудное место. Самому дому уже за 80 лет. Построенный на совесть ещё при Польше из добротной сибирской лиственницы, домик мог бы прожить и больше. Мой прадед Василий Корнеевич Дранько жил в нашем, тогда ещё преимущественно деревянном, Бресте с самого начала прошлого века. Ещё до второй мировой войны он построил в центре города всем своим сыновьям по дому. Примерно в то же время, такого же качества и из такого же материала, как этот. К сожалению, война и послевоенные уплотнения городской застройки не оставили от них и следа. Я был счастлив, когда в 90-ых наткнулся на объявление о продаже жилья с отдельным входом и зелёной зоной вокруг дома и прекрасным видом на реку. Дело было весной, я был очарован этим местом - цветущие деревья, пение птиц, красивая река под окнами. Думаю, и прадед был бы рад такому. Болезни родителей и иные жизненные обстоятельства не позволили в полном объеме осуществить задуманное в этом месте. Выбирал дом я себе целенаправленно и покупал в надежде встретить старость на берегу реки, читая книги из своей библиотеки в саду», - прокомментировал Валерий сложившуюся ситуацию, демонстрируя книги в своем доме с историей.
«Судьбу этого дома можно изучать как пласты исторических событий, которые проходили через наши земли. Дом построили при Польше. По советскому техническому паспорту он 1938 года постройки, но зная, как порою делались документы очередной властью можно предположить, что эта дата неточная, а как говорится: «на глаз». Однозначно можно говорить лишь о том, что после принудительной «эвакуации» и поджогов при отходе российских войск в августе 1915 года тут уцелеть ничего не могло. Новый дом на месте загадочного шестиугольного сооружения отмеченного на карте 1852 года, которое, скорее всего, было уничтожено казаками при отступлении, был тут построен между 1915 и 1938 годами», - продолжил брестчанин.
Фотография дома, сделанная на Водохрист (19 января) в 30-ые годы ХХ в.
В 1939 году пришли большевики, и обитатели дома, вероятнее всего, были репрессированы. Пока архивы недоступны, утверждать, какая именно судьба была уготована этим людям, не берусь. 80 лет назад дом заняли войска НКВД. До лета 1941 года тут жили надзиратели тюрьмы НКВД, которые поспешно покинули дом 22 июня. Затем в нём разместились немцы, вероятно, из войск противовоздушной обороны, которые контролировали наиболее опасное южное направление подлётов бомбардировщиков к брестскому железнодорожному узлу и аэродрому. Немцы находились тут вплоть до конца июля 1944 года. Неподалёку, в нескольких кварталах, находилась и столовая люфтваффе. Что интересно, на партизанской карте Бреста 1943 года обозначено множество немецких объектов, включая гестапо, SD, но этот объект и зенитка, установленная в десяти метрах перед домом на ней не фигурируют. Это может означать, что партизаны не смогли достаточно близко подобраться к этому месту, которое хорошо охранялось и, вероятно, было профессионально закамуфлировано. Потом власть сменилась на советскую, которая организовала здесь работу речного порта, а в доме - амбулаторию порта», - рассказал Валерий.
«От расположенной немецкой зенитной позиции до наших дней сохранялся забетонированный лафет, но не так давно этой осенью сюда приехал неустановленный мужчина, который загрузил в прицеп металлического свидетеля нашей истории и был таков. Бетонное сооружение, сохранившееся в склоне холма, скорее всего возникло в то время, когда тут хозяйничали немецкие войска, и охраняло подступы к зенитной позиции. По другой версии данный объект могли построить и раньше, для охраны порта, как военного объекта. В период работы речного порта после войны бетонное сооружение использовалось в качестве склада и естественного холодильника магазина «ОРС» - Отдел Рабочего Снабжения. В народе его в шутку называли «Обеспечь Раньше Себя» и «Остальное Раздай Служащим». Из воспоминаний можно отметить, что в этом бетонном «холодильнике» стояли бочки с селедкой», - продолжал свой увлекательный рассказ Валерий.
«В нашем доме какое-то время находилась амбулатория порта, а потом сюда расселили работников порта, которые жили в рядом пришвартованной брандвахте - плавучем доме - барже с каютами приспособленными под жильё. Мой сосед Евгений, к примеру, работал в порту матросом-мотористом на буксире. Так мы дошли до наших дней. Несмотря на то, что за эти годы это уже не первый застройщик, проявляющий интерес к данному земельному участку, люди всё-таки напряглись с появлением забора рядом с их жилищем, но одновременно испытывали и положительные эмоции, связанные с надеждой на перемены», - рассказал наш собеседник.
«В этом доме четыре квартиры, в почтовые ящики которых в июне этого года упали письма от Брестского городского исполнительного комитета. Официальные бумаги сообщали жильцам, что застройщик, который планирует тут новое строительство, обязан расселить жителей-собственников нашего дома, но что-то пошло не так. Прошло лето, закончилась тёплая в этом году осень. Самые дальновидные из жильцов запаслись дровами и торфом на зиму. Похоже, печное топливо ещё пригодится. Жильцы готовы к честному конструктивному диалогу, в результате которого, мы надеемся, будут найдены справедливые варианты расселения для каждой семьи», - подытожил Валерий.
Похожие статьи:
Реальный Брест → Что нужно знать при осуществлении деятельности в качестве репетитора
Реальный Брест → Вопросы осуществления деятельности гражданами по заявительному признаку
Реальный Брест → Брестчане спасаются от жары в фонтане
Реальный Брест → 3D пешеходный переход появился в Бресте
Реальный Брест → «Мужчина за сорок». Банк составил портрет брестского «ипэшника»