В семью Кононович из Подлесья спустя годы вернулась медаль «За отвагу»
В доме Кононовичей деревни Подлесье Жабинковского района настойчиво звонил телефон.
В трубке раздался мужской голос.
– Любовь Алексеевна?
– Да.
– Это вас начальник обособленной группы Жабинковского района Алексей Петров беспокоит. Докладываю: в вашей деревне весной была найдена медаль «За отвагу». Выяснилось, что она принадлежит вашему отцу – Алексею Семёновичу Бобрику.
– Боже мой, медаль эта нашлась! Отец так горевал, когда она потерялась... Может, лет 60 назад… Не верится даже…
Папина медаль вернулась. К сожалению, его владельца из деревни Подлесье уже давно нет среди живых, потому Алексей Петров вручил ее дочери героя, Любови Кононович. К слову, нашла медаль односельчанка Галина Бурбилович, когда готовили огород к посадке овощей.
Поиски
Чтобы выяснить, какой боец Красной Армии был награжден этой медалью, пришлось сделать запросы в некоторые архивы. Так, из Государственного архива Российской Федерации пришел неутешительный ответ: «…установить принадлежность медали «За отвагу» №2744905 не представляется возможным». Зато благодаря центральному архиву Министерства обороны Российской Федерации узнали, что «медаль вручена красноармейцу Алексею Семёновичу Бобрику 18 августа 1945 года, награжден приказом 993-го стрелкового полка от 1 марта 1945 года».
На принудительных работах
…Героизм и подвиг неподвластны времени. Любовь Алексеевна нежно берет в руки медаль, а глаза застилают слезы от неожиданной весточки от отца и воспоминаний о нем.
– Мой папа родился в 1923 году. В семьи было девять детей, он – второй. Когда в деревню пришла страшная весть, что Гитлер напал на нашу землю, старшего, Андрея, отправили на фронт. Отца вывезли в Германию на принудительные работы. Вместе с односельчанином-дружком попал на ферму. Там было много парней и девчат из Беларуси и Украины. Рассказывал, как было тяжело и голодно – хозяева попались чрезвычайно сварливые и алчные, за любую провинность могли высечь и угрожали за кражу отрубить руки. Батраки спали в коровнике. Летом еще так-сяк, а вот зимой, легко одетые и вечно голодные, не могли согреться. Отец приловчился доить молоко в подойник и себе в рот, пока хозяйка и её дети не видели. Пить из ведра или кружки боялся – это приравнивалось к краже, и расплата за такое была высокая… Вместе с батраками грызли на полях брюкву. Когда собирал яйца в курятнике, аккуратно пробивал дырки, выпивал одно-два, а сам объяснял, что зверьки по насестам вредительствуют. Папа со слезами рассказывал, что чувствовал себя вором, ему было стыдно за это, но иначе бы он не выжил. Кормили их очень скверно – со скотом обращались лучше, чем с ними.
Придавала сил мысль, что быстро всё закончится. Алексей подружился с одним из сыновей фрау – тот тайно приносил ему книжки, и парень, когда выпадала свободная минута, читал их. Разговорный язык он изучил довольно быстро и хорошо понимал, о чем говорят хозяева. Как-то выпросил у мальчонки карту местности, запомнил ее до мелочей, верил – пригодится, так как не однажды слышал разговоры фрау, куда дошли войска Красной Армии.
Книжка-спасительница
Наконец настало время «икс»: несколько батраков сбежали с фермы, его дружок из Подлесья – также. Собрался в путь и Алексей. Он хорошо запомнил карту, потому не боялся сбиться с дороги. Через несколько дней дошел к своим. Правда, встретили его с недоверием: сбивал с толку немецкий акцент, который приобрел во время работы. Парня хотели даже расстрелять, да, по-видимому, судьба подарила шанс на жизнь. Алексей вспомнил, что с собой у него книга, которую до войны, еще подростком, получил из рук председателя колхоза – за добросовестную работу. Там, на обложке, еще печать стояла, пожелания и подпись председателя. Берег книгу, как большую ценность, и с собой на принудительные работы повез, держал в кармане у сердца. Она и стала тогда «пропуском» доверия, а позднее задержала в себе несколько осколков от снаряда.
Алексей помогал красноармейцам на допросах, потому что хорошо знал немецкий язык. Потом участвовал в боях. 25 февраля Алексей Бобрик в составе 993-го стрелкового Тильзитского полка 263-й стрелковой Сивашской дивизии из винтовки уничтожил двух гитлеровцев, за что был награжден медалью «За отвагу». Через несколько недель он, телефонист роты связи, во время боев на Зеландском полуострове «огнем своего пулемета обеспечивал продвижение вперед стрелковой роте», там же в апреле был ранен. Осколки из шеи, рук, груди в военном госпитале достали, а вот те, что глубоко засели в голове, трогать не рискнули… За проявленный героизм на этом полуострове китель Алексея Бобрика украсила медаль «За боевые заслуги». Аккурат 9 мая 1945 года, когда наконец узнали про Победу, в приказе значилась и его фамилия среди награжденных медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945».
Жизнь послевоенная
Когда возвращался в родную деревню, плакал от счастья – наконец всё закончилось, можно жить – и от отчаяния: из детей только Андрей, Вера, Ольга, Степан и он остались, а остальные погибли от вражеских пуль... Хотел идти в школу преподавать немецкий язык, да мать отговорила: это же учиться надо на учителя, а рабочие руки повсюду нужны. Отложил свою мечту, получил шоферские права и устроился в местный колхоз.
Дело молодое – приглянулась ему девушка с соседней улицы. Когда в Германию собирался, ей только двенадцатый год шел, а сейчас, глади-ты, заневестилась! Долго не юлил – пригласил на танец, а затем и женой стать предложил. Скоро родились две доченьки – Люба и Валентина.
Алексея Семеновича очень любили родные и друзья, уважали в колхозе – за трудолюбие, честность, безотказность. Жаль, мало отвела судьба земных лет жизни, всего 54 года: осколки в голове давали о себе знать…
– Папа очень любил 9 Мая – для него это был самый главный праздник, – вспоминает дочь. – Наденет пиджак с медалями и на встречу с боевыми товарищами в Каменец едет. По-видимому, когда однажды возвращался домой, одна медаль и потерялась. Похоже, это произошло до 1963 года. Очень горевал о потере. А теперь его награда опять вернулась в дом – через 57 лет. Я уверена, это весточка от него…
Светлана БЕЛЯК, «Заря»
Похожие статьи:
История Бреста → 130-ти летию железнодорожной станции Брест-Центральный посвящается… Часть I
История Бреста → Смертельный штопор
История Бреста → Маршрут, які дапаможа даведацца пра брэсцкі мадэрнізм
История Бреста → 110-лет Братскому Свято-Николаевскому храму