shop.mts.byhttps://tv.mts.by/channels/nowШкола Май Бэбиmts.byЦентр семейной стоматологии «Дентико»

ГлавнаяНовостиИстория БрестаМогила Екатерины Георгиевны Стеллецкой на Тришинском некрополе Бреста

Могила Екатерины Георгиевны Стеллецкой на Тришинском некрополе Бреста

Речь в статье пойдет об одном из ведущих художников русской эмиграции Дмитрии Стеллецком.

Отец художника, Семён Васильевич Стеллецкий, после окончания Константиновского межевого института был назначен военным инженером в крепость Брест-Литовск. Во время службы в Бресте инженер-капитан Стеллецкий изобрёл хлебопекарную печь непрерывного действия, с вращающим подом. На Всероссийской выставке 1882 года за это изобретение он был удостоен почётного отзыва.

В период службы Семён Васильевич встретил девушку, на которой женился, и у них родилось двое мальчиков: Борис (1872) и Дмитрий (1875). Вскоре в дом Стеллецких постучалась беда. 1-го мая 1877 года, его супруга умерла. Семён Васильевич остался вдовцом с двумя детьми на руках.

Мама и сын

Могила Екатерины Георгиевны Стеллецкой на Тришинском некрополе Бреста.


После смерти жены капитан-инженер Семён Васильевич Стеллецкий был переведён из Брестской крепости в Варшаву, где женился на юной дочке командующего войсками Варшавского военного округа, генерал-лейтенанта Василия Львовича Соболевского - Софье.

Он был старше её намного, но очень красивый, с благородными манерами, серьезный и доброжелательный. Когда он сделал ей предложение, она согласилась выйти за него замуж и быть матерью его маленьким детям. Маленький трёхлетний Дима, получив молоденькую 17-летнюю маму, привязался к ней всем сердцем и до конца жизни сохранил к ней любовь и уважение. Все его надписи на фотографиях, которые он ей посылал из Парижа, начинались словами "Дорогая милая мама" и кончались "Твой любящий и благодарный сын".

У супружеской пары Стеллецких начались рождаться дети: четыре сына - Василий, Константин, Пётр и Фёдор, а также - дочь Елена. Наверно, с целью оздоровления детей в 1883 году Семён Стеллецкий купил небольшое имение Шестаково (35 км севернее Бреста) недалеко от Беловежской пущи, в котором в летние месяцы жило многочисленное семейство.

Мама и сын

Генерал Семён Стеллецкий, его сын Дмитрий и жена Софья.

Семён Васильевич построил в Шестакове дом для своей семьи - двухэтажный большой дом. С террасы дома дети выбегали в старинный парк, где были два пруда, липовая аллея и березняк. А ещё в парке жили совы. София Васильевна обожала цветы, перед домом с весны до поздней осени цвели розы, левкои, ромашки, астры. Дмитрий любил Шестаково, он приезжал сюда из Варшавы каждый год, сначала маленьким ребёнком, затем гимназистом, студентом и сложившимся художником.

София Васильевна сразу обратила внимание на любовь Дмитрия рисовать. Он рисовал всюду и везде. Она бережно хранила альбомы с шестаковскими пейзажами, которые он рисовал во время каникул. Это были прелестные картинки, очень тонко выписанные деревья, листья, сучья, всё в ярких сочных красках. В семье хранился скульптурный бюст Семёна Васильевича, который Дмитрий вылепил в 14 лет. Родители с детских лет окружили вниманием и заботой его талант. Они всячески поощряли желание мальчика рисовать. Он рос очень подвижным, живым ребёнком, но способным и долго неподвижно сидеть с карандашами и красками.

Мама и сын
Дмитрий Семёнович Стеллецкий (сидит справа)
 

После окончания гимназии было решено, что Дмитрий едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Он сдал успешно экзамен и окончил Академию со званием художника. Родители всё время помогали ему материально во время учения и потом. Его связь с домом никогда не прерывалась. В Петербурге у него была мастерская.

Мама и сын
Кустодиев Борис Михайлович «Портрет скульптора и живописца Д. С. Стеллецкого.», 1901 год.
 

Уехав за границу перед Первой мировой войной, Дмитрий Стеллецкий больше в Россию не вернулся, не приезжал в Шестаково и в период межвоенной Польши.

Из Парижа Стеллецкий часто писал матери в Шестаково, присылал фотографии, поздравления в день св. Софии: "Поздравляю Тебя, милая мама, с наступающим днем Ангела. Ещё в прошлом году я к этому дню нарисовал сюда, в церковь, икону святых Софии, Веры, Надежды, Любви. Эта икона стоит в алтаре".

Мама и сын
Дмитрий Семёнович Стеллецкий в окружении своих произведений.
 

В 1925 году, по инициативе и при активном участии Дмитрия Стеллецкого, было организовано общество "Икона", которое ставило своей целью изучение русской иконописи, проведение выставок иконописцев.

Самой значительной его работой стала роспись храма Троице - Сергиева подворья в Париже. Его работы приобретали музеи Болгарии, Югославии и, конечно, Франции. Связь с ним оборвалась, когда в 1938 году умерла Софья Васильевна.

В конце жизни художник ослеп и поселился в Русском старческом доме, основанном в апреле 1927 года княгиней В. К. Мещерской. 12 февраля 1947 года Дмитрий Стеллецкий умер, и был похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Произведения Дмитрия Стеллецкого представлены в государственных и частных собраниях России, Франции, Великобритании, других стран мира. Три произведения художника («Сказка»; «Бояре» (диптих); «Ночь святого Иоанна», 1932) находятся в Беларуси – в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».

Мама и сын
Стеллецкий Дмитрий Семёнович. «Ночь на Ивана Купалу» (Ночь святого Иоанна), 1932 г.
 

На картине Дмитрия Стеллецкого – кульминация купальской ночи с её песнями, танцами, прыжками через пылающие костры. На фоне глухой стены огромных, погружённых во тьму деревьев художник изображает фигуры танцующих людей. Здесь и князь с княгиней в дорогих, унизанных жемчугом одеяниях, и именитые бояре в высоких головных уборах, и простолюдины в низко подпоясанных рубахах и лаптях. Все равны в этот древний праздник солнца и плодородия.

Мама и сын

Художник Стеллецкий строит пространство картины с помощью смены параллельных планов, словно ленты фриза идут на поверхности холста один над другим – как и в памятниках древней иконописи. Резкая, угловатая пластика движений танцующих людей, золотой мерцающий свет костров, вырывающий из темноты отдельные фигуры, превращающий лица в гротескные маски с тёмными провалами глаз, сообщают изображённому художником зрелищу некий особый, архаичный мистицизм.

В «Ночи на Ивана Купалу» Дмитрию Стеллецкому удалось мастерски запечатлеть не современное восприятие древнего празднества, а подлинно – древнее отношение к нему.

Мама и сын
Могила Екатерины Георгиевны Стеллецкой на Тришинском некрополе Бреста
 
 
Автор незримо всегда будет оставаться в Бресте, в городе, где он родился, в городе, где покоится его мама.

 

 

 

Похожие статьи:

Брестская крепостьГараж построенный в Брестской крепости в польский период

История БрестаЕго профессиональный рекорд - 31 нарушитель Государственной границы и задержанная контрабанда на сумму свыше 4,5 миллиона долларов

Реальный БрестПочему собаки поют под музыку?

Брестская крепостьБолее 50 тысяч человек стали участниками торжеств 9 Мая в Брестской крепости

Реальный БрестВ Бресте в тестовом режиме включили главную новогоднюю ёлку! «Нету» покоя теперь некоторым

Поделиться:
Комментарии (0)

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.