https://tv.mts.by/channels/nowЦентр семейной стоматологии «Дентико»mts.byshop.mts.byШкола Май Бэби

ГлавнаяНовостиИстория БрестаИсторический квартал №2 в Бресте

Исторический квартал №2 в Бресте

В этом и последующих материалах постараемся выявить наличие в историческом квартале, ограниченном улицами Советских пограничников, Дзержинского, 17 Сентября и проспектом Машерова в городе Бресте существовавшие ранее историко-культурные объекты.

Напомним, что сегодня здесь возводит новые жилые дома и продает в них квартиры строительная компания «Будаунiчы рай».

Историю интересующего нас исторического квартала №2 необходимо начать с событий, повлекших за собой застройку территории, на которой расположен квартал.

1852 год

В 1834 году после очередного национально – освободительного восстания (1830-1831) за реставрацию Речи Посполитой границах 1772 года, император Николай I утверждает проект возведения крепости Брест-Литовск на месте существующего города. Согласно проекту, вся жилая застройка города сносится, a монументальные сооружения (дворцы, храмы, монастыри), по возможности, приспосабливаются под нужды фортификационного комплекса. Крепость возводится за шесть лет (1836-1842).

С этим событием связан следующий этап градостроительного развития города. Жилая застройка перемещается на две версты от старого города на три форштадта Кобринский, Волынский и Забугский. «Новый город» стал развиваться преимущественно на восток от крепости на месте бывшего Кобринского форштадта. В 1860 году город занимал около 640 га. Регулярная планировочная сетка улиц создавала небольшие кварталы, прямоугольной или трапециевидной формы. Кобринский форштадт был разбит на 103 квартала, застроенных преимущественно 1-2 этажными домами, кирпичная застройка составляла около 20%. К середине XIX века только главная площадь города - Почтовая была полностью застроена каменными зданиями.

Крупными сооружениями Брест-Литовска в тот период были: тюрьма (1819), гостиный двор (1842), хоральная синагога (1855). Кафедральный костел (1856), Симеоновская церковь (1865), Интендантские склады, Центральный железнодорожный вокзал (1886), комплекс Почтовой станции, Почтамта и Казначейства (нач. XIX в.).

В этот период каждый квартал Брест-Литовска имел порядковый номер, в частности интересующий нас квартал в тот период имел порядковый номер 2, его ограничивали улицы: Тополевая (17 Сентября), Шоссейная (проспект Машерова), Белостокская (Советских пограничников), Кривая (Дзержинского).

Первоначально квартал был разбит на 19 участков, к середине XIX века на 20. Номер квартала и номер участка являлись в то время и почтовым адресом, либо название улицы и фамилия владельца. В 1914 году Городской управой была предпринята попытка ввести нумерацию зданий, но помешала Первая Мировая война.

Привычная нумерация домов появилась в Бресте лишь в 1921 году, когда город официально вошел в состав реанимированной Второй Речи Посполитой.

Первоначально каждый участок имел одного владельца. Впоследствии, когда происходила продажа части участка или раздел между наследниками к первоначальному порядковому номеру добавлялся литерный индекс. Каждый участок должен иметь собственный въезд во внутренний двор.

Новые проекты утверждались не только Городской Думой, но и Инженерным Управлением крепости Брест-Литовск.

4 мая 1895 года большой пожар уничтожил почти центральную часть города, тогда сгорело 1228 домов, общий ущерб составил 4 256 168 рублей. После этого пожара город Брест был построен практически заново. Разбивка кварталов на участки сохранилась изначальной, архитектура новой каменной застройки во многом отличалась от облика прежних зданий XIX века.

В центре города застройка была каменной, 1-3 этажные здания строились плотно друг к другу, создавая сплошной фронт уличных фасадов, имеющих разнообразный декор с использованием классической ордерной пластики: аттики, каннелированные столбы, пилястры, лопатки, ниши, филенки, русты, импосты, сандрики, антаблементы, элементы неоготики и других исторических стилей. Соединение различных приемов пластического решения фасадов зданий придавал улицам живописность, декоративность и парадность.

Плотность застройки определила развитие застройки внутрь квартала, в результате чего застройка в глубине квартала нередко имела сложную в плане конфигурацию. Дворовые фасады, как правило, имели более сдержанный декор, а то и вовсе не украшались, решаясь конструктивными средствами. Сохранились фрагменты такой застройки по улицам Советских Пограничников, Карла Маркса, Пушкинской, 17 Сентября, Площади Свободы и других.

28 апреля 1901 гада город постиг второй крупный пожар. Однако, этот пожар затронул, в основном, деревянную, застрахованную застройку и этим более способствовал строительству в городе каменных домов, чем обеднению городских жителей. Перед Первой Мировой войной полностью сформировалась каменная застройка в центральной части города. Были построены монументальные здания Николаевской Братской церкви (1906), мужской гимназии (1903), а также значительные гражданские жилые здания по нынешним улицам Карла Маркса, Комсомольской, 17 Сентября, Советских Пограничников, Пушкинской, проспект Машерова.

В конце XX века город имел много зелени. Кроме пяти бульваров в городе было два парка - Либавский парк, Городской сад, а также сквер Думской площади. Интересующий нас квартал № 2 находился в центральной части города, был разделен на 19 участков. Интересующее нас здание расположено на историческом участке №1. Квартал ограничивали улицы: Шоссейная (Проспект Машерова), Белостокская (Советских пограничников), Тополевая (17 Сентября), Кривая (Дзержинского).

В 1915 году отступающие русские войска сожгли город. Из 3670 довоенных зданий пострадало 2500. Взорвана крепость и форты. Более 57 тысяч брестчан остались без крова, превратившись в беженцев. Кроме городских магазинов и складов, уничтожен полугодовой запас боеприпасов и продовольствия 10-ти тысячного военного гарнизона.

После окончания Первой Мировой войны в 1919 году, Брест отошел к Польше. В 1921 году в магистрате города были выполнены обследования всего жилого фонда, был подготовлен схематический план и составлена таблица, где поквартально была указана руинированная и уничтоженная в годы Первой Мировой войны застройка. Согласно этой таблице, квартал № 2 пострадал на 60 %. К 1929 году в городе было восстановлено 725 домов. При восстановлении, вследствие недостаточности средств или по иным причинам, здания утрачивали в большой степени свой первоначальный архитектурный декор. В 1921 году власти города создали при городском магистрате девять комиссий. 29 апреля 1925 года польское правительство издало Указ «О возрождении городов Восточных воеводств». Было выделена общая квота, которая направлялась на кредитно-строительную кампанию, в сумме 100 млн. злотых. Кроме того, была выделена сумма 80 млн. злотых на возрождение отдельных городов. На Полесское воеводство выделена сумма в размере 1 500 000 злотых (на другие воеводства от 250 000 до 1 млн.) плюс дополнительные ассигнования. B списке городов Полесского воеводства их числилось 11. На Брест-над-Бугом приходилось 63 386 280 злотых. Основу этой суммы составлял кредит жителям города на восстановление, ремонт и строительство домов. Кроме того, средства выделялись на ремонт недвижимости магистрата, улиц, площадей, парков, мостов, канализационной сети города, озеленение.

После прекращения военных действий и до 1923 года от жителей города поступило 152 заявления с просьбой выделить кредит на строительные работы. В основном это были жители центра города. Решением магистрата 1927 года предпочтение отдавалось одно-двух - этажным домам на 1-2 семьи. Деньги поступали из «Банка Городского Хозяйства», центральная контора которого находилась в Варшаве, 6 октября 1928 года была создана комиссия по установлению границ города. Окончательный план был представлен только к 1930 году. Согласно плана к городу относилась территория, ограниченная улицами Граевской (Республиканская), Рыся (Л. Чайкиной и Гурова) и Згода (Осипенко).

Таким образом, вопреки устоявшемуся мнению, граница прошла так, что Киевское предместье и Шпановичи не вошли в ее состав, а Граевское предместье только частично.

16 февраля 1929 года Городская Рада приняла «Правила благоустройстве улиц и площадей города Бреста-над-Бугом». Согласно документа, улицы города в зависимости от назначения делились на: главные, дополнительные, локальные, промышленные, жилые, внутриквартальные.

В зависимости от категории улицы регулировалась её длина - от 12, от 80 метров, ширина пешеходной части от 1,3 до 3 метров, проезжей части от 3 до 8 метров. B правилах оговаривалось качество покрытия, уклон поверхности, высота бордюра, озеленение и т.д. В 20-е годы большинство улиц были без покрытия. В 1930 г. 1/3 улиц и площадей имели твердое покрытие. К 1929 году на всех улицах сделали водостоки. В 1928-1931 гг. решением Магистрата были заменены названия 28 улиц и проведена перенумерация домов, заменены вывески с названиями улиц на типовые.

В межвоенный период квартал № 2 ограничивали улицы: Ягеллонска (Mашерова), Белостоцка (Советских пограничников), Переца (17 Сентября), Перацкого (Дзержинского). Благоустройство улиц возлагалось на магистрат и жителей города.

В межвоенный период жилые кварталы в центральной части города были застроены одно, двух, изредка трехэтажными каменными домами. Квартал № 2 не был исключением. Сформировавшийся к 1939 году, квартал претерпел значительные изменения только во второй половине XX века.

 

Продолжение следует ...

Денис Марук

 

 

Похожие статьи:

БеларусьНовинка в МТС! Аэрофритюрница Xiaomi Smart Air Fryer 6.5L

Реальный БрестЭкскурсия по «Савушкину» и «ссобойка» для брестских журналистов

Реальный БрестСтало окончательно известно, какой строительный объект будет построен на углу улиц Мицкевича и Кирова

Реальный БрестОбзор цен на овощи и фрукты на колхозном рынке в Бресте

Брест и регионВ торговой сети Бреста выявлена опасная игрушка

Поделиться:
Комментарии (0)

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.