Брестская женская гимназiя
В 1894 году в России насчитывалось 275 женских средних учебных заведений, в них обучалось 75,5 тысяч человек. Подавляющее большинство средних учебных заведений располагалось в европейской части страны.
Женских средних учебных заведений было меньше, чем мужских, как в абсолютных цифрах, так и по отношению к численности населения. В небольших городах наиболее распространенным типом женского среднего учебного заведения была гимназия. Внутренний строй женских гимназий определялся «Положением» 1870 года, действовавшим без существенных изменений вплоть до 1917 года. Женские гимназии состояли из семи основных классов с годичным для каждого класса курсом обучения.
Брестская женская гимназия — учебное заведение, существовавшее в Брест-Литовске с 1905 по 1915 год, было заведением открытого типа, т. е. предназначалась для приходящих учениц всех сословий и вероисповеданий.
Брестской женской гимназией управлял начальник, который являлся директором Брестской мужской гимназии и утверждался попечителем учебного округа. Первым управляющим был статский советник Сергей Васильевич Преображенский. Его помощником была главная надзирательница, она следила за состоянием здоровья учениц и соблюдением ими правил нравственности и благоприличия. Главной надзирательницей брестской женской гимназии была Людмила Николаевна Жукович, до этого являющаяся начальницей 6-ти классного женского пансиона в Брест-Литовске. Вместе с ней, в 1905 году, в гимназию из пансиона перешли и две учительницы - Мария Федоровна Ольденборгер и Вера Владимировна Плотникова.
Открытка «Издание табачного магазина Минца Брест-Литовск»
Вторым управляющим гимназией, был статский советник Иван Константинович Бельговский, сменивший предыдущего управляющего ровно через год, в 1906 году. А в 1908 году управляющим гимназией стал действительный статский советник Павел Дмитриевич Мелиоранский, это был первый управляющий, не занимающий по совместительству должность директора Брестской мужской гимназии.
В первый год существования гимназии было семь классных надзирательниц, позднее восемь, деятельность которых сводилась преимущественно к контролю за успеваемостью воспитанниц. Классные надзирательницы избирались из лиц, имеющих звание домашней учительницы. Главная надзирательница, классная надзирательница, преподаватели назначались начальником и утверждались попечителем учебного округа. К преподаванию в гимназии допускались лица, имеющие право преподавания в мужских гимназиях, а также домашние наставники: преподаватель русского языка Павел Яковлевич Дубовой, преподаватель истории и географии, коллежский секретарь Иосиф Николаевич Ящинский, учитель рисования и чистописания Виктор Павлович Гиргас, преподаватель математики, коллежский ассесор Федор Федорович Галюн и многие другие.
Открытка «Издание табачного магазина Минца Брест-Литовск»
Для многих преподавателей женская гимназия послужила первой ступенью в карьере, например преподаватель Федор Федорович Галюн впоследствии стал председателем педагогического совета частной женской гимназии Евгении Ивановны Тарасовой, а преподаватель Сольский Григорий Иванович занимал должность заведующего частной женской 6-ти классной прогимназии, содержательница которой была так же Евгения Ивановна Тарасова.
В личный состав служащих гимназии входил так же преподаватель закона Божьего, законоучитель. В первое время в гимназии были законоучители двух исповеданий: православного, священник Антон Троепольский и Сергей Товаров, и римско-католического, ксендз Зенон Зеленко. Через несколько лет в гимназии появился законоучитель еврейского исповедания, Юдель Зусманович Барит.
Для наблюдения за санитарным состоянием гимназии и здоровьем учениц при гимназии состоял штатный женщина-врач, Елисавета Борисовна Демидович, позже в гимназии появился и зубной врач, Лейба Хаимович Цитринник.
Учащиеся поступали в гимназию после окончания начальных училищ. Срок обучения составлял 7 лет. Преподавались закон Божий, история, математика (Михаил Михайлович Шубкин), русский язык и словесность (Ольга Александровна Гуляницкая), география, физика, немецкий (пастор Сигизмунд Густавович Льоппе) и французский языки, домоводство, чистописание, рукоделие, рисование, пение (Василий Иванович Петручик), танцы.
Гимназистки жили преимущественно дома, так как подавляющее большинство учениц были местными горожанками. Но в первое десятилетие XX века в гимназию все чаще стремились поступить девочки, родители которых принадлежали к крестьянскому сословию, а также девочки различных сословий из небольших уездных городов, где женских гимназий не было.
Детали форменной одежды учениц женской гимназии г. Брест-Литовска. Пуговици, бант ученицы 4-го класса, бант ученицы 5-го класса (Брестский областной краеведческий музей).
Жизнь в гимназии не ограничивалась учебными занятиями. Традиционно в течение учебного года в гимназии устраивались вечера. В отличие от общешкольных мероприятий, вечера чаше собирали девочек одной возрастной группы. Для младших проводили «литературно-музыкальное утро», а для старших — вечер. Тематика мероприятий была связана с литературой и историей, а так как проводились они чаще всего с выдумкой, живо и интересно, можно с уверенностью утверждать, что такие утренники и вечера углубляли знания девочек.
Конечно, одним из самых любимых вечеров была Рождественская елка, наряжали елку, украшали помещение гирляндами, разноцветными флажками, другими самодельными игрушками, готовили силами самих учениц праздничную программу.
Гимназия находилась в сохранившемся здании на улице Миллионная, ныне улица Советская.
Гимназия играла огромную роль в формировании духовного мира, жизненных ценностей девушек. Именно в стенах гимназии чаще всего шло становление личности, ее социализация. Несмотря на сословные, материальные различия, гимназистки представляли особую общность, объединенную занятиями и возрастом. Поэтому вполне допустимо говорить об определенных интересах, ценностных ориентациях гимназисток. Разделение внутри этой социовозрастной группы шло по идейным позициям, интересам, психологическим особенностям.
В гимназической жизни присутствовали тяжкий учебный труд, боязнь получить плохую оценку, ссоры с одноклассницами, конфликты с учителями и т.д. Но гимназия была и средоточием почти всех духовных интересов: дружба, участие в музыкальных вечерах, спектаклях, инсценировках, обсуждение книг, балы, любовь — все это ассоциировалось именно с гимназией. Гимназия, в не меньшей степени, чем семья, влияла на формирование личности девочки, заполняя часто всю ее жизнь.
Иван Чайчиц специально для социального портала «Реальный Брест»
Похожие статьи:
История Бреста → Семья Стерлиговых: из Брестского Александровского кадетского корпуса — в Большой театр
История Бреста → 75 лет подвигу героя-пограничника ефрейтора Александра Завидова
История Бреста → Бронепоезд «Смелый» - воин металлических путей
История Бреста → Выпускные снимки питомцев Русской гимназии в Бресте-над-Бугом
История Бреста → Городской сад в Бресте хранит следы истории, а ныне взывает к восстановлению