Обратная сторона массовых мероприятий в Брестской крепости
О прошедшей ночи 22 июня в Брестской крепости на фото и в репортажах СМИ всё выглядит торжественно и красиво. Создалось впечатление, что массовое мероприятие прошло идеально. Всегда на первом плане чиновники, ораторы, военные, ветераны, артисты, пионеры и возлагающие цветы.
Прошу набраться терпения и дочитать…
Мне же кажется, что все подобные мероприятия должны создаваться, в первую очередь, для простых граждан, т.е. для народа. И вот позвольте рассказать, как было этой ночью со стороны обывателя, рядового гражданина Республики Беларусь.
Я - участник фортификационного сайта и у нас есть такая традиция, каждую ночь на 22-е июня, мы собираемся в крепости, чтобы почтить память павших в Брестской крепости в первый день войны. Без пафоса, скромно, возлагаем цветы и зажигаем лампадки. Только делаем мы это, не как принято, у «Вечного огня», а возлагаем цветы как на местах обнаруженных захоронений, так и на местах предполагаемых захоронений. Мы идем к тем героям и тем местам артиллерийских воронок, в которых стихийно хоронили павших, о которых мало кто знает, да и узнают ли вообще конгда-нибудь…вопрос. Да, наши действия идут вразрез с мнением, что весь Мемориальный комплекс, это братская могила, но лично я считаю, что пока с почестями не захоронен последний солдат, положивший свою жизнь при обороне Брестской крепости, говорить о Мемориальном комплексе, как о братской могиле еще рано.
В эту ночь Брестскую крепость посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Повышенные меры безопасности соответствующие службы обеспечили прекрасно. Хотя мне всегда казалось, что глубоко верующий человек смиренно принимает всё, что с ним происходит и всегда готов ко встрече со Всевышним. Отсюда не понятно, для чего столько охраны. Ну, наверное так надо, ладно. С 00.00 на территорию крепости не пускали никого, а кто прошел до этого времени, были возвращены за, так называемый, периметр. Это такое оргаждение из переносных металических секций. Весь народ томился в ожидании на парковке перед «Звездой», преимущественно молодежь 18-25 лет, пришли от скуки или потому что интересно. Работали сувенирные лавки, выездная торговля. Очереди в палатки последних были очень большими, блины, чебуреки, водичка, чай и мороженное. Очереди были везде, кроме палатки с гвоздиками… Вот это мне было непонятно совсем! Народ пришел за едой и зрелищем, а про суть мероприятия позабыли… Забегая вперед скажу, что за то время, что мы находились на парковке, никто к цветам так и не подошел. Да и у пришедших из города цветов не наблюдалось особо…
А в это время, как поведал один из оцепления, проводилась зачистка территории, работали сапёры (а днем для этого не было времени…?!). Парковка и вся прилегающая територия больше наполнялась «людьми в штатском» (куртка прямого кроя, брюки, невозмутимое лицо и проводок в ухе). Такого количествава милиции и ОМОНа, я еще никогда не видел в Бресте. В какой-то момент, мне показалось, что сотрудников больше, чем простых граждан.
Начали запускать в 02.00, при этом на входе надо было предъявлять ручную кладь и подвергнуться процедуре проверки металодетектором. Далее, как по стойлу или загону, можно было пройти только до «Звезды» и монумента «Жажда». Свернуть влево или вправо, никак - везде сотрудники выстроились живой цепью, на расстоянии двух метров друг от друга. Звуки их рации доносились практически из каждого куста. Иногда даже казалось, что кусты поднимаются, разминают онемевшие ноги, и снова садятся на корточки и становятся кустами. Наши попытки обойти кардон и подойти к одной из Воронок, оказались тщетны, из тени деревьев, с собакой послышалось: «Стоять! Кто вы такие? Куда? Вас обыскивали?»
В итоге, удалось договориться с неким ответственным, спасибо ему за это большое, и к месту одной из Воронок были допущены трое из нас, в сопровождении сотрудника в штатском. Остальные запланированные нами места посетить так и не удалось.
В 03.00 начали пребывать чиновники. Народ был оттеснен, чтобы образовался «коридор» для прохода и началось шествие. Впереди чиновники, охрана, потом люди с флагами БРСМ и Белая Русь, и уже только потом после всех обычные люди…
Настроиться на ту особую волну, то чувство, когда ты находишься в этом месте и понимаешь, что вот таким же было небо в то роковое утро, вот так же теплился рассвет, щебетали ранние птахи …. не удалось. Шум возле танков, конкурсы по метанию чего-то, не вникал чего именно, танцы под патефон, сотрудники, снующие репортеры, операторы, фотографы, и, конечно, изрядно выпившие «патриоты» с сонными ребятишками на плечах…
Если ночью всё происходило так, что же будет на реконструкции?
Оставаться не было смысла. Мероприятие начинало напоминать праздник. Вывод печальный: посещать Крепость 9 мая и 22 июня хочется все меньше и меньше, несмотря на личные убеждения. Если подобные акции рассчитаны исключительно на СМИ, тогда может стоит задуматься о нецелесообразности присутствия жителей и гостей города на мероприятии, возможно, стоит делать их закрытыми, полностью инсценированными и только по пригласительному? У меня не было чувства, что все происходящее сделано для моего блага и безопасности.
Из диалога…
- Сюда нельзя!
- Почему?
- Сегодня сюда нельзя!!!
- Так, а в чем проблема, почему?
- В чем проблема? Вам не ясно сказано в первый раз? Не велено пускать и все.
Кто-то остался на реконструкцию, кто-то покидал Брестскую крепость с подавленным настроением….
P.S.: Возле «Звезды». 04.00.
Идет на встречу группа молодых людей лет по 25, у каждого в руках вместо цветов большое ведро попкорна, жуют, один другому говорит, который в это время делал селфи возле плаката со Сталиным: «Ну, чё ты там залип!? Идем быстрее, скоро вАйна начнётся!»…..
Участник fortification.ru спрециально для социального портала Реальный Брест
Похожие статьи:
Брестская крепость → Александр Рогачук объяснил отмену реконструкции событий 22 июня в Брестской крепости
История Бреста → Войсковые учения в Тоцке получили название «Снежок»
Брестская крепость → Штык-обелиск Брестской крепости отпраздновал 9 мая без отметин вандалов
Брестская крепость → Как выглядит аллея «Их именами названы улицы Бреста» в темное время суток