Четыре жизни одного здания Брест-Литовской крепости
Первый госпиталь Брест-Литовской крепости был возведён на мызе Катенборг, в семи верстах от брестских укреплений, и в 1833 году строения его уже были сооружены. Все постройки госпиталя были деревянными и образовывали регулярно распланированный комплекс, обрамляющий сад.
Госпиталь на мызе Катенборг требовал постоянного ремонта и был сравнительно небольшим, поэтому в 1836-1840 гг. под госпиталь были перестроены находившиеся в старом Бресте каменные бернардинские женские и мужские монастыри. Однако здания не стали служить этому назначению и в 1842 г. были переданы кадетскому корпусу. Было принято решение разместить госпиталь 2-го класса в катенборгских, дополнительно построенных для этих целей деревянных зданиях. Устройством и ремонтом госпиталей, размещавшихся вне крепостей, ведал Департамент военных поселений, а тех, что располагались в крепостях и на форштадтах, - Инженерный департамент. Оба учреждения находись в Петербурге.
В октябре 1850 года состоялось «повеление» о возведении в самой Брестской цитадели каменного госпитального здания 3-го класса. Проект был составлен в Инженерном департаменте, зодчий неизвестен. Некоторое отклонение конфигурации плана от традиционной П-образной формы объясняется тем, что здание было вписано в периметр укреплений. Госпитали, возводимые в крепостях, значительно превышали размерами соответствующие им по назначению здания в губернских городах.
В зависимости от числа больничных коек госпитали делились на классы: госпиталь 1-го класса вмещал 200 больных нижних чинов и 10 офицеров, 2-го класса – 350 больных нижних чинов и 10 офицеров, 3-го класса – 600 больных солдат, 10 офицеров и 20 больных женщин.
Проект был «утверждён» 22 апреля 1851 года, и к строительным работам приступили в октябре этого же года.
Разбивка помещений двухэтажного госпиталя удовлетворяла требованиям, предъявляемым к лечебным зданиям для военнослужащих. Больничные палаты выходили к наружному широкому коридору, служащего не только для сообщения, с ними, но и дополнительным источником освещения. Все помещения имели сводчатые перекрытия.
Протяжённый фасад госпиталя был расчленён тремя ризалитами: за более высоким, средним, находилась церковь. Последняя, впрочем, потом была заменена палатой на 40 человек, поскольку в крепости была построена другая церковь. Основным членящим элементом фасада была больничная палата со сдвоенными окнами. В центральном ризалите двойные окна второго этажа были объединены типичной для архитектуры XIX века декоративной аркой. Простенки ризалита во втором этаже содержали сдвоенные колонны, покоящиеся на рустованных пьедесталах, также характерных для архитектуры того периода.
При проектировании госпиталя соблюдались определённые санитарно-гигиенические правила, разработанные на основе опыта строительства таких учреждений. Проект был индивидуальным. Высота здания была ограниченна по фортификационным соображениям. Строительство продолжалось более 5 лет.
Было обращено особое внимание на улучшение отопления и вентиляции помещений путем устройства специальных печей и изолированных тёплых уборных.
Главный фасад госпиталя был повернут на плац и на строящийся Свято-Николаевский храм. Площадь курдонёра (ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями парадный двор перед зданием) занимал луг с деревьями. В госпитале разместились помещения различного назначения: палаты больных, помещение для церкви, бельевая, помещение для аптекарских учеников, кухня и квартира аптекаря, помещения для фельдшеров, операционная, водогрейка и ванная, амуничник (склад для хранения амуниции) и цейхгауз (помещение, где хранятся запасы обмундирования, снаряжения, вооружения, провианта и т. п.).
Но здание нового госпиталя перешло из одного ведомства в другое. Случилось это после начала Крымской войны. После объявления Брест-Литовской крепости на военном положении, Александровский Брестский кадетский корпус, в 1854 году, был переведен в Москву. И в освободившихся помещениях кадетского корпуса был организован госпиталь, как и планировалось ранее, до 1842 года.
Офицеры Брест-Литовской крепости у главного входа в здание Арсенала, 1895 г.
А в достроенном здании госпиталя был устроен арсенал Варшавского военного округа (в округ входили: Белостокский, Бельский, Брестский, Волковыский, Кобринский, Пружанский и Сокольский уезд). Арсенал — это военное учреждение для хранения, ремонта и сборки, учёта, выдачи войскам вооружения и боеприпасов, а также для производства работ по их сборке, ремонту и изготовлению некоторых деталей к ним. Арсенал Варшавского военного округа был в этом здании вплоть до 1915 года.
После Первой Мировой войны, огромное здание бывшего Арсенала перешло во владение 9-го сапёрного полка Войска Польского, здесь были казармы и канцелярия полка. Сапёры, помимо учебных сборов, занимались восстановлением повреждённого казарменного фонда Брестской крепости, в том числе и восстановлением своих казарм. Работа продолжалась до 1925 года, до приведения зданий во вполне удовлетворительное состояние.
В знак признания выполненных сапёрами работ в день их праздника, 24 июня, Городской Совет и Магистрат Бреста подарил полку знамя. После реорганизации в 1929 году 9-й сапёрный полк был переименован в 6-й сапёрный батальон. В состав 6-го батальона входил штаб, две линейные роты по 4 взвода каждая, одна моторизованная рота, одна сапёрная колонна и один противогазовый взвод.
24 марта 1939 года 6-й сапёрный батальон провёл мобилизацию, формируя новые батальоны. Они были направлены в 9 и 30 пехотные дивизии.
После 1939 года в здании 6-го сапёрного батальона дислоцировался 333-й стрелковый полк, 6-й Орловской Краснознамённой дивизии. Общая списочная численность военнослужащих полка, на 1 июня 1941 года составляла 2270 бойцов и командиров.
Утром, 22 июня 1941года, во время артиллерийского обстрела, в здание 333-го стрелкового полка было несколько прямых попаданий крупнокалиберных снарядов. В подвале казармы, спасаясь от огня, укрылись сотни человек, в том числе женщины и дети. В подвальных отсеках казармы был организован лазарет, поскольку раненых становилось все больше и больше. Через некоторое время казарма превратилась в очаг обороны на цитадели Брестской крепости. Огневые точки были обустроены на первом и втором этаже здания, вести огонь из подвальных окон по противнику было весьма проблематично, из-за конфигурации окон и их высоты. В подвал казармы перешли, располагавшиеся через дорогу, пограничники, покинувшие разрушенное артобстрелом здание 9-й заставы и комендатуры.
23 июня шел интенсивный артиллерийский обстрел, прерываемый только призывами немцев сложить оружие, ближе к вечеру женщин и детей отправили в плен. Те кто был способен передвигаться ушли в этот же день на прорыв. Сил для обороны не оставалось. Через какое-то время немцы провели зачистку здания казармы и его подвала.
В период немецкой оккупации 1941-1944г., был частично разобран 2-й этаж. В послевоенное время здание так же продолжили разбирать на кирпичи, в конце концов, разобрав практически полностью в 50 – е годы, частично сохранился лишь фундамент и подвальные помещения.
При строительстве мемориального комплекса в 1968 - 1971 гг. был надстроен первый этаж. Капитальный ремонт и консервация руин происходит и в настоящее время.
Иван Чайчиц специально для социального портала "Реальный Брест"
Похожие статьи:
Брестская крепость → Руины Бернардинского монастыря обрели свой логотип
Брестская крепость → Последний защитник Брестской крепости: фото и факты
Реальный Брест → И снова тяжёлые военно-транспортные самолёты Ил-76 в небе над Брестом
Брестская крепость → Единственный сохранившийся в своем роде кирпичный пороховой погреб Брестской крепости на острове «Пограничный»
Брестская крепость → Возложение цветов к Вечному огню в День народного единства