В последние годы в Беларуси бурно развивается электронная торговля. Как утверждают аналитики Евразийского банка развития, доля интернет-магазинов в розничном товарообороте страны за последние 5 лет выросла в два раза и достигла знаковой отметки в 10%. По мнению экспертов, темпы роста онлайн-продаж простимулировал приход на рынок крупных игроков из России – Wildberries и Ozon.
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, объем продаж через интернет достиг 5,2 млрд рублей. В основном белорусы покупали онлайн непродовольственные товары: одежду (почти на 1,6 млрд рублей), косметику и парфюмерию (на 686,1 миллионов), автозапчасти (на 482,8 миллионов), электрические бытовые приборы (более чем на 416 миллионов). Но все же по сравнению с другими странами, доля электронной коммерции в Беларуси в общем объеме продаж остается намного ниже, чем в среднем в мире. Для сравнения, в России она составляет 19%, в США – 22,7%, в Китае-27,6%.
Конечно, существенный вклад в развитие электронной коммерции внесли российские маркетплейсы, на которые приходится 40% продаж онлайн. Wildberries вышел на белорусский рынок еще в 2019 году и успел занять прочные позиции, возглавив список самых популярных платформ. На сегодняшний день в стране действует более тысячи пунктов выдачи заказов. Для оптимизации времени обработки и доставки заказанных товаров компания открыла 4 логистических центра и выкупила земельный участок в индустриальном парке «Великий камень» для строительства пятого. Как заявляют представители платформы, на нем будет трудится от 5 до 6 тысяч работников. Российская площадка даже подписала соглашение о сотрудничестве с Министерством антимонопольного регулирования и торговли Беларуси, в рамках которого обязалась создавать новые рабочие места в Wildberries, сделать сервис более доступным для жителей маленьких деревень и поселков и работать над повышением узнаваемости белорусских брендов. Ozon вышел на рынок Беларуси позже, в 2022 году, но также успешно завоевывает рынок. Только за прошлый год количество покупателей выросло в 1,7 раза, а количество ПВЗ – на 40%.
Однако от прихода маркетплейсов из России страдают отечественные площадки: Deal.by, 21vek.by, Shop.by и Pulscen.by. Они испытывают значительное конкурентное давление. По данным аналитиков, только за последние 12 месяцев, у локальных маркетплейсов снизился оборот на 15- 20%. Хотя они также позволяют приобрести любую продукцию: будь то аксессуары для домашнего и дачного обихода, стройматериалы или бытовая техника. Но не просто составить достойную конкуренцию Ozon и Wildberries, а превзойти их планирует «Белпочта», создав собственную онлайн-площадку с вариативными способами оплаты, упрощенной регистрацией для продавцов и очень гибкой тарифной политикой. Как утверждает гендиректор национальной почтовой службы Светлана Юркевич, она заработает уже к концу года.