Что такое тормозная жидкость
Тормозная жидкость — специальная техническая жидкость, применяемая в гидравлических тормозных системах авто. Необходима для передачи давления от педали тормоза к рабочим механизмам на колёсах, обеспечивая эффективное замедление или остановку машины.
Когда водитель нажимает на педаль тормоза, то в системе создаётся давление, которое с помощью жидкости передаётся к суппортам или барабанным механизмам. Когда жидкость загрязнена, перегрета или содержит влагу, эффективность тормозов снижается — это может привести к крайне опасной ситуации на дороге.
Функции тормозной жидкости
Тормозные жидкости должны соответствовать определенным технических требований:
- Сохранять стабильность при высокой температуре — не закипать даже при сильном нагреве тормозной системы.
- Быть устойчивой к влаге — минимально впитывать воду из воздуха, чтобы не снижалась температура кипения и не возникала коррозия.
- Не разрушать материалы — не вступать в агрессивную реакцию с шлангами, прокладками, металлическими элементами системы.
- Сохранять вязкость — обеспечить стабильную работу в широком диапазоне температур: от зимних морозов до летней жары.
Наиболее распространённые жидкости соответствуют международной классификации DOT (Department of Transportation). Основные виды тормозной жидкости DOT:
- DOT 3 — самая доступная по цене, применяется в простых системах с умеренной нагрузкой.
- DOT 4 — обладает улучшенными термостойкими свойствами, чаще всего используется в современных легковых авто.
- DOT 5.1 — предназначена для эксплуатации при высоких нагрузках, в экстремальных условиях.
- DOT 5 (силиконовая основа) — не впитывает влагу, не совместима с жидкостями других типов.
Важно помнить: DOT 3, 4 и 5.1 — это гликолевые жидкости, требующие регулярной замены. DOT 5 — это силиконовая и применяется ограниченно.
Отличия жидкостей для грузовых и легковых авто
Хотя принцип действия тормозных систем в разных автотранспортных средствах схож, жидкость для легковушек и грузовиков имеют свои особенности.
- Масса и нагрузки
Грузовой автотранспорт значительно тяжелее, а значит, нагрузка на тормозную систему — выше. Что требует более устойчивой к перегреву и давлению жидкости.
- Тип системы
На грузовиках часто используют пневматические или комбинированные (пневмогидравлические) тормоза. В таких случаях тормозная жидкость используется в ограниченных контурах или вовсе отсутствует.
- Объём системы
Объём тормозной системы в грузовиках больше, поэтому важна стабильность свойств жидкости на протяжении всего срока эксплуатации.
- Температурный режим
Жидкости для грузового транспорта должны сохранять свои характеристики даже при экстремальном нагреве — особенно на длительных спусках или при тяжёлой нагрузке.
Когда нужно менять тормозную жидкость
С течением времени тормозная жидкость впитывает влагу из воздуха, это снижает её эффективность. Из-за этого важно производить замену жидкости регулярно, даже если пробег небольшой.
- Легковые автомобили — замена каждые 2 года или 40–60 тыс. км.
- Грузовики — согласно регламенту производителя, чаще — ежегодно.
Показания к внеплановой замене: потемнение, появление осадка, снижение уровня, снижение эффективности торможения.
Перед покупкой обратите внимание на:
- Рекомендации автопроизводителя — необходимый тип всегда указан в инструкции.
- Допуски и стандарты — соответствие указанным требованиям.
- Совместимость — не смешивайте жидкости разных типов без проверки.
Использование неподходящей жидкости может повредить систему и привести к отказу тормозов.
Тормозная жидкость — ключевой компонент, обеспечивающий безопасность в движении. Она должна регулярно проверяться и своевременно заменяться. Особенно это важно для грузового транспорта, где нагрузки на систему особенно велики. Соблюдая простые правила эксплуатации и ухода, вы обеспечите надёжную работу тормозов и спокойствие на дороге.





