Многие профессии имеют свои специфические особенности. Такой особенностью для обслуживающего персонала являются чаевые. В нашей стране культура чаевых развивалась совсем по другому сценарию, отличному от того, как это дело складывалось в западных странах.
Аргументы в поддержку чаевых: поддержка или благодарность
Работа обслуживающего персонала не всегда простая, хотя со стороны может так показаться. В конце концов, просто работать с людьми довольно тяжелов. Нужно уметь сохранять позитивное настроение, не срываться, уметь понимать клиентов — далеко не каждый способен работать в таком режиме. Плюс зачастую представители всех этих работ весь день проводят на ногах. Поэтому почему бы и не поддержать такого работника.
С другой стороны, заработные платы в сфере обслуживания зачастую не очень велики. Многие работодатели изначально ставят такие условия, когда сотруднику обеспечивается лишь минимальный оклад, ниже которого нельзя платить по закону. А работнику предлагается добирать до нормальной зарплаты на чаевых.
И последний аргумент вполне очевиден. Почему бы и не отблагодарить дополнительно человека, если вам понравилось обслуживание. Щедрость не самое худшее качество.
Аргументы против чаевых: справедливость или необходимость
К сожалению, щедрость клиентов зачастую эксплуатируется работодателями. Если руководитель изначально выдает маленькую зарплату, а официантам предлагает добирать за счет чаевых, то получается, что он экономит на персонале. А обязанность по выплате достойной зарплаты перекладывает на клиентов. Это недопустимо. Ведь, если клиенты перестанут оставлять достаточное количество чаевых, то работникам будет не хватать этих денег для нормальной жизни.
Есть и другая точка зрения. Работа в сфере обслуживания хоть и тяжела, но она не является самой сложной. В любой работе есть свои плюсы и минусы. Но чаевые почему-то принято давать именно официантам, парикмахерам и курьерам. Но ведь программистам, флористам или трактористам никто не оставляет на чай. Несправедливо.
Вы вправе выбирать
В любом случае решать, оставлять ли чаевые или нет, только вам. Цены на услуги или блюда указываются в соответствующих прайсах (меню), поэтому качество предоставляемых услуг не должно зависеть от того, платятся ли чаевые или нет. Даже если вы долго изучали таблицу тиражей Рапидо и выиграли приз, ваши деньги принадлежат вам, и только вам решать, как их тратить.
Сколько нужно оставлять
В России и многих других странах принято оставлять 10-13%. Если вам очень понравилось обслуживание, или официантам пришлось постараться, чтобы выполнить ваши требования, то можно оставить и больше, но в пределах разумного. Нет смысла оставлять, например, 1000 рублей чаевых, если вы всего лишь выпили чашечку кофе или съели бизнес-ланч за 300 рублей. Главное тут — искренность, а не какие-то правила.