Памяти Владимира Ящука: «Этот город слишком мал для твоей любви…»
Сегодня, в православный праздник Петра и Павла, отмечал бы свой День рождения выдающийся брестский режиссёр и мыслитель Владимир Николаевич Ящук. Отмечал бы своим традиционным концертом. Если бы не был призван на Небо в начале года, в рождественский сочельник... Человек, который достоин не просто светлой памяти, а глубокого исследования и переосмысления оставленного им творческого наследия.
За годы моей работы ведущим и артистом на концертных площадках Бреста, это был не просто лучший режиссёр-постановщик. Это был единственный из городских режиссёров и сценаристов, кто творил выше уровня булгаковских «Взвейтесь да развейтесь!». Кто ставил «сверхзадачу» по Станиславскому. И сверхзадача его была велика: всю свою жизнь он искал Бога не в религии, а в искусстве и творчестве.
Помимо плеяды ярких и талантливых учеников, он оставил после себя кипы сценариев и литературных произведений. Где они сейчас? Кто возьмётся за их систематизацию, исследование, публикацию?
Главная ценность его творчества – педагогическая. Спросите любого, кто был близко знаком с Владимиром Николаевичем в его профессии, и вам ответят: это был прежде всего Учитель. И именно с большой буквы. Учил прежде всего примером: читаешь его сценарий и лучше понимаешь режиссуру, смотришь его выступления и открываешь для себя новые тонкости актёрского мастерства.
Помнится, в годы, когда он преподавал сценическую речь в Брестском музыкальном колледже, я иногда просился поприсутствовать на занятиях вольным слушателем. Сидишь на последней парте, слушаешь его урок и открываешь для себя бездну нюансов в сценическом искусстве. Всякий раз озарение!
Выпускник одного из лучших театральных вузов мира – московского ГИТИСа –Владимир Ящук имел также журналистское и музыкальное образование. За свою насыщенную жизнь он успел поработать в Большом театре оперы и балета и Театре музыкальной комедии БССР, Красноярском оперном театре, Брестской областной филармонии. Но главным местом работы Владимира Николаевича был брестский Дом культуры железнодорожников, на базе которого он вёл свой молодёжный экспериментальный театр «Зеркало».
Вот, как вспоминает сегодня о нём одна из участниц театра-студии, актриса Александра Дубина:
«У вас в жизни был человек, о котором вы можете сказать, что он изменил вашу жизнь?
Я думаю, у Владимира Николаевича на это был особенный талант.
Вряд ли он делал это прям преднамеренно. Скорее, он жил свою жизнь и проявлялся в ней.
Сейчас, вспоминая его, я думаю, что самой, на мой взгляд, крутой его чертой было умение вставать и идти дальше. Как бы тяжело ни было и какие палки в колёса кто бы ему не вставлял - он всё равно находил свою труппу, сцену и зрителей.
И я благодарна ему за этот пример».
Как часто бывает с по-настоящему талантливыми людьми, Владимир Ящук чувствовал себя непонятым «пророком в своём отечестве» и свой путь на большую сцену часто сравнивал с путём на Голгофу…
Несмотря на это, его учениками себя считают не только многие люди искусства, но и некоторые чиновники в сфере культуры, что обнадёживает.
«Владимир Николаевич сыграл важную роль в моем творческом становлении. Он сразу поверил в меня и доверял работать ведущим, Дедом Морозом, выступать на саксофоне на различных мероприятиях, которые он режиссировал. Я благодарен ему за этот бесценный опыт. У него было важное качество - умение разглядеть и поддержать талантливых творческих людей, вселить в них веру в себя, подсказать, направить. Память о Владимире Николаевиче продолжает жить в моем сердце», - говорит Иван Зуев, ведущий методист по музыкально-инструментальному искусству ГУК «Брестский областной общественно-культурный центр».
Традиции режиссёра и педагога Владимира Ящука сегодня продолжают не только отдельные люди, но и целые коллективы. Руководитель вокальной группы «Solo» Брестского областного ЦМТ Алеся Супрунюк-Соловьёва рассказывает об этом:
«Начало моей карьеры в сфере организации мероприятий совпало со знакомством с Владимиром Николаевичем, так уж получилось... Без малого, 15 лет....
Я с трепетом называла его Учитель, хоть в моей зачетке и не было его фамилии и подписи... Зато был большой список мероприятий, где мне посчастливилось быть от помощника режиссера и ведущей - до исполнителя... Часы творческого поиска складывались в дни, дни в недели и перерастало в года...
Он так любил эту жизнь, искренне служил искусству, не боялся вывернуть душу наизнанку... Этому он учил и нас... В каждом слове, в каждой паузе, в каждом жесте был заложен глубокий смысл...
Он как отец благословлял на конкурсы и отправлял в поездки, напоминая о чести....
Да... Таких, как Владимир Николаевич очень мало...
Был момент, где-то около 7 лет назад, когда я создала свой коллектив и очень боялась показать нашу работу. Как оказалось зря, ведь позже наши пути все равно пересеклись, а Владимир Николаевич стал нашей поддержкой и опорой. Солисты вокальной группы "Solo", трижды исполнили с маэстро песню "С чего начинается Родина...". Когда я это услышала впервые, стояла за кулисами и у меня лились слезы.... Это было так искренне, - связь поколений... Ребята очень любили и уважали его, приезжали на концерты, когда нас звали... Мы не видели разницы, где концерт: на Советской или в поселке Мухавец... Его же режиссирует сам Ящук! Отрадно было и то, что многие солидные артисты тоже так считали...
На последних совместных концертах, он просил меня исполнить песню из репертуара Ирины Богушевской "Рио-рита", с пометкой «для Маэстро»... Кто мог подумать, что в следующих строчках он видел пророчество:
"Ах, Рио-Рита! Как высоко плывешь ты над теми,
Чьи тела зарыты, чьи дела забыты,
Чья душа разлетелась как дым.
Ах, Рио-Рита! Ты сладка и жестока как время.
Позвучи чуть-чутъ - я все равно не хочу
Расставаться с воздухом земным,
Расставаться с воздухом земным...." ©
Последний раз, мы говорили с ним 31 декабря 2021 года, увы он уже лежал в больнице... Он пытался шутить и говорил об очень серьезных вещах... Так уж получилось, что пришлось ряд вещей пообещать... И как же тогда хотелось верить, что это не конец...
С уважением к дорогому и любимому Учителю.... От Алеси Соловьёвой ...»
Памяти Владимира Ящука вокальная группа «Solo» посвятила свой новый номер – кавер на песню «Птица на подоконнике» рок-группы «БИ-2». В оригинале эта песня посвящена Илье Кормильцеву – автору текстов песен многих российских рок-групп прошлого века. Но в контексте брестской культуры она как нельзя лучше отражает чувства учеников Владимира Николаевича, а также драму его творческого пути. Особенно припев:
«Этот город
Слишком мал для твоей любви.
Так мал для твоей любви…»
Алексей Купряков специально для портала «Реальный Брест»
Похожие статьи:
Брестская крепость → Вокруг гибели начальника 9-й погранзаставы лейтенанта Кижеватова ходит много легенд
Реальный Брест → Для выпускников Брестского областного кадетского училища 2024 года прозвенел последний звонок!
Реальный Брест → Новый жилой комплекс в центре Бреста ко Дню города сдала в эксплуатацию строительная компания «Будаўнiчы рай»
Брестская крепость → Протоиерей Игорь Умец в документальном фильме про Брестскую крепость
Реальный Брест → Как превратить дачу в райский уголок: проведите лето комфортно с 1k.by