Основные признаки того, что в машине сел аккумулятор
Владельцы автомобилей часто сталкиваются с ситуацией, когда машина отказывается заводиться. Одной из самых распространенных причин является севший аккумулятор. Эта проблема актуальна в холодное время года, но может возникнуть и летом. Умение быстро распознать признаки разряженной батареи сэкономит вам время и нервы.

Основные признаки того, что в машине сел аккумулятор
Есть несколько характерных симптомов, которые прямо указывают на проблемы с источником питания. Обратите на них внимание, чтобы вовремя принять меры:
- Медленная работа стартера. Это самый очевидный симптом. При повороте ключа зажигания стартер крутится очень вяло, с характерным протяжным звуком, как будто не хватает сил провернуть двигатель.
- Тусклый свет приборной панели и фар. При включении зажигания лампочки на панели приборов горят очень слабо, а при попытке запуска двигателя и вовсе гаснут. Фары также светят тускло, что заметно в темное время суток.
- Щелчки под капотом. При повороте ключа вы слышите частые щелчки (звук работы реле), но стартер не крутит или делает это едва заметно. Это говорит о критически низком уровне заряда.
- Срабатывание сигнализации. Автомобильная сигнализация может начать вести себя некорректно: не реагировать на брелок, самопроизвольно включать сирену.
- Проблемы с электронными устройствами. Центральный замок может не открывать или не закрывать двери, а электростеклоподъемники двигаются медленно или останавливаются.
Таким образом, своевременное распознавание этих признаков — тусклого света, медленной работы стартера, щелчков под капотом и сбоев в работе электронных систем — позволяет точно диагностировать разряд до того, как АКБ полностью сядет и заблокирует вас в дороге. Знание этих симптомов дает возможность оперативно отреагировать, например, зарядить батарею или обратиться за помощью, избежав более серьезных последствий.
Почему аккумуляторная батарея быстро разряжается
Понимание причин проблемы поможет не только устранить последствия, но и предотвратить их в будущем. Основных причин несколько.
Частая причина — быстрый разряд из-за оставленных включенными энергопотребителей. Это могут быть фары, габаритные огни, магнитола или салонный свет, которые работали долгое время при заглушенном двигателе.
Сильный холод негативно влияет на химические процессы внутри АКБ. Низкая температура снижает плотность электролита, емкость батареи, из-за чего даже исправный, заряженный автомобильный аккумулятор может не завести двигатель после морозной ночи.
Неисправность генератора — еще одна серьезная причина. Если генератор не выдает нужный ток и не заряжает батарею во время поездки, то запас энергии быстро иссякнет. К этой же категории относится ослабление или обрыв ремня генератора.
Возможна и утечка тока в бортовой сети. Она возникает из-за неисправной проводки или какого-либо устройства, которое потребляет энергию даже в режиме ожидания, постепенно сажая батарею.
Естественный износ и окончание срока службы также никто не отменял. Со временем активная масса пластин осыпается, а электролит теряет свою плотность.
Когда лучше производить замену АКБ
Летом батарея испытывает высокие нагрузки от работы кондиционера или от длительного прослушивания музыки без включенного двигателя и к холодам ее ресурс может быть уже на пределе. Гораздо разумнее заранее проверить состояние АКБ, при необходимости заменить ее, не дожидаясь зимних морозов. К тому же вне сезона цены могут быть ниже. Например, в Бресте АКБ можно приобрести на сайте «Первой аккумуляторной компании», которая предлагает выгодные сезонные скидки на батареи проверенных брендов, таких как Force, «Тюмень» или Zubr.
Регулярная проверка напряжения на клеммах, очистка от окислов и визуальный осмотр помогут продлить срок службы батареи и обеспечат уверенный пуск двигателя в любое время года.
Что делать, если аккумулятор сел
Столкнувшись с полностью севшим аккумулятором, не стоит паниковать. Есть несколько проверенных, безопасных способов решить проблему. Выбор метода зависит от возможностей и наличия подручных средств.
Прикуривание от другого автомобиля считается самым распространенным методом. Для него потребуется второй автомобиль-донор с исправной АКБ, комплект специальных проводов с зажимами (крокодилами). Крайне важно выполнять все действия строго по инструкции, чтобы избежать повреждения электроники обоих автомобилей.
Автомобили следует поставить рядом капотами друг к другу, но так, чтобы между аккумуляторами было наименьшее расстояние. Двигатель донора нужно заглушить, вынуть ключ из замка зажигания. Далее следует подсоединить провода в правильной последовательности. Красный провод (+) крепится на плюсовую клемму севшего аккумулятора, а другой его конец — на плюсовую клемму донора. Черный провод (-) подключается к минусовой клемме донора, а его второй конец — к неокрашенной металлической части двигателя или кузова проблемного автомобиля. После этого можно запустить двигатель автомобиля-донора и дать поработать 5–10 минут на средних оборотах, чтобы аккумулятор немного подзарядился. Затем следует попробовать завести свой автомобиль. Если запуск прошел успешно, то не глушите мотор. Дайте поработать. Затем аккуратно отсоедините провода в обратной последовательности.
Использование пуско-зарядного устройства (ПЗУ) представляет собой современное решение. Портативный бустер компактен, автономен, позволяет завести машину без помощи другого автомобиля. Перед использованием необходимо убедиться, что бустер заряжен.
Зарядка аккумулятора является оптимальным, самым щадящим для АКБ способом, если время позволяет. Лучше всего заряжать батарею с помощью сетевого зарядного устройства. Для этого аккумулятор снимите с автомобиля или отключите клеммы, если заряжаете под капотом.
Обращение в сервис становится необходимостью в нескольких случаях: если самостоятельные методы не помогли, если аккумулятор быстро разряжается снова после зарядки или «прикуривания», а также если АКБ старая (более 2-х лет) и требует замены.
Профилактика аккумулятора
Во избежание внезапных проблем соблюдайте простые правила профилактики и регулярно уделяйте внимание состоянию электросистемы автомобиля:
- Регулярная проверка состояния АКБ. Визуально осматривайте аккумулятор на предмет загрязнений, окисления клемм и повреждений корпуса.
- Проверка работы генератора. Во время планового ТО или самостоятельно мультиметром проверяйте напряжение на клеммах АКБ при работающем двигателе.
- Предотвращение утечек тока. Современные автомобили насыщены электроникой, которая даже в режиме ожидания потребляет энергию.
- Использование качественного аккумулятора. Правильный подбор АКБ по емкости, пусковому току, размерам, типу — основа беспроблемной эксплуатации.
Своевременное выявление признаков разряда, понимание того, что делать в критической ситуации — необходимые навыки для каждого водителя. Однако гораздо важнее и экономичнее не допускать таких ситуаций.
Приобретение нового аккумулятора — это не лишняя трата, а инвестиция в уверенность и спокойствие. Критично это накануне зимнего сезона, когда нагрузки на электросистему автомобиля многократно возрастают. Холодные пуски, работа печки, обогрев стекол, зеркал — все это требует от источника энергии достаточного запаса емкости.





