Быстрое такси – мнимая безопасность
Транспортной инспекцией по Брестской области в результате проведенных в 2019 году контрольных мероприятий в отношении субъектов хозяйствования и водителей осуществлявших перевозки пассажиров автомобилями-такси проверено 125 транспортных средств и выявлено 196 нарушений законодательства, составлено 180 административных дел.
Выявленные нарушения составили – 37% нарушения внешнего и внутреннего оформления автомобиля, 14% отсутствие у водителя необходимых документов, 11% отсутствие таксометра или таксометр выключен, 4% наличие неисправностей (при которых запрещена эксплуатация автомобиля), 34% иные нарушения.
По итогам проведенного анализа результатов контрольных мероприятий, было установлено, что в сфере перевозок пассажиров автомобилями – такси наметилась тенденция, к резкому увеличению количества нарушений законодательства Республики Беларусь направленных на существенное сокращение различного рода выплат в бюджет, а также снижение безопасности дорожного движения.
Ряд перевозчиков, а также диспетчеров при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобилями – такси массово перешли на управление технологическим процессом автомобильных перевозок посредством различного рода приложений, не являющихся электронными – информационными системами. Наиболее широкое распространение на территории Брестской области получили такие электронные приложения как «Такси Максим», «7220». В нарушение установленного законодательством порядка вышеуказанные приложения повсеместно используются вместо таксометров, а также совмещенных с ними кассовых суммирующих аппаратов для определения стоимости поездки и оформления приема наличных денежных средств. Работа на линии без использования таксометра и совмещенного с ним кассового суммирующего аппарата позволяет скрывать реальные объемы предоставленных транспортных услуг, а также вырученных денежных средств и как следствие влечет снижение доходов поступающих в бюджет Республики Беларусь. Удобство приложений «Такси Максим», «7220» при осуществлении незаконной предпринимательской деятельности сегодня в полной мере оценили и нелегальные перевозчики, так как они, не предлагая своих услуг на дороге, свободно могут принимать заказы на перевозку пассажиров автомобилями – такси по мобильному телефону, определять стоимость перевозки, а также получать наличные денежные средства без использования таксометров совмещенных с кассовыми суммирующими аппаратами.
Для создания условий способствующих замене таксометров и совмещенных с ними кассовых суммирующих аппаратов на приложения «Такси Максим», «7220», перевозчики, а также диспетчера вместо договоров перевозки начали создавать видимость оформления притворных сделок (мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида) по аренде транспортных средств с экипажем.
В соответствии с частью 1 статьи 603 ГК по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Согласно части 1 статьи 740 ГК по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить, если иное не определено законодательными актами, установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа.
Таким образом, одним из признаков, указывающих на существо заключаемой с использованием приложений сделки (договор перевозки пассажиров или договор аренды транспортного средства с экипажем) является предмет договора, согласно которого устанавливается достигнута ли договоренность на перевозку пассажира в пункт назначения или на предоставление транспортного средства за плату во временное владение и пользование.
Используемые на территории Брестского транспортного региона приложения «Такси Максим», «7220» в обязательном порядке на стадии подготовки и передачи заказа для последующего заключения сделки собирают информацию о пункте отправления пассажира и пункте его доставки. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что существом заключаемой сделки является перевозка пассажиров в пункт назначения. Однако после получения заказа с использованием приложений «Такси Максим», «7220» в нарушение пункта 162 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 №972, диспетчера такси ссылаясь на аренду транспортного средства с экипажем осуществляют поиск автомобилей не способных без нарушения законодательства выполнить заказ (отсутствует таксометр совмещенный с кассовым суммирующим аппаратом) и передачу заказов на перевозку не водителям автомобилей – такси.
Притворная сделка по аренде транспортного средства с экипажем создает условия позволяющие перевозчикам:
1. существенно сократить страховые выплаты по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
2. уклоняться от заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности автомобильного перевозчика перед пассажирами;
3. уклоняться от прохождения государственного технического осмотра предусмотренного для автомобилей-такси с периодичностью 1 раз в течении 6 месяцев и как следствие от уплаты предусмотренной законодательством государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении;
4. скрывать реальные доходы от предоставления услуг по перевозкам пассажиров автомобилями – такси, так как в момент остановки автомобиля контролирующими органами учет стоимости перевозки не осуществляется;
5. уклоняться от обязанности доставки пассажира в пункт назначения;
6. уклоняться от обучения водителей автомобилей-такси в рамках образовательной программы обучающих курсов;
7. не соблюдать требования законодательства предъявляемые к возрасту и стажу водителей автомобилей-такси.
Так, филиалом Транспортной инспекции по Брестской области при выполнении городских автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении под видом «аренды транспортного средства с экипажем» с использованием мобильных приложений "Максим", "7220" в 2019 году из 49 выявленных нарушений законодательства - 25 это работа на линии без таксометра и 24 - оформление транспортного средства с нарушением правил перевозки пассажиров. При этом рассмотрено 48 административных дел.
Отдел административной практики
и организационной работы
Транспортной инспекции по Брестской области
Похожие статьи:
Реальный Брест → В Бресте по улице 17 Сентября сносят старый дом
Реальный Брест → Куда отправляет QR-код на здании Администрации Ленинского района в Бресте?
Реальный Брест → В Брест пришла весна, если верить народным приметам
Брестская крепость → На кладбище вермахта второй мировой войны в Брестской области
Реальный Брест → Кто имеет право на снижение транспортного налога?