Авангард в скульптуре уроженки Бреста-над-Бугом
Скульптура как вид изобразительного искусства, связанный с физическими усилиями, сложной логистикой и дорогостоящими материалами, до сих пор многие считают мужским делом.
Но сегодня мы расскажем о женщине-скульпторе, которой удалось добиться признания, несмотря на стигму и отсутствие вдохновляющих примеров для подражания.
Ванда Челковска, 1970-е.
Ванда Челковска родилась в 1930 году в Бресте-над-Бугом. Училась в Краковской академии искусств. Диплом защитила в 1954 году в мастерской профессора Георгия Бандуры. Кроме занятий живописью и рисунком художница создавала, прежде всего, скульптурные работы.
В первой половине 70-х годов возникают два важнейшие работы Челковской: "Стол" (1968-71) и "Стена" (1975-76). Ещё студенткой она разработала свой оригинальный стиль, несмотря на обязательную доктрину социалистического реализма.
Ванда Челковска, инсталляция "Стол", 1971 г.
Ванда Челковска работает чаще всего в гипсе. Участвовала во многих выставках скульптур в Польше и за её пределами, является участником многих международных выставок и биеннале, лауреатом многочисленных премий.
Ванда Челковска, "Голова", гипс, 1964 г.
Работы Ванды Челковской находятся в коллекциях Национального музея в Варшаве, Силезского музея в Катовице, Национальном музее в Кракове и т.д. Возможно, кто-то бывал в Кракове и видел напротив филармонии фонтан-памятник Фредерику Шопену - "Фортепиано Шопена". Проект фонтана был разработан Марией Ярема ещё в 1949 г. в ходе конкурса организованного по случаю 100-летия со дня смерти Фридерика Шопена, но был реализован через 57 лет, в октябре 2006 года, после некоторых изменений, внесенных Вандой Челковской. Вода в фонтане вытекает восьмью струями-струнами и четырьмя струями из молотков. Скульптура выполнена из цементного раствора, армированного стекловолокном. Освещение состоит из 12 волоконно-оптических элементов.
Ванда Челковска, "Тема", автопортрет, 1970-1971 г.
Челковска обладает исключительной оригинальностью и независимостью. Несмотря на высокую оценку специалистов, её работы всё ещё ожидают исчерпывающего анализа в истории искусства. Критику Artspace Эндрю М. Гольдштейну потребовалась только одна скульптура и два рисунка Челковской, представленные в мае 2016 года на коллективной выставке в Нью-Йоркской галерее Broadway 1602, чтобы заявить, что её работы входят в десятку лучших работ Frieze New York 2016 - ключевого события глобального мира искусства. Broadway 1602 - галерея современного искусства с более чем десятилетним опытом представления новаторских работ женщин-художников и авангарда 1960-х и 70-х годов.
Ванда Челковска, посвятившая себя искусству скульптуры, вот уже на протяжении более 65 лет продолжает свой труд. Быть может, её работы когда-нибудь приедут и в Брест.
Похожие статьи:
Реальный Брест → Доброе брестское утро!
Реальный Брест → Работы по сплошному асфальтированию Варшавского шоссе продолжаются
Реальный Брест → Десантники в Бресте 2 августа устроили пробег по улицам города
Реальный Брест → Торжественная церемония открытия здания главного управления юстиции и органов принудительного исполнения города Бреста и Брестского района
Реальный Брест → «Бронзовые солдаты» гуляли по Советской в Бресте 21 июня