Центр семейной стоматологии «Дентико»Школа Май Бэбиshop.mts.byhttps://tv.mts.by/channels/nowmts.by

ГлавнаяНовостиРеальный Брест«Парк валунов» – экспозиция ледниковых валунов, представляющих собой неотъемлемую часть природы Брестской области

«Парк валунов» – экспозиция ледниковых валунов, представляющих собой неотъемлемую часть природы Брестской области

@realbrest.by #денисмарук #realbrest ♬ оригинальный звук - Реальный Брест

Проверили куда ведет QR-код и узнали почему нельзя еще ходить по газону.

Если перейти по ссылке на табличке - мы узнаем, что эта территория в последние 700 тысяч лет неоднократно покрывалась ледниками. Крупные валуны здесь встречаются редко, поэтому любой из них длиной более 2,5 метра имеет важную научную, познавательную и эстетическую ценность.

Валуны – это обломки докембрийских кристаллических пород магматического и метаморфического происхождения (габбро, гранитов, гнейсов и др.) возрастом свыше 1 млрд. лет. Они были перенесены к нам ледниками с территории Фенноскандии, являвшейся центром оледенений, на расстояние около 1000 км.

«Парк валунов» – пространство, созданное с заботой и любовью к природе и людям, уголок спокойствия и умиротворения в ежедневно ускоряющемся ритме жизни нашего города.

Парк состоит из нескольких локаций, где каждый элемент наполнен смыслом. Ключевая из них перед Вами – место отдыха, представленное двумя композициями:

«Поля Беларуси» – первая часть зоны отдыха, состоит из 7 валунов и скамьи, чья функциональная поверхность выполнена из дубового слэба. Форма и размер слэба предоставляют посетителям возможность расположится как сидя, так лёжа с любой стороны, что делает скамью полифункциональной. В локации используется массив монопосадки вейника 'Karl Foerster', символизирующий злаковые поля Беларуси – весной это зелёный массив – отсылка к озимым, а в летний период вейник выпускает "метёлки-колоски". В плане посадка имеет правильную прямоугольную форму, накладывающуюся на территорию отсыпки. Именно с прямоугольной в плане формой с технологической точки зрения рациональнее и логичнее возделываются поля для удобства хода техники во время посева и уборки урожая. Также в композиции присутствует береза повислая, которая является отсылкой к образу одинокостоящего дерева в поле, что имеет место в народном творчестве, например, народная песня "Во поле берёза стояла, Во поле кудрявая стояла...".

Вторая часть зоны отдыха – «Леса Беларуси» – включает 9 валунов и скамью из дубового слэба. Фоном для композиции служат стволы сухих деревьев, пострадавших после атак короеда и удаленных из лесных массивов – это своеобразный манифест об экологических проблемах на территории страны и привлечении внимания населения к данной проблеме и отсылка к погибшему, высохшему лесу. Вокруг установленных стволов используется декоративная засыпка из коры хвойных деревьев, как бы опавшая с пораженных короедом деревьев. В центре композиции – небольшой саженец сосны обыкновенной – символ возрождающегося леса, новой жизни на территории погибшего леса и цикличности. Дополняют композицию пиксельные монопосадки овсянницы сизой – типичного растения для песчаных почв на краю соснового леса.

«Поля Беларуси» – символизируют известный народный образ одиноко стоящего в поле дерева, черпающего силу из всех четырех стихий: корнями – из земли и воды, кроной – от солнечных лучей и из воздуха.

«Леса Беларуси» – сухие стволы сосны, пораженные короедом, призывают задуматься о бережном отношении к лесным ресурсам и о том, как, в сущности, хрупок наш мир. На фоне погибшего леса пробивается к свету молодая сосна – символ возрождения новой жизни.

Парк создан для того, чтобы каждый мог прочувствовать уникальность, красоту и величие природы нашей Родины и одновременно – ценность времени и ограниченность ресурсов, которые мы имеем.

Территория Брестской области в сравнении с другими регионами Беларуси характеризуется низкой завалуненностью. В пределах Полесской низины она составляет в среднем менее 0,01%, на значительных участках низины ледниковые валуны практически отсутствуют. Характеризуемый показатель в пределах Предполесья выше, составляя от 0,1 до 10%.

Источником обломков кристаллических пород, вовлеченных в ледниковый покров и перенесенных в виде валунов на расстояние до 1000 км от питающей провинции, являются архейско-протерозойские комплексы Фенноскандии. Провинция питания включает территорию Скандинавского полуострова, Финляндии, Карелии, дна Балтийского моря. Коренные породы имеют преимущественно магматическое и метаморфическое происхождение, среди них наиболее распространены граниты и гнейсы, а также габбро, диориты и др. Среди гранитов заметно преобладают валуны розовых и красных цветов, составляющие в этой группе не менее 75-80%. На долю серых гранитов приходится около 15-20%, белых – 2-5%, причем последние встречаются только среди небольших валунов. На грубозернистые разновидности приходится 20-30% всех гранитов, крупнозернистые – 50%, среднезернистые – 15-25%, мелкозернистые – до 5%. Минеральный состав – кварц, полевые шпаты (ортоклаз, плагиоклазы), роговая обманка, слюды.

Форма ледниковых валунов чрезвычайно разнообразна. Существует целый ряд причин, которые оказывают влияние на облик ледниковых валунов. В первую очередь это изначальная форма вовлеченного в ледниковый покров обломка. В процессе движения ледника изменения происходят в основном на гранях и плоскостях валуна. На форму, как и на размеры валунов большое влияние оказывают расстояние переноса и условия транспортировки в теле ледника. Скорость движения льда возрастает снизу вверх от одного слоя к другому и неодинакова в разных частях ледникового покрова. При этом на верхней границе крупного валуна скорость перемещения льда несколько выше, чем на нижней, что влияет на конечную форму транспортируемого обломка. Часто обломки оказывались впрессованными в подстилающие ледник породы. В таких условиях верхняя часть камня, соприкасавшаяся с подошвой ледника, испытывала сильное ледниковое воздействие, приводившее к шлифовке поверхности. Такие валуны имеют сильно стесанную плоскую верхнюю грань, как правило покрытую параллельной штриховкой или глубокими ледниковыми шрамами.

Документальную историю освоения территории Городского сада необходимо вести с начала строительства крепости Брест-Литовск и устройства между городом и крепостью эспланады (франц. esplanade – незастроенное пространство между крепостными или городскими стенами и ближайшими жилыми постройками служащее оборонительным целям), буферной зоны между Кобринским форштадтом (будущим городом) и крепостью, граница которой проходила по современной ул. Ленина (Бульварный проект). До первой мировой войны запрещалось строительство на территории эспланады. Более того, в населенных пунктах, прилегающих к эспланаде (Брест, Тересполь и Волынский форштадт) застройка производилась «по предварительно одобренным военным ведомством планам относительно ширины и направления улиц. При этом каменные здания в упомянутых местностях не должны возвышаться более 6 сажень, (сажень = 2,1336 м.) считая от местного горизонта до конька крыши и на постройку таких зданий должно быть, испрошено каждый раз разрешение коменданта крепости».

В середине XIX века в восточной части эспланады был разбит публичный парк. На сегодняшний день невозможно точно установить его первоначальную планировочную структуру. С уверенностью можно заявить, что парк заложен в 1850-52 гг. на территории эспланады ограниченной Брест-Бобруйским шоссе (позже ул. Шоссейная, сейчас проспект Машерова), Бульварный проспект (ул. Ленина) и набережной реки Мухавец.

После вхождения Западной Беларуси в состав Польши парк был переименован в парк Wolnosci. В 1926 году он был огорожен забором из металлической сетки. На следующий год там разбили питомник для декоративных и фруктовых деревьев, а также оранжереи. Там же был создан пруд.

В 30-е годы прошлого столетия парк претерпел изменения, западная часть его территории была отдана под строительство паротурбинной электростанции мощностью 1500 кВт, которая в июне 1938 года была введена в строй. При строительстве Брестской ТЭЦ были уничтожены курган и пруд.

Проектные чертежи и документы по реконструкции парка периода Второй Речи Посполитой (1919-1939) и БССР (1939-1941 гг.) в архивах не обнаружены. Есть лишь косвенные упоминания о том, что парк после первой мировой войны утратил свою культурно-развлекательную функцию и большей частью использовался в качестве благоустроенного сквера.

Таким образом расцвет парка приходится на 2 пол. XIX – нач. ХХ века. Инфраструктура парка утрачена в период первой мировой войны. До второй мировой войны парк поддерживается. В 1930-х территория парка была уменьшена, за счет строительства ТЭЦ. В 1970 году часть парка (0.9 га) отошла под сквер пограничников.

@realbrest.by #realbrest #денисмарук ♬ оригинальный звук - Реальный Брест

 

Похожие статьи:

БеларусьПешком 80 км! Впечатлениями от шестидневного пешего похода по Барановичскому району поделились кадеты

Брестская крепостьНа парковке перед главным входом в Брестскую крепость устанавливают новые павильоны

Реальный БрестБытие и гротеск польского художника из Бреста над Бугом

Реальный БрестВ Брестском горисполкоме разъяснили, почему в Городском саду в беседке еженедельно не играет оркестр

Реальный БрестКакие трудности начали испытывать застройщики жилья в Бресте?

Поделиться:
Комментарии (5)

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.