Всё дело в арке! Архитектура Бреста, которую мы потеряли
Брест во всю готовится к празднованию своего тысячелетия, тем временем заметить в существующем городском пространстве элементы истории одновременно и легко, и сложно.
Как известно, современный Брест сравнительно молодой город, а его центр застроен в конце XIX – начале ХХ вв. Аутентичным элементом старой застройки города являются арки или точнее – проезды во дворы.
Новый Брест в середине XIX в. начал застраиваться по совсем иному принципу, нежели Старый город, согласно заранее спланированным проектам. Пронумерованные кварталы-блоки со строго поделёнными участками заставляли архитекторов и строителей прибегать к новым вариантам городской застройки.
В итоге на стыке столетий получилась следующая градостроительная ситуация – кварталы в центре Бреста застраивались по периметру, практически сплошной стеной фасадов, при этом, нередко здания имели и общие стены.
В такой системе внутреннее дворовое пространство участков получалось полностью окружённым жилыми постройками. Именно необходимостью проезда внутрь двора, а не эстетическими представлениями архитекторов и заказчиков объясняется наличие проездов-арок под домами. В средневековом городе такая композиция жилого каменного дома не могла появится.
В имперское время даже выдавали специальные строительные указы, которые регулировали ширину арок: “… дворы должны сообщаться проездами не менее 4,5 арш. (0,71 м) с улицей или другими дворами”. Традиция устройства специальных проездов в объёмах жилых зданий сохранилась в Бресте и “за польским часом”.
Сегодня мы присмотримся к некоторым брестским домикам, в которых был запроектирован проезд-арка, и которые в настоящем уже не существуют.
Начнём с маленького здания напротив “Евроопта” на Комсомольской, 5.
В 1928 году Мошко Мельникер строит для себя двухэтажное здание по проекту известного брестского архитектора Миколая Синкевича. На втором этаже с 1929 года располагается Hotel Poznański, а с 1934 в здании открывается ещё и фабрика “gazowo-owocowych wód”. Как видно по проекту, под балконом был оборудован сквозной проезд с металлическими воротами.
В настоящее время в здании сквозной проезд заложен, проёмы первого этажа изменены, утрачены почти все подлинные столярные изделия. А в начале 2000-х злоумышленники украли аутентичный кованный козырёк на главном фасаде.
Арка под балконом
На второе рассмотрим модернисткий дом в торце площади Свободы с официальным адресом Будённого 25 (подробнее о модернистских домах Бреста).
Над этим зданием также работал Миколай Синкевич. В 1938 году было завершено строительство дома Давида Готлиба. При строительстве на своём участке Давид не поделил этот самый проезд вглубь двора со своим соседом Гершоном Розембергом. Последний обвинял Давида в уменьшении ширины общего их проезда “без соседского разрешения и согласия”, о чём строчил жалобы в магистрат.
Сегодня проезд с главного фасада заложен кирпичом, при этом со двора сохранилась не застроенная жителями ниша, свидетель былой “арки”.
Кстати, об арках. В Бресте до сих пор сохранились ещё аутентичные арки-калитки. На Пушкинской 35 напротив купола Колхозного рынка арка не только сохранилась, но и приобрела новый декор. Оказывается, совсем недавно она, как и само здание, была куда скромнее украшена.
Как говорят документы, этот “дом с аркой” до Первой мировой войны и в 1920-е годы был фабрикой по производству папиросных гильз, часть здания занимал магазинчик “Табачные изделия”. С 1928 года бывшая фабрика перепрофилировалась в доходный дом Таненбаума на четыре квартиры.
Современное здание всё также используется под жильё. И совсем неочевидное строение (17-го Сентября, 9) по задумке архитектора также было с проездом во внутренний дворик. Его теперь совершенно не узнать. Просто посмотрите на первоначальный проект.
Здание построено в конце XIX века “архитектором и почётным гражданином” Бинешбаумом для супругов Хаима-Нухмана и Либы Друтман. По всей видимости отступающие российские войска в августе 1915 года взорвали соседний дом, имевший с домом Друтманов общую стену, таким образом была разрушена и часть строения супругов вместе со сквозным проездом. Декор дома, кстати, был уничтожен только в 1960-е годы Брестским горкомхозом.
Завершает наш список дом с восстановленной (sic!) в некотором смысле аркой-проездом по 17-го сентября 37. Сравните.
Здание построено в 1931 году для Абрама Любчика архитектором-брестчанином Семёном Сидорчуком. В послевоенные годы сквозной проезд во внутренний двор включён в объем первого этажа, на самом здании сбили аттик над проездом и “традиционно” для Бреста 1960-х сильно упростили декор главного фасада. В 2019 году “проезд” под балконом “открыли” в виде будущей витрины.
В Бресте пока можно увидеть “следы” от бывших когда-то проездов, но арок с каждым годом становится всё меньше.
Ирина Мороз, natatnik.by
Похожие статьи:
Реальный Брест → Иван Чайчиц: «Из всего, что осталось от фортификационного наследия крепости Брест-Литовск, мне больше нравится форт VII»
История Бреста → В Бресте состоялось торжественное мероприятие, посвященное открытию памятного знака на месте гибели советских летчиков
История Бреста → Пройдёмся по Ковельскому историко - краеведческому музею