Центр семейной стоматологии «Дентико»mts.byШкола Май Бэбиhttps://tv.mts.by/channels/nowshop.mts.by

ГлавнаяНовостиИстория БрестаВремя перемен... 90-е (часть 2)...брестская граница

Время перемен... 90-е (часть 2)...брестская граница

Отрывок из книги А.М Суворова «Доверено страной»... Брест.Полиграфика, 2014

В середине 80-х, когда Брестская таможня считалась крупнейшей в Советском Союзе, ее ежегодный пассажиропоток был 3–3,5 млн человек.

В 1990 году через город над Бугом проследовало почти 5,5 млн. А через год, в 1991-м — еще на миллион больше! Такого «Западные ворота CССР» не знали за всю свою историю.

Чтобы яснее представить, с чем столкнулись брестские таможенники и в каких условиях им пришлось работать, надо добавить, что 99 % людей имели при себе в качестве «личных вещей» массу товаров. Поезда и машины превратились в склады на колесах. 

Инфраструктура пограничных пунктов пропуска не была готова к такой нагрузке. Новое явление никак не вписывалось и в таможенное законодательство, которое базировалось на старых советских нормах и установках. 

В апреле 1990 года в Брестской таможне создали отдел по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил. Он тут же включился в работу, но остановить лавину товаров было практически невозможно. 

Ситуация на западных рубежах Советского Союза становилась настолько неуправляемой, что правительство страны рассматривало возможность полного прекращения выезда граждан по туристическим ваучерам и паспортам с «вкладышами» с 10 августа 1990 года. Когда слухи об этом достигли длинных очередей на границе, пограничники, таможенники и местные власти приготовились к штурму. 

В Бресте накануне часа «Х» милицейские наряды сняли с улиц, без охраны остались многие объекты. Все силы направили в район железнодорожного вокзала и Варшавского моста, сюда же пришлось перебросить почти все патрули ГАИ. Но в последний момент выездной «мораторий» был отменен. 

Как и другим бывшим советским республикам, Беларуси достались высокая инфляция, пустые прилавки продовольственных и промтоварных магазинов, очереди за «дефицитом» и так далее. 

О каком-то сокращении выездного бума речи не было. Наоборот: львиную долю пассажиров, пересекающих теперь уже государственную границу Беларуси и Польши, составляли российские граждане. 

11 ноября 1991 года депутаты Брестского горсовета приняли решение об ограничении работы пункта пропуска «Варшавский мост». Причиной были многокилометровые очереди к границе, резкое усугубление криминогенной и санитарной обстановки в зоне погранперехода. Несмотря на бурные протесты, местные власти твердо стояли на своем. 

Только за 10 месяцев на другой берег Буга тут переехало 4 620 000 человек. Городские службы не справлялись с поддержанием санитарного порядка, передышка требовалась хотя бы для элементарного обустройства прилегающей к Варшавскому мосту территории. Когда на автотрассе опустился шлагбаум, предприимчивые «челноки» моментально пересели из автомобилей в вагоны. 

На железнодорожное направление, прикрытое сотрудниками Брестской таможни, обрушился девятый вал «туристов» с неподъемными баулами. Так, на вокзале толпой регулярно повреждались двери зала таможенного оформления. Часто не выдерживали натиска стекла окон в вагонах, через которые граждане запихивали багаж вовремя штурмовой посадки в поезда. Только в 1992 году через Брестский вокзал был вывезен, помимо прочего, 1 000 000 цветных телевизоров. 

Ситуация кардинально менялась и в сфере грузоперевозок. Впервые в новейшей истории таможни в международной торговле стали участвовать все или почти все желающие. Соответствующие разрешения делались предельно просто, экспортом и импортом занялись кооперативы, так называемые малые предприятия, колхозы и совхозы, строительные тресты, даже автобусные парки и учебные заведения… Наконец, возникла еще одна новая «подотрасль»: из-за рубежа в бывшие советские республики массово покатились подержанные иномарки. 

Последним штрихом в этой картине стало украинское направление, которое год от года становилось среди граждан все более популярным. 

 

Pogranec.by

 

 

Похожие статьи:

История БрестаГде был Александр III в день открытия вокзала в Брест-Литовске?

История БрестаПисатель Смирнов и его книга «Брестская крепость»

Брестская крепостьBrama Chełmska. С чьей подачи Госпитальные ворота Брестской крепости стали Холмскими?

История БрестаВ Бресте перезахоронили останки 15 военнослужащих РККА

История БрестаОдним из героев сопротивления в Белостокском гетто стал уроженец Бреста Ицхок Малмед

Поделиться:
Комментарии (2)

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.