Центр семейной стоматологии «Дентико»mts.bymts.byШкола Май Бэбиmts.by

ГлавнаяНовостиИстория БрестаВ послужном списке офицера Вооруженных Сил Союза ССР, брестчанина Василия Зотова в графе «Дополнительные сведения» есть такая запись

В послужном списке офицера Вооруженных Сил Союза ССР, брестчанина Василия Зотова в графе «Дополнительные сведения» есть такая запись

В послужном списке офицера Вооруженных Сил Союза ССР, брестчанина Василия Зотова в графе «Дополнительные сведения» есть такая запись: «За границей был. С июля 1946 по декабрь 1947 годов. Находился в Северной Корее в составе Советских войск. (Политотдел 25 Армии)».

Дело в том, что после разгрома Японии в августе 1945-го север Корейского полуострова по 38-ю параллель был советской оккупационной зоной, а южнее стояли американские войска. Помимо советского армейского контингента, одновременно с началом создания Корейской Народной Армии был создан институт советских военных советников. Одним из таких «военспецов» был и начальник оргинструкторского отделения политического отдела 25-й армии Приморского военного округа подполковник Зотов, занимавшийся вопросами партийного строительства Трудовой партии Северной Кореи.

В память о тех днях хранил в своем архиве Василий Афанасьевич много фотографий. Была среди них и одна особенная, можно сказать, историческая. На групповом снимке среди советских офицеров и корейских функционеров запечатлен Ким Ир Сен – тогда еще мало кому известный политик, носивший скромный титул председателя Народного комитета Северной Кореи. Спустя 37 лет эта фотография станет для Василия Афанасьевича своеобразным «пропуском» на встречу с давним знакомым, но уже именуемым президентом КНДР, верховным главнокомандующим Корейской народной армией, «Великим лидером», «Солнцем корейской нации» и прочее и прочее – в одном лице.

Хроники зарубежных поездок вечного президента КНДР свидетельствуют, что в мае–июне 1984-го он совершал очередное турне по странам соцлагеря и по своему обыкновению отправился в это путешествие на своем специально оборудованном поезде. Вместе с ним ехала большая группа министров и руководящих работников Северной Кореи. Выехав из Пхеньяна 18 мая и пройдя через север Китая, в тот же день спецпоезд корейского лидера пересек советскую границу. Сделав остановки в Забайкальске, Красноярске и Новосибирске, 23 мая спецпоезд корейского лидера прибыл в Москву. После встречи с тогдашним главой СССР Константином Черненко и всесторонних советско-корейских переговоров Ким Ир Сен направился в Минск, где возложил венок к памятнику-обелиску воинам Советской армии и партизанам, павшим в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, на площади Победы, посетил ВДНХ БССР и Минский тракторный завод. Во второй половине дня 26 мая корейская делегация отбыла в Брест.

В городе над Бугом высоких гостей встречали по высшему разряду. Фасад здания вокзала Брест-Центральный украсили государственными флагами КНДР и СССР, портретами Черненко и Ким Ир Сена, транспарантом с лозунгом «Да здравствует вечная и нерушимая дружба между советским и корейским народами!» на трех языках: русском, корейском, белорусском. Были и традиционная ковровая дорожка к вагону, и юные пионеры с цветами, экскурсия в Брестскую крепость-герой, и торжественный ужин. Брестчанин Павел Белевец, в свое время руководивший официантами, которые обслуживали приемы высших должностных персон, гостивших в Беларуси, в том числе и Ким Ир Сена, в последствии вспоминал: «Да, был он у нас в Бресте с огромной свитой. Ехал из Минска, встречали его областные начальники. Прием был в резиденции в Бресте, в двухэтажном неприметном доме у облисполкома. С моих слов много чего написали, но про целый вагон с собаками, который был в поезде и которых ему готовили его повара, – могли и приукрасить. Я видел, как выгружали его личную кровать, – он всё время ее возил с собой. С виду обычная – то ли это привычка, то ли блажь. И повара свои были, и официанты, и еще какой-то обслуживающий персонал…

Угощал не он, а белорусская сторона, как обычных высоких гостей. На всех приемах – европейская кухня, белорусские блюда, всё вкусно. Правда, перед этим референты Ким Ир Сена проверили, всё ли на уровне. Он нормально кушал, недовольство не выказывал. Пили водку – и нашу, и его, он угощал своей рисовой водкой. Она такая – на любителя. Обед был долгий, плавно переходящий в ужин».

Переночевав в Бресте, на следующее утро Ким Ир Сен со товарищи вновь засобирался в дорогу. На этот раз в состав провожающей делегации, наряду с должностными лицами высокого ранга, включили (видно узнав о его «корейском прошлом») и руководителя Брестской секции Советского комитета ветеранов Великой Отечественной войны полковника в отставке Зотова. Когда Василия Афанасьевича подвели к Киму, он с улыбкой протянул главе КНДР старую фотографию, мол, узнаешь? Тот, судя по ответной улыбке, запечатленной на серии снимков тогдашнего фотокорреспондента «Зари» Евгения Макарчука, узнал. Долгой беседы о жизни у старых знакомых, судя по всему, не было (строгости протокола, регламент визита и все такое прочее), но эта встреча имела своеобразное продолжение.

Олег ГРЕБЕННИКОВ
Фото из семейного архива Елены АВРАМЕНКО

zarya.by

Поделиться:
Комментарии (0)

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.