Некрополь деревни Каменица-Жировецкая
Гражданское кладбище деревни Каменица-Жировецкая небольшое по площади. К сожалению, много памятников конца XIX века разрушено. Все они свалены у деревьев.
Среди тех, что сохранились, довольно часто встречается памятник «Крест на камне». Это гранитный обелиск высотой до 1,5 метров, или природный камень с металлическим крестом наверху. Очень часто они изготавливались в кустарных условиях. Буквы написаны неровно, и большие разрывы между словами. Прочитать некоторые бывает довольно проблематично.
Каково же было моё удивление, когда на одном из таких памятников удалось прочесть всю надпись полностью.
«ПАМЯТЬ ЗА УПОКОЙ РАБА БОЖIЯ ГЕРОЯ НАГРАЖДЕНЫМ ГЕОРГIЕВСКИМИ КРЕСТАМИ 4 3 2 СТП СТАРШАГО УНТР. ОФЦР.ТРОФИМА ЯКОВЛЕВА ЖМИНЬКО УБИТАГО НА ПОЛЕ БРАНИ ЗА ЦАРЯ ВЕРУ ОТЕЧЕСТВЪ 1914 г 31 НЯБ. НА 27 г ЖИЗНИ»
Трофим Жминько был награжден тремя Георгиевскими крестами. Георгиевскими крестами награждали за боевые заслуги и за храбрость, проявленную против неприятеля. Это была высшая награда для солдат и унтер-офицеров.
Единственный памятник, на котором встретилась сигнатура (В.Качанъ. Гродно), был памятник Валентине Шер, которая умерла 28 мая 1906 года, в возрасте 18 лет. Возможно, её отец был старший врач 151 – го пехотного Пятигорского полка, коллежский советник Семён Борисович Шер, проходивший службу в наших краях в то время.
Среди старых надгробий особенно выделяется небольшая каплица. Вокруг неё лежит много искусственных цветов. Говорят, с ней связана одна легенда.
…Анна была дочерью помещика (предположительно Романовского, откуда и произошло название Романовские хутора). Земли её отца располагались в Сквериках – теперь недалеко от этих мест находится железнодорожная станция «Берёзовая Роща».
Высокая и статная девушка славилась на всю округу своей добротой и красотой. Особенно души в ней не чаяли местные ребятишки, которым она щедро раздавала разные сладости. Здешние жители не раз видели её верхом на лошади – конные прогулки были её страстью. Возможно, во время одной из них она и познакомилась с молодым человеком, впоследствии ставшим её судьбой и злым роком одновременно. Он не был богат и знатен, однако это не помешало ему завладеть сердцем прекрасной девушки. Их чувства крепли с каждым днём.
Отец Анны, строгий и волевой человек, один растил свою единственную дочь и старался привить ей все качества добропорядочной девушки. Неудивительно, что его ярости не было предела, когда до него дошли слухи о связи Анны с простолюдином. Он и слышать не хотел о человеке, который обесчестил его дочь – вскоре у Анны должен был родиться ребенок.
Молодая женщина не могла вынести позора и предпочла смерть. Долго горевал помещик, проклиная тот час, когда отверг мольбы дочери о прощении. Похороны были пышными. Вся округа собралась проводить в последний путь свою благодетельницу. Говорят, что даже в гробу Анна была столь прекрасна, что, казалось, будто она спала сладким сном, а не выпила смертельный яд.
До сих пор к месту упокоения Анны приходят люди, несут цветы. То трагическое событие вековой давности, о деталях которого сегодня мало кто уже помнит, стало красивой легендой. Местные жители её трепетно берегут и считают историей, своего края.
Братская могила Советских воинов погибших в июле 1944 г. при освобождении района от немецко-фашистских захватчиков (среди похороненных – воины 415-й стрелковой дивизии). Дата создания захоронения 2 сентября 1944 года, дата последнего захоронения 10 февраля 1945 г.
Рядом с обелиском находится могила, в которой похоронены партизаны отряда им. М. Н. Чернака Владимир Шибуня, Татьяна Щербакова и Зинаида Рыкова.
На кладбище д. Каменица-Жировецкая похоронен Лауреат государственной премии Республики Беларусь, академик живописи Николай Михайлович Селещук. Николай Селещук в 1957 году вместе с родителями переехал в деревню Пугачево под Брестом. В Бресте занимался в художественной студии Петра Данелии. Учился в 4-й школе на Волынке с 1962 по 1964 год. После школы работал художником-рекламистом в Брестском гарнизонном Доме офицеров. Поступил в Минское художественное училище на отделение живописи. После армии в 70-х годах учился у Павла Любомудрова, Василия Шаранговича на кафедре графики Белорусского театрально-художественного института. Начал участвовать в художественных выставках. Работал художественным редактором издательства "Высшая школа". С 1977 года член Союза художников БССР. Стипендиат Союза художников СССР. С 1995 года академик живописи общественного объединения "Белорусская академия изобразительного искусства", вице-президент Белорусской академии изобразительного искусства.
Произведения Николая Селещука находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Музее современного изобразительного искусства, фондах Белорусского союза художников, Музее современного искусства Экваториальной Гвинеи, галерее Костани в Афинах (Греция), галерее "Хагельстам" в Хельсинки (Финляндия), Салоне Стива Каплянского в Торонто (Канада), Торгово-промышленном центре Миннеаполиса (США), в Музее современного русского искусства в Нью-Джерси (США), музее Мальборка (Польша), музее Шлесбурк (Германия), библиотеке Кирилла и Мефодия (Болгария), а также в частных коллекциях Беларуси, Германии, Греции, Израиля, Канады, Литвы, России, Словакии, США, Финляндии, Франции, Чехии. Николай Селещук погиб 25 сентября 1996 г. в Италии. Рядом с ним покоится его мама Селещук Анастасия Фёдоровна.
Иван Чайчиц специально для социального портала «Реальный Брест»
Похожие статьи:
История Бреста → Археологический музей «Берестье» открылся после реконструкции
История Бреста → В поисках утраченной коллекции усадьбы в Скоках
История Бреста → Улица Советская скоро наконец-то обретет законченный вид
История Бреста → Одной из главных книг о Бресте – 61 год!
История Бреста → Пани Эмма из династии брестских аптекарей Сухецких