Кобринский мост
Кобринский мост – основной путепровод в центре Бреста, связывающий между собой две части города. История его появления неразрывно связана с формированием в Брест-Литовске железнодорожного транспортного узла.
Само название «Кобринский» произошло от направления главной улицы, выходящей из города в сторону Кобрина. Такое же название до 1 мировой войны носила и крайняя в этой стороне улица, за которой город заканчивался. Ныне её название — Кирова.
С развитием железнодорожного сообщения и возведением вокзалов (первый в 1869 году, второй в 1886 году) в Брест-Литовске назрела необходимость в возведении путепроводов. Строительство мостов было недешевым, и эта статья расходов изначально закладывалась в план создания железной дороги. Расходы на производимые работы брали на себя железнодорожные общества.
Так, в 1871 году железнодорожное полотно связывает Брест-Литовск с Москвой. А всего через два года с севера к нему протянулась железная дорога на Граево (место на границе с Восточной Пруссией). С юга — дорога на Ковель и, стало быть, на Киев. Это означало, что формируется железнодорожный узел. И не просто узел, а транспортный пункт, имеющий большие перспективы и стратегическое значение.
Железнодорожный узел Брест-Литовск являлся одним из мест массового трудоустройства горожан. Здесь нашли работу множество брестчан разных сословий. Даже название новых слободок — "Граевская" и "Киевская", выросших на северной и юго-восточной окраинах города, прямо указывают на то, что они примыкали к соответствующим направлениям железных дорог, и заселялись рабочими. Названия эти остались и сегодня, только трансформировались в «Граевку» и «Киевку».
Сообщение с Киевом было открыто в мае 1873 года. Данная магистраль относилась к Привисленской железной дороге. Но уже с 1880 года перешла в ведомство общества Юго-Западных железных дорог. С увеличением потока составов в направлении Брест-Литовска было принято решение о модернизации данного участка дороги. Так предусматривалось двухстороннее движение в Киевском направлении и устройство мостов.
В 1906 году данное ведомство возвело путепроводы возле железнодорожного вокзала, а через некоторое время на восточной окраине Брест-Литовска был построен мост, получивший название Кобринский.
Кобринский путепровод соответствовал всем техническим требованиям того времени. Три съезда, один из которых по направлению к Суворовскому мосту через реку Мухавец, опоры облицованы высококлассным гранитом, пролетное строение выполнено из стальных ферм. Ширина моста позволяла пропускать транспорт в двух направлениях, а проезжая часть была вымощена булыжником. Путепровод был оборудован отбойниками из железнодорожных рельс. Имелось освещение.
Во время оккупации Бреста (1941-1944 г.), Кобринский мост находился под охраной. Немецкие солдаты несли возле него круглосуточную службу. Сторожевой дом стоял на спуске с Кобринского моста в город, с левой стороны. Раньше дом принадлежал польской семье Вавдыш. В начале оккупации им дали другое жилье, а сюда заселили охранное подразделение. Отсюда постовые ходили в караул на Кобринский и Суворовский мосты. У пересекавших мост, как правило, проверяли документы и досматривали груз.
В 60-х годах прошлого века Кобринский мост подвергся реконструкции. Появилась пешеходная часть, а за счет постройки дополнительных опор и устройства пролетного строения, мост стал шире.
Однако сегодня этой ширины уже недостаточно, и путепровод требует дополнительного внимания и очередной реконструкции.
Руководством города было анонсировано, что в рамках подготовки Бреста к празднованию 1000-летия, Кобринский мост ожидает новый апгрейд. Остаётся надеяться, что известный путепровод после всех преобразований станет шире, удобнее, а главное безопаснее.
Олег Полищук для социального портала Реальный Брест
При написании использованы материалы А.М.Суворова "Между Западом и Востоком"