Центр семейной стоматологии «Дентико»mts.bymts.bymts.byШкола Май Бэби

ГлавнаяНовостиИстория БрестаБелорусский след в Сибири: судьбы беженцев в годы Первой мировой войны

Белорусский след в Сибири: судьбы беженцев в годы Первой мировой войны

В Кемеровской области России на высоком берегу реки Иня есть село с красивым названием Лебеди. При въезде в него на пригорке среди могучих лиственниц в дореволюционные годы высилась деревянная, с позолоченными куполами и каменными ступеньками от самой дороги к главному входу Свято-Николаевская церковь.

Лиственницы и сейчас стоят, только поредевшие да отчасти высохшие. А самой церкви уже давно нет. В 1930-х годах храм закрыли. В стенах его хранилось колхозное зерно, потом размещалась пекарня, затем школа. 55 лет уж как нет и школы, разобрали на стройматериалы. То, что хоть и частично, но сохранился церковный архив – случай. Сегодня, благодаря этим документам, хранящимся в «Государственном архиве Кузбасса» города Кемерово, мы можем узнать судьбы белорусских беженцев – жителей села Орехово Олтушской волости Брест-Литовского уезда в годы Первой мировой войны, оказавшихся в далекой Сибири.

Родился, крестился, женился…

В поисках лучшей доли, земли и воли белорусы стали массово переселяться в Сибирь еще в 80-х годах XIX века, потом после Столыпинских реформ в начале века ХХ. Очередной волной стали беженцы 1915 года. Эти демографические «всплески» четко просматриваются в сибирских метриках. Дело в том, что в Российской империи функции современных ЗАГСов исполняла церковь. Священникам, проводившим церковные обряды крещения, венчания, отпевания, предписывалось вести их учет, занося в специальную Метрическую книгу. Содержание книги, рассчитанной на год, состояло из трех частей: «О родившихся», «О бракосочетавшихся», «О умерших».

В первой части, помимо даты рождения и крещения, пола новорожденного и данного ему имени, записывались сословная принадлежность, вероисповедание, имя, фамилия, отчество отца и матери. Вносились в этот раздел и данные крестных родителей (восприемников). Во второй части также приводился порядковый номер, дата бракосочетания, имя, фамилия, отчество, сословная принадлежность, вероисповедание жениха и невесты, их возраст. В отдельные графы записывались свидетели (поручители). В третьей части метрической книги записывали дату смерти и дату погребения, сведения о сословном положении умершего, имя, фамилию, отчество, возраст и причину смерти, место захоронения. Во всех трех частях необходимо было делать запись о месте жительства регистрируемых.

Примечательно, что у беженцев указаны те деревни, села, местечки и города, в которых они проживали до эвакуации, поэтому в метрических книгах российских городов и весей можно встретить немало не только белорусских фамилий, но и топонимов.

Лебеди принесли

Скорбный третий раздел по неизвестной причине в сохранившихся экземплярах метрик села Лебеди за 1917–1919 годы отсутствует. Зато первый раздел свидетельствует, что завет Божий «плодитесь и размножайтесь» наши земляки, несмотря на все превратности судьбы, и на чужбине соблюдали исправно. Благодаря этому 9 января 1917 года в семье православных крестьян села Орехово Олтушской волости Гродненской губернии Брест-Литовского уезда Кирилла Александровича Коцыбук и законной супруги его Иулитты Данииловны на свет появилась девочка. Нарекли ее при крещении в честь святой мученицы – Татьяной. Мальчик, нареченный Василием, 30 января 1917 года пополнил семью Стефана Григориева и законной жены его Софии Филипповны, так же из села Орехово. Крестной новорожденного стала также уроженка Орехово «крестьянская дѣвица Марія Стефанова Жохъ». 9 февраля 1917 года в семье крестьянина села Орехово Михаила Коцыбук и законной жены его Христины Филаретовны родилась девочка, названная Анной. Крестной младенца стала «крестьянская жена той же губернии уѣзда волости и села Анастасія Филаретова Бегеза». 10 марта 1917 года родилась девочка, крещеная Анастасией. Родители – «крестьянинъ Олтушской волости села Орѣхова, Iосифъ Деомидовъ Демчукъ и законная жена его Евдокiя; оба православные». Крестный – «крестьянинъ Олтушской волости села Орѣхова, Григорий Бегеза». 28 мая родилась Феодосия, ее родители – крестьяне села Орехово Юлий Феодосьевич Головей и жена его Анна Никитична. Крестный девочки – «крестьянинъ той же губерніи, уѣзда волости и села Кириллъ Симеонов Демчукъ». 9 августа в семье беженца Михаила Кузьмича Залещука и законной жены его Иулитты родился сын Николай, а 10 сентября родился Евфимий в семье Ивана Павловича и Марфы Максимовны Демчук.

А свадьба пела и плясала…

Свадьба в изгнании… Звучит, как название романа, правда? Но эта глава не о романе, а про жизнь. Лишения, потеря близких, страх за будущее – все это, казалось бы, должно было очерствить людей, отдалить друг от друга. Но чаще происходило обратное. В горе люди находили поддержку и утешение друг в друге. Совместные переживания, общая беда – это сближало сильнее, чем годы мирной жизни. В таких условиях чувства обострялись, решения принимались быстрее. Если два человека находили друг в друге искру надежды, то они не хотели терять время. И пусть церемонии проходили скромно: не было на них ни красивых нарядов, ни обильных застолий, ни толпы гостей, это не делало их менее трогательными и запоминающимися. Ведь была любовь, была вера в будущее, было желание быть вместе.

Во второй части «О бракосочетавшихся» метрической книги церкви села Лебеди за 1917 год упомянуто много беженцев. 23 января 1917 года перед алтарем стали две пары. Белорус, уроженец Могилевской губернии Василий Грищанок вел под венец русскую девушку Наталью Конякову, а 19-летний житель деревни Пор-Искитим Кирилл Косик – уроженку села Орехово Олтушской волости Гродненской губернии девицу Варвару Бегезу. Примечательно, что поручителем (так раньше называли свидетеля) на этих двух брачных ритуалах, в первом случае со стороны невесты, а во втором со стороны жениха, ухитрился стать уроженец села Орехово Михаил Кузьмич Залещук.

Компанию ему в этом богоугодном деле составили как местные товарищи, так и земляки из Орехово: Иван Федорович Луцык, Филипп Ананьевич Жох. Через неделю эти же мужчины и присоединившиеся к ним ореховчане Иосиф Наумович Симоник, Михаил Яковлевич Ермолюк, Даниил Матвеевич Бегеза стали поручителями на венчании других своих молодых земляков: Макея Даниловича Сая и Федора Даниловича Демчука, женившихся на местных красавицах. Видно, на одном из этих веселий присмотрел себе супружницу и Михаил Залещук, сочетавшийся браком 24 мая. Поручителями уже почти традиционно записаны: «По женихѣ: крестьяне Гродненской губернiи, Брестъ-Литовскаго уѣзда, Олтушской волости, села Орѣхова Григорій Иванов Захарчукъ и Филиппъ Ананiевъ Жохъ. По невѣстѣ: крестьянинъ той же губерніи, уѣзда, волости и села Іосифъ Наумовъ Симоникъ и крестьянинъ села Лебедевскаго той же волости, Стефанъ Симеоновъ Луцыкъ».

К лету 1917-го революционные веяния добрались и до таежных сел Сибири. В метриках появляется непривычное слово «гражданин», а жизнь продолжала идти своим чередом. 24 сентября 21-летний «гражданинъ Градненской губерніи, Брест-Литовскаго уѣзда, Олтушской волости, села Орѣхова Евтихій Наумовъ Кошена, православнаго вѣроисповѣданія» сочетался браком с гражданской той же губернии, волости и села Юлианой Сезик.

Любовь и вера

Через год с небольшим после свадьбы, 12 февраля 1918 года, у уже ранее упомянутых Кирилла Косика и законной жены его Варвары Тимофеевны (в девичестве Бегеза), родился сын, нареченный Алексеем. Крестными младенца стали Алексей Тимофеевич Бегеза и Матрона Константиновна Косик. 28 февраля 1918 года в семье уроженца села Лясковичи Черняковской волости Пружанского уезда Гродненской губернии Романа Васильевича Прокопьева и законной жены его Анны родился сын Василий. 14 апреля родился, а 24-го был крещен младенец Георгий, чья мать «гражданская девица Гродненской губернии, Брест-Литовского уѣзда, Олтушской волости, села Орехова Мария Жохѣ, православного вероисповедания. Восприемник Иван Стефанович Жохѣ». 22 апреля у уроженцев села Орехово Ивана Александровича Коцыбук и законной жены его Евдокии родился мальчик Георгий. Крестным отцом новорожденного стал Григорий Павлович Бегеза. 3 июля рождена, а 8-го крещена Ольга, дочь «граждан села Орехова Олтушской волости, Брест- Литовскаго уѣзд. Гродненской губ., Иван Феодоров Луцик и законная жена его Евгения; оба православные. Восприемники гражданин той же губерніи, волости и села Сергий Демчук и девица той губ., уезда, вол. и села Мария Жох»…

Страницы метрик военных лет по праву должны войти в тома истории войн. Ведь война – испытание не только на мужество и стойкость, но и на человечность, на любовь. И даже в самое темное время, когда гремят взрывы и горят дома, люди продолжают жить, продолжают любить, продолжают создавать семьи, рожать детей. Венчание и крещение новорожденных становилось символом того, что жизнь продолжается, что любовь сильнее войны.

Олег ГРЕБЕННИКОВ
Фото из открытых интернет-источников

zarya.by

Поделиться:
Комментарии (0)

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.