Центр семейной стоматологии «Дентико»mts.bymts.bymts.byШкола Май Бэби

ГлавнаяНовостиДорогиЭто не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

Что бы там ни говорил Остап Бендер, а автомобиль в СССР таки был роскошью: иномарки тогда не продавались, а за отечественными «ласточками» нужно было годами в очереди стоять, да и далеко не всем авто были по карману.

В связи с этим огромную популярность в Союзе приобрела двухколёсная техника.

Вот она-то была не роскошью, а средством передвижения, во многих случаях необходимым.

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

И тут дела обстояли иначе — куда позитивнее! Мотоцикл можно было приобрести без очереди за вполне приемлемую для простого советского гражданина сумму. Так ещё и выбор предлагался! Причём не только из экземпляров отечественного мотопрома: в то время были доступны к покупке также зарубежные модели.

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

Своими качеством и надёжностью особенно славились чехословацкие байки Jawa и Cezet. Но если первые массово поставлялись в СССР, то другие были не так широко доступны: их не так много производилось в принципе, ещё меньше попадало в Союз.

До наших дней сохранилась самая малость из них. Сегодня мотоциклы Cezet — большая редкость и желанные объекты коллекционеров. Одного из таких почитателей давно ушедшей чехословацкой марки мототехники мы нашли в Бресте. Уже много лет Анатолий занимается восстановлением байков Cezet, собирая из них свою личную коллекцию.

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

На сегодняшний день она состоит из четырёх редчайших экземпляров, некоторые из них и вовсе уникальны для нашей страны. Все подробности — в этом материале.

Молодость на Cezet 450

Ещё не добравшись до гаража, в котором хранятся «сокровища» Анатолия, интересуемся у героя:

— Почему именно Cezet?

— У моего деда был мотоцикл этой марки, — отвечает собеседник. — К сожалению, я видел его только на фото. Но когда повзрослел и увлёкся байками, почему-то решил непременно обзавестись таким же мотоциклом, как был у дедушки. В газету «Из рук в руки» подал объявление: «Куплю Cezet в любом состоянии».

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

— После этого прошло много времени, я уж и позабыл о том объявлении… Но вот звонит мне как-то пожилой мужчина и говорит: «Внучок, есть у меня Cezet, готов продать». Я, конечно, обрадовался, но так как денег у меня, студента, на тот момент было немного, первым делом спросил о стоимости товара. «Сто долларов», — ответил дедуля. Тут же я отправился мотоцикл смотреть, даже не поинтересовавшись моделью и её годом выпуска.

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

— И вот на осмотре ждал меня вот этот Cezet 450 1963 года выпуска, старенький и довольно уставший от продолжительной эксплуатации, ещё на советских номерах. Такого «динозавра» я, конечно, увидеть не ожидал. У моего деда-то был байк из 80-х, выглядел он куда современнее, именно так я себе и свой мотоцикл представлял… Тут продавец видит, что глаза у меня потухли и говорит: «Ты на него не смотри, лучше заведи — работает он отлично!» Мы подкачали колёса, завели мотор — мотоцикл поехал.

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

— Ну хорошо, а где же на него запчасти брать? «Не переживай», — говорит дедуля. Заводит меня в гараж, а там у него и двигатель новый на эту модель лежит, и коробка передач, и ещё много разных деталей. В общем, имелось всё для того, чтобы мотоцикл ещё долго ездил. Отдал мне тот дед с байком все свои запасы запчастей, да ещё и оригинальный прицеп PAV 40 впридачу — такие ТС, кстати, в СССР вообще не поставлялись и попадали в страну только в виде контрабанды. Так что и этот мотоприцеп на сегодня большая редкость, в Беларуси их единицы.

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

— Забрал я все эти «богатства» себе и принялся за восстановление мотоцикла. Было это в середине 2000-х. Только после покупки байка, изучив информацию об этой модели в интернете, я понял, что мне повезло обзавестись таким редким экземпляром… Я его в божеский вид привёл. После этого с бывшим владельцем мы ещё раз встречались для переоформления техники в ГАИ. Дедуля был рад, когда увидел, какой марафет я мотоциклу навёл. Сказал: «Вижу, в хорошие руки я свой Cezet отдал». И вручил мне ещё авоську с деталями — поскрёб по сусекам, значит, дома да ещё кое-какие элементы для байка нашёл. Мне было очень приятно!

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

— Этот мотоцикл я стал активно эксплуатировать: ездил на нём в университет и везде по делам. Потом как-то увидел в продаже двигатель помощнее, что также ставился на эту модель. Заменил 175 «кубиков» на 250. Почти в два раза больше лошадиных сил в мотоцикле после замены мотора стало! Езда на Cezet начала приносить ещё больше удовольствия. В общем, вся моя молодость на этом байке прошла.

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

Чёрная «пушка» Cezet 455

— А потом появилась семья, дети… О мотоцикле на некоторое время я позабыл, — признаётся Анатолий. — Иногда заходил в гараж, выкатывал его, заводил, ностальгировал по былым временам… И ставил обратно. Но однажды увидел на YouTube, как люди старую технику восстанавливают. Загорелся идеей дать своему «Чезету» новую жизнь и привести его в идеальное состояние. И понеслась!

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

— Отреставрировав этот байк, я понял, что хочу ещё! Мне понравился сам процесс, в ходе него я со многими единомышленниками из разных городов познакомился, стал лучше разбираться в технических вопросах. Начал искать другие экземпляры для восстановления. Поиски растянулись на годы, но главное, что увенчались они успехом. Да каким!

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

— В результате в моей коллекции появилась эта чёрная «пушка» — Cezet 455 1961 года выпуска. Элементы для сего мотоцикла я долго собирал, но оно того стоило. Байк уникален для наших широт тем, что заводится со стартера. Такие экземпляры вообще не попадали в СССР, они поставлялись исключительно на американский рынок. Таково было требование Штатов: мототехника должна заводиться исключительно со стартера, а не с лапки. Так что данную модель мотоцикла с динамостартером чехи выпускали только под Америку.

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

— О том, что когда-либо я смогу найти этот элемент, я и мечтать не мог. Каково же было моё удивление, когда я однажды наткнулся на объявление о продаже такого динамостартера в Донецке! Была составлена сложная логистическая схема его доставки в Беларусь через Ростов и Москву. Счастью не было предела, когда посылка добралась до меня. Элемент я обслужил, собрал двигатель, и вот этот 65-летний мотоцикл стал заводиться со стартера, чем теперь всегда удивляет окружающих. Спустя три года мне удалось найти раму с документами и поставить байк на учёт в ГАИ. Но эксплуатировать его я стараюсь реже, ведь если стартер сломается, такой я уже нигде не найду…

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

— Также я как-то вместе с телегой запчастей приобрёл этот Cezet 455 1964 года выпуска. Он всё ещё в родной краске (красился только бак) и на советских номерах. Мотоцикл исправен, заводится и едет. Но недавно я принял решение продать его. Такая модель у меня уже есть. Хотелось бы вместо него приобрести что-то другое.

Дорогая Cezeta 501

— Ну и «жемчужина» моей коллекции — этот стильный мотороллер Cezeta 501 1959 года выпуска. Он большая редкость как в Беларуси, так и за рубежом! Его классический дизайн и неповторимый шарм притягивают к себе внимание, в нём продумана каждая мелочь, огромное внимание уделено эстетике. А история появления этого байка у меня не менее интересная, чем сама модель.

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

— Восемь лет назад ушла из жизни моя бабушка. Семейным советом было принято решение продать её жильё и другое имущество. Стали мы разбирать вещи в её большом сарае. Сколько себя помню, он всегда был заперт, а ключей от замка ни у кого из нас не было. Пришлось его ломать.

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

— Так вот, в этом сарае под потолком я обнаружил раму мотороллера Cezet! Представляете, возможно, дед когда-то хотел его собрать. Я был в восторге от находки, словно дедушка оставил мне посылку из прошлого. Конечно же, без раздумий я принял решение о восстановлении мотороллера. В память о деде. Так что этот экземпляр мне особенно дорог не только потому, что он самый редкий из моей коллекции.

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

— Конструкцию этих футуристических байков создал знаменитый чешский инженер Ярослав Кох. Выпускалась модель 501 всего пару лет — с 1957 по 1959 год. За это время с конвейера сошло 43 тысячи мотороллеров, которые разъехались по всему миру. В Советский Союз Cezet стала поставляться очень ограниченными партиями лишь в 1958 году и считалась дефицитом.

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

— В Беларуси на сегодняшний день такого экземпляра ни у кого больше нет. Знаю, что есть в стране пара моделей второго поколения (502), но они находятся не в лучшем состоянии. Восстановлением «Чезеты» я занимался почти семь лет! Поиск деталей на неё оказался делом непростым. С миру по нитке, но мне удалось собрать мотороллер, и в конце прошлого года он дал первый дым. Этот байк, кстати, я ещё планирую укомплектовать аутентичным мотоприцепом — в этой версии он устанавливался по заводу.

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

— Здесь, как и на всех остальных моих мотоциклах, стоит ещё заводская резина Barum 60-х годов. Только на первом байке я шины поменял, так как часто на нём езжу по городу. Кстати, ни поворотники, ни зеркала заднего вида на этих мотоциклах не были предусмотрены заводом-изготовителем. В потоке часто ловлю недоумённые взгляды водителей, когда руками показываю повороты. Но «колхозить» байки я не хочу. Восстанавливаю всё «в завод», используя только оригинальные детали.

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

Это не «Ява», а «Чезет»!

— К слову, о деталях: вы не раз упоминали, что найти их непросто. А что по стоимости?

— Я часто нахожу детали на Cezet в Европе, там они стоят очень дорого! Вот, например, часы для «Чезеты» обошлись мне в 500 евро, амперметр — сто долларов, маленькие пластиковые лючки тоже стоили сотню условных единиц. Вообще, цена на запчасти главным образом зависит от наглости продавца. Если человек понимает, что продаёт редчайшие элементы, то цену на них может гнуть нереальную. Кому очень надо, всё равно купит, какую сумму ни назови. Есть, конечно, дедули, которые за копейки запчасти отдают, лишь бы избавиться от хлама. Порой они сами не знают, от Jawa это или от Cezet…

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

— Да, кстати, многие путают эти мотоциклы. Бывает, ко мне в городе подходят со словами «Классная Jawa!» Я уже привык, объясняю, что это не «Ява», а «Чезет». Многие признаются, что и не слышали об этой марке либо только на картинках такие мотоциклы видели. Возможно, внешне Jawa и Cezet похожи, но на самом деле это абсолютно разные мотоциклы. Я это понял, лишь когда сам увлёкся восстановлением.

От «Явы» в «Чезет» можно максимум пять процентов деталей поставить! Все остальные элементы здесь уникальные, чезетовские, на каждом выбита эмблема CZ. Унификации запчастей с Jawa нет, это популярное заблуждение!

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

— В ходе разговора вы упоминали про единомышленников. Много ли у нас в стране фанатов марки Cezet?

— Конкретно только «Чезетами» в Беларуси занимаюсь, наверное, я один. Людей, которые восстанавливают «Явы», гораздо больше. Но есть в Минске человек, который также ещё и Cezet реставрирует. Кстати, он один из тех, кто однажды вдохновил меня заняться этим делом. На сегодняшний день мы с ним уже много лет общаемся.

«Моя коллекция для меня бесценна»

— А как семья относится к вашему хобби?

— Жена, хоть и может немного побурчать, узнав стоимость очередной редкой детали, но в целом относится с понимаем. Дети очень любят ходить со мной в гараж и часто просят прокатить их на каком-нибудь мотоцикле по двору. А моя мама даже лично помогает мне в восстановлении байков: она, например, сама перешивала все сиденья этих мотоциклов! Поддержка и помощь родных для меня очень важна и дорога.

Это не «Ява», а «Чезет»! Брестчанин показал уникальную коллекцию чехословацких мотоциклов Cezet

— Сколько финансов вы потратили за долгие годы восстановления этих редких мотоциклов? И в какую сумму оцениваете свою коллекцию?

— Если честно, учёт расходов я перестал вести ещё после реставрации первого мотоцикла. А зачем? Это моё любимое хобби, и занимаюсь я им не для финансовой выгоды, а исключительно для души. Всё это делалось на чистом энтузиазме и с желанием сохранить историю. Моя коллекция для меня бесценна. Продавать эти мотоциклы лично я не собираюсь. Ну а дальше их судьбой будут распоряжаться мои дети. У меня подрастают сыновья, я буду счастлив, если моё увлечение заинтересует и их. На всякий случай в подвале гаража формирую стратегический запас запчастей на Cezet.

— Вскользь вы упомянули, что хотели бы пополнить коллекцию «Чезетов». Каким экземпляром хотели бы обзавестись?

— Я мечтаю найти и восстановить мотоцикл ещё старше этих — из начала или середины пятидесятых.

Источник: AV.BY
Поделиться:
Комментарии (0)

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.