Автомобильный рынок России в 2026 году столкнётся с заметным подорожанием иномарок — как новых, так и подержанных. С 1 января 2026 года в России на 20% будет увеличен размер утилизационного сбора для автомобилей, мощность которых превышает 160 лошадиных сил. Конкретная величина платежа будет зависеть от возраста транспортного средства, категории, объёма двигателя, а также типа таможенного оформления.

Также планируется поэтапное повышение утилизационного сбора на транспортные средства до уровня 85% к 2030 году. Кроме того, подготавливается законопроект, предусматривающий освобождение от уплаты утилизационного сбора при ввозе личных автомобилей для ветеранов боевых действий, граждан с инвалидностью I группы, а также многодетных семей. Льгота будет распространяться исключительно на один автомобиль для каждого из указанных льготополучателей, отмечает информационное агентство URA.RU.
С 2030 года предельный размер утилизационного сбора на автомобили в России превысит 10 млн росс. рублей (около 124 тыс. долларов в экиваленте). Такие параметры заложены в проекте постановления правительства, подготовленном Минпромторгом. Согласно предлагаемой методике, ставка в 10,081 млн рублей будет распространяться на легковые автомобили старше трёх лет с объёмом двигателя свыше 3,5 литра и мощностью более 500 л. с. В действующей системе размер утильсбора зависит от года выпуска транспортного средства и объёма двигателя, однако новые подходы предполагают существенное увеличение платежей.
В частности, уже с 1 ноября утилизационный сбор для нового кроссовера Geely Monjaro составляет 952 тысячи рублей (примерно 11,8 тыс. долларов), с 1 января 2026 года он вырастет до 1,142 млн рублей (14 150 у. е.), а к 2030 году достигнет 1,673 млн рублей (20 725 у. е. по актуальному курсу). Это превышает действующие ставки для физических лиц в 280—492 раза, отмечает агентство.
Для популярного электромобиля Zeekr 001 рост окажется ещё более значительным: размер сбора достигнет 2,166 млн рублей (увеличение в 637 раз), затем 3,079 млн рублей (в 905 раз) и 4,508 млн рублей (в 1 325 раз) в обозначенные периоды. Вводимые тарифы существенно усиливают финансовую нагрузку на владельцев высокомощных и технологически современных автомобилей.
Как заявил президент России Владимир Путин, утильсбор на автомобили не будет постоянной мерой, а его повышение связано с «благородной целью» Минфина РФ получить дополнительные доходы для техразвития страны. Он добавил, что увеличение утильсбора лишь косвенно поддерживает отечественный автопром и не является прямой мерой стимулирования спроса на российские автомобили.