Ситуация на белорусско-польской границе остается напряженной
По данным Госпогранкомитета, на утро 18 августа в ожидании въезда в Польшу находилось 4420 легковых автомобилей и свыше 100 автобусов. Причем, если водители личного транспорта проводят время ожидания зачастую удаленно, пользуясь преимуществом электронной очереди, то пассажиры и водители автобусов стоят плотной «колбасой», хвост которой подбирается к Берестейскому мосту через Мухавец.

В ожидании поднятия шлагбаума молодая пара из Минска Тимофей и Мария уютно расположилась на пледе у обочины, взяли с собой перекус и воду, признаются, что были готовы к трудностям.

– Обстановка в целом ожидаемая, бывало и хуже, наверное. Ездим в Польшу не часто, но сейчас рассчитывали пройти быстрее, хотелось бы, конечно, часов за десять, но ждем, надеемся, что утром во вторник или к вечеру будем в Варшаве. Готовились заранее, сами себе создаем уют, но тут в целом нормальная зона ожидания. Еда есть, вода есть, туалеты тоже, в них бумага и мыло в наличии. Женщина трудится, убирает за ожидающими, подметает. Ждать кому хочется? Никому. Есть надежда, что пункты пропуска снова откроют, и это столпотворение закончится, – говорит Тимофей.
Действительно, зона ожидания вдоль дороги оборудована санитарными кабинками, уборка, кажется, не прекращается, однако, окурки и мелкий мусор в изобилии скапливаются вдоль обочины и в прилегающей лесопосадке. Люди стараются поддерживать порядок и сохранять дружелюбный тон, но нервы дают о себе знать.
– Вот вы фотографируете, расспрашиваете, а толку? Не от нас зависит эта ситуация, надоело уже до крайности, который год страдаем. А решение есть только у высших сил, совсем не у нас. Мы с подругами надеемся подсесть в автобус ближе к пункту пропуска, вот и вся наша надежда. Не мое дело, кто как работает – я страдаю, и я возмущена, – эмоционально сетует Ирина, добавляя, что в Польше живут родные, к которым она регулярно ездит.


В одной очереди белорусы и поляки: граница уравнивает всех, заставляя расставаться с драгоценным временем в смиренном ожидании. Но не все готовы терять время даром, две подруги из Витебска Анастасия и Владислава строят планы приграничного отдыха, о котором рассказывают с нескрываемым сарказмом.
– Знаете, всё отлично! Записываем ролики, делимся впечатлениями. Очень интересно посмотреть местную изнанку, посмотрели лес, посмотрели дорогу. Уже хотим пешком уйти в Беловежскую пущу вместо отпуска в Европе. Замечательно, я бы тут неделю простояла с удовольствием! Уже не судьба отправиться в европейское приключение, все даты мы простояли в ожидании. Когда выезжали, конечно, читали об очередях, но не представляли, насколько всё серьезно. Честно, хоть в Витебск уезжай и через неделю возвращайся, наш бус, скорее всего, еще не пропустят, – сокрушаются девушки.


В ожидании сезонного отпуска и Елена из Барановичей. Женщина относится к ситуации философски и желает только одного – свободы перемещений.
– Мы стоим с трех часов ночи, но реальный наш автобус, на котором мы должны ехать, сейчас находится за кольцом. Просто мы пошли в поисках свободных мест, и теперь наш автобус тринадцатый от шлагбаума, но не уверены, что это быстро. У нас самолет из Варшавы, и далее мы летим отдыхать, если, конечно, успеем. Сразу настраивали себя на такой вариант, но реальность чуть сложнее. Главное наше желание, наверное, желание большинства тех, кто, как и мы, стоит в ожидании, чтобы открыли, как раньше, все пункты пропуска и наши люди по-соседски ездили, общались, это же полезно и для экономики, нашей и польской. Это простое человеческое добрососедство. Хочется, чтобы это вернулось, – признается Елена.
Один из водителей автобусов, житель Минска, на условиях анонимности поделился мнением о причинах такого коллапса. С ним солидарен и его напарник поляк Томаш:
– Граница закрыта, устроили это бутылочное горлышко, в которое стараются пройти все. Тем более август, многие едут в отпуск, а логистика сейчас либо через Варшаву, либо как-то через Турцию улетать. Каждый ищет возможность посмотреть мир, туристов очень много. А польская сторона не торопится ни на въезд, ни на выезд. К тому же, как мне рассказывают знакомые, когда польская сторона фиксирует скопление нелегалов на границе, они снимают с пункта пропуска людей в усиление, соответственно, работа по оформлению еще больше тормозится. В среднем выходит в норме – минута на пассажира, а в автобусе их, скажем, пятьдесят. Когда смена неполная, смело время умножайте на три. Ждем перемены риторики и открытия хотя бы одного пункта пропуска как чуда.
Вот только Польша, в лице своих лидеров, кажется, не торопится смягчать позицию по белорусско-польским отношениям, которые последние годы ощутимо охладели. Не отдавая себе отчета в том, что вредят не только нашим людям, но и своим гражданам, жителям приграничья в первую очередь, польские власти используют риторику, не вселяющую надежд. Но когда легковой транспорт ждет несколько суток, а туристы вынуждены пересматривать планы отпусков, имиджевые потери несет принимающая или, вернее сказать, неохотно принимающая сторона – Польша.


– Есть важное отличие между ожиданием с белорусской стороны и с польской. Мы были с обеих сторон в этом месяце по семейным обстоятельствам. Сейчас ждем уже вторые сутки, но ждем с едой, водой и туалетами. Такая тема, бытовая, но очень важная. Вот у нас здесь много туалетов, а в Польше в зоне, где мы ждали, их только два. Один бесплатный вдоль дороги – кабинка. Один уже у пункта пропуска «Тересполь», но он платный. Элементарных удобств нет. Воды взять негде. Смешно, но были какие-то волонтеры, раздавали воду. Мы подошли, они нас спросили, откуда мы. Я ответил, что белорусы – сказали, воды нет. Не знаю, может, мне так «повезло» на людей, – рассказывает Александр Пинчук.
Нельзя сказать наверняка, системный ли это подход или просто Александру с супругой не повезло, но такая тенденция с предвзятым отношением и пренебрежением к нашим людям существует. Достаточно открыть Тик-Ток и по запросу «Spierdalaj do» увидеть истории соседей польского государства, столкнувшихся с откровенной дискриминацией. Поддерживаемый властями Польши подход вредит добрососедству и контактам между людьми.


Так или иначе, очереди на единственном пункте пропуска «Брест–Тересполь» сохраняются, значит, несмотря ни на что, поездка наших людей на запад востребована и для многих желанна. Можно, конечно, рассуждать о том, зачем ехать туда, где тебе не рады, и раз за разом долбиться в закрытую дверь. Но ситуации бывают разные, а надежды на позитивные изменения в приграничной политике остаются высокими у большинства граждан. Быть может, эта «народная дипломатия» возымеет эффект, и мнения простых людей услышат те, кто дал команду закрыть шлагбаумы?
Роман АНШИЦ, фото автора





