— Живу на даче. Собираюсь купить электромобиль. Недавно услышал, что заряжать его в садоводческом товариществе нельзя. Но ведь документа, который запрещал бы это, никто не называет. Как в такой ситуации быть? — поинтересовался житель Кобрина у портала «Вечерний Брест».

На этот вопрос ответил начальник службы сбыта энергии РУП «Брестэнерго» Владимир Сацюк.
Он отметил, что большинство садоводческих товариществ (СТ) у нас в стране были электрифицированы десятки лет назад. Сети рассчитывались на скромные нужды (лампочка, телевизор, холодильник, электрочайник и т. п.), и мощность, выделенная на один участок, часто не превышает 2 кВт.
А при подпитке электромобиля от бытовой сети потребляется от 3,7 кВт и выше. Если несколько соседей одновременно начнут заряжать машины, старый трансформатор на подстанции может не выдержать. Это способно привести к скачкам напряжения, отключению света во всём товариществе или даже пожару.
Законодательство РБ не запрещает заряжать электромобиль от бытовой сети. Однако в данном случае ключевым документом является устав садоводческого товарищества.
Электрические сети — общее имущество. Право каждого члена СТ пользоваться ими ограничено правами других членов товарищества.
Подключение мощного и длительного потребителя без согласования может трактоваться как нарушение правил пользования общими сетями. Если зарядка электрокара станет причиной выхода из строя трансформатора или иного оборудования, правление может через суд взыскать ущерб с виновного лица.
— Таким образом, заряжать электромобиль в садоводческом товариществе можно, но только после согласования с правлением товарищества и выполнения необходимых технических мероприятий, — заключил энергетик.
К слову, недавно Минэкономики поделилось свежей статистикой: на 1 декабря 2025 года число «электричек» в Беларуси составляет 46,8 тыс. А общее количество зарядных станций в стране достигло 1 940. Отмечается, что это крупнейшая сеть в СНГ.
Источник: AV.BY