Калининградский транзит. Белорусы нашли способ выбраться из «закрывшейся» Литвы
В Государственном пограничном комитете Беларуси сообщили, что до сих пор не получили от литовских властей официального уведомления о порядке функционирования погранпереходов «Шальчининкай» («Бенякони») и «Мядининкай» («Каменный Лог»). При этом с понедельника пропуск транспорта в пункте «Шальчининкай» не возобновлялся.
Вместе с тем вчера было озвучено решение литовского правительства, по сути, закрыть границу с Беларусью до конца ноября.
Сообщалось, что пропуск через пункт «Шальчининкай» («Бенякони») будет ограничен полностью, а через пункт «Мядининкай» («Каменный Лог») исключительное право пересечь границу будут иметь следующие категории граждан:
- дипломатические работники (право распространяется также на лиц, перевозящих дипломатическую почту);
- лица, располагающие правом упрощенного транзита (так называемый Калининградский транзит);
- граждане Литвы и члены их семей, которые едут в Литву;
- граждане Евросоюза и члены их семей, которые едут в Литву;
- лица, имеющие разрешение на временное проживание в Литве и гуманитарные визы, в том случае, если они едут в Литву.
Было озвучено, что в исключительных случаях границу смогут пересечь и другие лица при посредничестве Министерства иностранных дел (МИД) Литвы.
Премьер-министр Литвы Инга Ругинене при этом заявила, что решение о закрытии границы «может продлеваться столько, сколько потребуется».
На этом фоне растут очереди на альтернативных маршрутах из Беларуси в ЕС. Всего там, по сообщению Госпогранкомитета, сегодня находятся 4800 грузовых машин, 1100 легковых авто и 70 автобусов.
— Въезда в Польшу перед пунктом пропуска «Тересполь» («Брест») ожидают 1160 легковых авто и 70 автобусов. Сопредельная сторона за сутки приняла на свою территорию 39% автомобилей от нормы, — рассказали в ГПК.
Напомним, что перевозчики отменяют автобусные маршруты в Литву до конца ноября. Крупные компании пообещали своим клиентам вернуть деньги за купленные билеты. Вместе с тем увеличивается число автобусных маршрутов в Польшу. Но погранпереход всего один — отсюда десятки автобусов, простаивающих в очереди для пересечения границы. 70 автобусов — это уровень летнего сезона, периода отпусков и школьных каникул.
— Самый загруженный маршрут для фур на въезд в Евросоюз проходит через погранпереход «Кукурыки» («Козловичи») — в очереди 2900 единиц. За cутки сопредельная сторона пропустила 57% грузовых автомобилей от нормы, — сообщили в пограничном ведомстве. — Контролирующие службы латвийского пункта пропуска «Патерниеки» («Григоровщина») оформили 37% авто от нормы. Въезда в Латвию ожидают 510 грузовиков.
Причиной кризиса называется периодическое появление летающих объектов, направляющихся в сторону Литвы и прерывающих работу литовских аэропортов. В Литве считают, что это могут быть метеозонды, используемые контрабандистами для перемещения сигарет.
Александр Лукашенко назвал такой повод закрыть границу абсурдным.
«Ответственно заявляю, что ни о какой чрезвычайной контрабанде речи нет. Если туда летят какие-то шарики воздушные с сигаретами или еще с чем-то, я полагаю, надо решать этот вопрос там. Они ж не просто полетели неизвестно куда. Их кто-то там принимает, кто-то в этом заинтересован. Надо найти и в корне пресечь подобные вещи», — заявлял он время III международной конференции по евразийской безопасности.
«Если литовская сторона и стоящий за ней Евросоюз искренне желают положить конец проблеме контрабанды, необходимо предпринимать совместные меры. Для этого требуется наладить нормальное взаимодействие, в том числе по оперативным вопросам, требующим должного обмена информацией между соответствующими службами. Преступников-контрабандистов и их заказчиков следует искать в первую очередь на литовской стороне», — подчеркивают в Министерстве иностранных дел Беларуси.
Дополнено. Калининградский транзит
Но Латвия и Польша — не единственный способ попасть в ЕС или выехать оттуда. О своем личном опыте корреспонденту Onlíner рассказала наша читательница.
— Мы прилетели в Вильнюс 29 октября, в полдень. Граница уже была закрыта, в этот же день в Литве было очередное совещание по этому поводу, мы решили подождать: «А вдруг откроют?» Но чуда не случилось. Так что у нас оставалось три варианта, как вернуться в Беларусь: через Польшу — большой крюк плюс очередь на границе, через Латвию или через Россию, через Калининградскую область — поезд из поселка Чернышевское или самолет из Калининграда. И мы выбрали третий вариант, — отметила собеседница.


Из аэропорта они на такси за 10 евро приехали на автовокзал Вильнюса.
— Добраться до приграничного литовского Кибартая можно или на автобусе (расписание на autobusubilietai.lt, билеты — в кассе автовокзала или у водителя), или на электричке. Оба варианта не прямые с быстрыми пересадками: долго ждать не надо, а успеть более чем реально. Наш автобус отправлялся через 2 минуты, поэтому мы сразу побежали на платформу и купили билет у водителя: сначала до Мариямполе (16 евро за билет), потом на следующий автобус до Кибартая (еще 4,40 евро за билет). В Кибартае от автобусной остановки до границы по прямой всего около километра. Советую зайти в супермаркет рядом и купить воды и еды, так как на автовокзале поселка Чернышевское совсем ничего нет.
Таким образом белорусы переместились из Литвы в Россию.


— Границу прошли пешком, минут за 10—15. Личные вещи никто не смотрел, нам задали несколько вопросов и проверили документы. В России милый пограничник нам перенес наши чемоданы через лужу и ступеньки. Уже после пункта пропуска мы увидели такси: за 500 российских рублей водитель довез нас до автовокзала. В принципе, можно дойти и пешком — примерно 3 км.
Дальше — два варианта. Либо в том же поселке садиться на поезд и ехать в Минск, либо добираться до Калининграда и вылетать оттуда самолетом.
— Билеты на поезд до Минска мы купили еще по дороге в Кибартай в тот же день. Стоимость — 350 белорусских рублей за плацкарт, нечетные — это нижние места. В поиске на сайте rw.by мы указали не Чернышевское, а Нестеров — Минск, так как из Чернышевского показывало, что мест нет. Но в поезд мы садились именно в Чернышевском. Туда поезд прибывает за 50 минут до отправления для прохождения пассажирами паспортного и таможенного контроля. Сотрудник приглашает на проверку вещей и документов, далее посадка.
Белорусы снова пересекли границу: теперь из России в Литву.

— При въезде в Литву и выезде из нее снова паспортный контроль. С 12 октября у них новая система: нужно выйти из поезда, оставив все вещи, и заполнять в терминале анкету, сдавать отпечатки, делать фото (это раз в 3 года). Система глючит, пограничники сами не изучили ее, мою анкету заполняли по новой 4 раза. Проводницы подумали, что нас высаживают с поезда с концами, так как сами с подобным столкнулись впервые.

— Потом ночью при выезде из Литвы и въезде в Беларусь снова были паспортный и таможенный контроль — прямо в поезде. 6 штампов поставили в паспорт. Поезд, кстати, комфортный, подушка — как в лучших отелях, можно хорошо отдохнуть и выспаться. Отправление было 23:30, в Минск мы прибыли в 09:20 утром следующего дня, — говорит читательница.
Отчего-то кажется, что этот поезд может стать весьма популярным у белорусов, по крайней мере, до конца ноября.

- Источник: ONLINER





