Что изменится в Правилах дорожного движения с 1 сентября
Разговоры вокруг необходимости изменений Правил дорожного движения ходили давно. Какие-то моменты необходимо было урегулировать, что-то актуализировать, а отдельные пункты – вернуть как было. Гражданам страны предложили принять участие в общественных обсуждениях, высказать мнение о действующих Правилах и пожелания к их изменению. Результатом большой общественной дискуссии, сотен аргументированных откликов от населения и серьезной работы экспертов стал Указ №295, подписанный 5 августа Президентом Александром Лукашенко.
Согласно этому Указу, в действующие Правила дорожного движения вносится целый ряд корректировок. Обновленная редакция Правил дорожного движения вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
Главным и существенным изменением становится возвращение к прошлой редакции обязанностей велосипедистов и самокатчиков. Теперь эти участники дорожного движения обязаны спешиваться при пересечении проезжей части дороги, что позволит снизить аварийность, но только кроме случаев, когда есть светофор, который регулирует движение велосипедов, при движении по велодорожке вдоль дороги, а также если движение на перекрестке осуществляется по велосипедному переезду или не далее 1 метра от правого края проезжей части дороги, либо по линии тротуаров и обочин.

Это связано с тем, что за последние несколько лет увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов и самокатчиков. Только за два года зарегистрировано около 900 ДТП на переходах с участием велотранспорта и средств персональной мобильности.
Пока изменения еще не вступили в силу, в Бресте на самых оживленных участках сохраняется напряженная обстановка. Пример: пешеходные переходы возле кольца на пересечении набережной Франциска Скорины и бульвара Шевченко. Велосипедисты, самокатчики и «всадники» на моноколесах преодолевают пешеходный переход, не смотря по сторонам, на скорости свыше 40 км/ч, буквально бросаясь под колеса автомобильного транспорта, тем самым подвергая свою жизнь опасности.
– Я уже сорок лет за рулем и такого ужаса еще не видел. Когда им разрешили летать не спешиваясь, они стали, как японские летчики-камикадзе. Ладно, когда опыт есть, ты уже ждешь подвоха, а молодые водители даже пугаются. Вижу переход и уже жду, когда из-за угла вылетит «шальная пуля» на арендованном самокате. Изменения приветствую, но, думаю, толку не будет: возле каждого перехода сотрудника ГАИ не поставишь, а они к вседозволенности сильно привыкли, – делится водитель Алексей Бурдь.
В противовес мнению водителя, спросили у завсегдатая вело-тусовки молодежи на набережной Марка, как он относится к новым требованиям переходить дорогу пешком.

– Лучше, конечно, спешиваться, это не так удобно, но все же более безопасно, на мой взгляд. Машина может не заметить, когда едешь, тем более если самокат – там скорость можно развить достаточно серьезную. Я сам был свидетелем такого ДТП, когда водитель не заметил едущего через дорогу и не успел остановиться. Плюс отмечу, что у самоката хуже управляемость, и среагировать еще сложнее, – рассказывает Марк.
Что касается средств персональной мобильности – моноколес, модных электробайков различной конфигурации – в последние годы появились новые устройства, не подпадающие под классическое понятие. Они способны развивать скорость до 80 км/ч и по техническим параметрам соответствуют больше электроскутерам и мопедам, чем электросамокатам. По сути, речь идет о полноценном транспорте, который передвигается по тротуару, создавая опасность для пешеходов. А подчас и занимая весь тротуар целиком. Такой шедевр «скутеростроения» пугает прохожих и на тротуаре смотрится, как слон в посудной лавке.
– Я пока дошла от ЦУМа до набережной, меня чуть дважды не сбили прямо на тротуаре. Сначала мужчина пронесся мимо на колесе с сидением, руками размахивал недовольно, что я ему ехать мешаю. Потом пара проехала на таком электрическом «танке» с музыкой. Туда еще прицепа не хватает, чтобы как советский «Урал» был. Колеса большие, сам большой, а ездит по брусчатке, где старики ходят. Не знаю, что там поменяют в правилах, но надо людям в головах что-то менять, раз не уважают друг друга, – сетует пенсионерка Ирина Михайловна.

В этой связи новые Правила вводят ограничения: ездить на электросамокатах, сегвеях, моноколесах можно будет по велодорожке со скоростью не более 25 км/ч, по тротуару – не более 10 км/ч. Устанавливается запрет на передвижение тяжелых устройств, масса которых превышает 35 килограммов, по тротуару. А лица, передвигающиеся на средствах персональной мобильности, теперь приравнены не к пешеходам, а к велосипедистам. Электрическим устройствам, которые по техническим характеристикам могут быть отнесены к мопедам и мотоциклам, дается право участвовать в дорожном движении. Для этого нужно будет подтвердить тип транспортного средства, оформить на него электронный паспорт и зарегистрировать в ГАИ.
– Мне нет смысла теперь во владении скутером. Он у меня электрический, проходит как средство персональной мобильности. Отличная штука, ты по тротуарам везде проедешь, плюс багажный отсек есть. У меня ноги больные, а это удобно. На дорогу мне нельзя, водительского удостоверения у меня никогда не было, и некоторых вещей я могу и не знать. И если запретят ездить по тротуару, придется по краю дороги – а это мне страшно, да и мешать я буду, скорее всего, автомобилям, потому и придется продавать, – делится Евгений Чмель.

На пресс-конференции в Минске начальник Главного управления ГАИ МВД Беларуси Виктор Ротченков подчеркнул, что всплеск аварий отмечен в 2024 году – тогда погибло четыре пользователя СПМ. В первом полугодии 2025 года погибло три человека, рост таких ДТП составил 30%, и это также стало причиной внесения изменений в ПДД.
– Именно скорость сейчас является определяющим фактором. Именно установленная заводом-изготовителем. Если у нас нет данных от производителей, всё будет определяться с помощью экспертизы. Не относятся к механическим транспортные средства, приводимые в движение двигателем, максимальная конструктивная скорость движения которых превышает 25 км/ч, имеющие массу менее 35 килограммов и на которых отсутствует сиденье и рулевое управление. Хотел бы предупредить собственников, которые устанавливают программно скорость, но средство имеет конструктивную скорость свыше 25 км/ч – это уже будет механическое транспортное средство со всеми вытекающими последствиями. К механическим транспортным средствам не относятся СПМ, велосипеды, имеющие электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 250 ватт, или максимальную конструктивную скорость движения, определенную его технической характеристикой не более 25 км/ч, – отметил Виктор Ротченков.
Зарегистрировать их позволят в упрощенном порядке до 1 сентября 2026 года, а вот использовать такие устройства без государственной регистрации можно будет лишь на дорогах без усовершенствованного покрытия, передвигаясь в светлое время суток по обочине дороги, а при отсутствии обочины – по проезжей части дороги не далее 1 метра от ее правого края.

Также Виктор Ротченков обратил внимание на то, что под дорогами с усовершенствованным покрытием подразумеваются в том числе и гравийные дороги. То есть передвигаться на таких транспортных средствах без регистрации можно будет лишь по лесным и полевым грунтовкам.
При участии в дорожном движении лица, передвигающиеся на этих устройствах, приравниваются к водителям механических транспортных средств.
– Хочу всех предупредить. На признанные механическими транспортными средствами потребуется соответствующая категория – АМ или А1. Даже если вы будете управлять незарегистрированным в установленном порядке транспортом, категория потребуется, – сказал Виктор Ротченков.
К слову, механические транспортные средства необходимо будет страховать, а ответственность за нарушения правил водителем будет такой же, как и для остальных участников движения в данной категории. А вот номерные знаки на средства персональной мобильности вешать не планируется, по крайней мере, пока, но с ростом числа таких средств вопрос обещают рассмотреть.
Важное изменение касается тонировки транспортных средств и использования шторок и жалюзи.
– Разрешена тонировка, нанесение пленочных покрытий, установка шторок на задних боковых и заднем стекле автомобиля. При этом каких-либо норм по светопропусканию не установлено. Наравне с этим разрешением ГАИ будет уделять пристальное внимание случаям, когда тонировку наносят на передние стекла. Это все еще является серьезным нарушением ПДД, – отметил Виктор Ротченков. – Мы будем занимать более принципиальную и жесткую позицию по транспортным средствам с нанесенным пленочным покрытием, вплоть до того, что они будут помещаться на охраняемую стоянку, признаваться вещественным доказательством и оставаться там до окончания ведения административного процесса.
Важные изменения коснулись и использования зимних шин. Будет запрещено зимой использовать шины с маркировкой All Season (Все сезоны). Автолюбители смогут использовать эти шины с весны до осени, а уже в зимний период обязаны будут использовать только зимние шины, которые соответствующим образом обозначены и сертифицированы.
– Оцениваю перемены позитивно, разрешение тонировки особенно! Старая формула: хочешь сделать хорошо – сделай плохо, а потом верни как было. Это я про велотранспорт. Сразу говорил, что плохая была идея разрешить им не спешиваться. И по тротуарам самокаты летали по 60 километров в час, по парку, летали через переходы. Сколько лет напрашивалось! А вообще, еще бы на Советской порядок навели, – обращает внимание Николай Павлович.
Действительно, мало кто обращает внимание, особенно сидя верхом на двухколесном транспорте, что на Советской велодвижение запрещено. И без того не самая широкая пешеходная улица, перегруженная арт-объектами и террасами, как магнит, манит любителей быстрой езды. К сожалению, отдельным пунктом в Правила дорожного движения нашу брестскую прогулочную улицу не прописали, но позитивные тенденции налицо.
Как итог, что делать владельцу велосипеда, средства персональной мобильности или неведомого китайского представителя электроскутеров?
Во-первых, изучить текст новых Правил дорожного движения как можно внимательнее, особенно пункты про штрафы и ограничения.
Во-вторых, проверить характеристики своего электросамоката, моноколеса или гироскутера.
В-третьих, если скорость вашего транспорта превышает 25 км/ч, готовится к регистрации в ГАИ.
В-четвертых, купить мотоблок с прицепом: на нем теперь можно двигаться в светлое время суток по обочине дороги, где скорость не превышает 90 км/ч. При отсутствии обочины – не далее 1 м от края проезжей части.
Роман АНШИЦ, фото автора





