Общая Победа: как казахстанцы Брестскую крепость защищали
Сколько казахстанцев воевало на территории Беларуси? В каких боях и сражениях они участвовали? Что делается для сохранения памяти об их подвиге? Sputnik поговорил с известным историком Лайлой Ахметовой.
В преддверии пресс-тура "Великая Победа — подвиг народов", который пройдет с 18 по 22 июня в Республике Беларусь в городах Минск и Брест Sputnik Беларусь поговорил с известным историком, автором книги "1941. Брестская крепость. Казахстан" Лайлой Ахметовой.
Мероприятие приурочено к 78-летию начала Великой Отечественной войны и предусматривает посещение казахстанскими журналистами знаковых для общей памяти народов бывшего СССР мест на территории Беларуси, обсуждение значения подвига наших отцов и дедов для молодых поколений казахстанцев, россиян, белорусов.
Историку Лайле Ахметовой удалось собрать данные и доказать, что 635 казахстанцев защищали Брестскую крепость. И каждая история познавательна и показательна, каждая тронула ее сердце
– Победа – общая гордость всех народов, сражавшихся против нацистской Германии и ее союзников в Великой Отечественной войне. И казахстанцев – в том числе.
– С первых часов и дней войны на территории Казахстана началось формирование воинских частей и подразделений. Всего было сформировано 12 стрелковых, четыре кавалерийские дивизии, семь стрелковых бригад, около 50 отдельных полков и батальонов различных родов войск (в том числе два артиллерийских дивизиона, четыре минометных, три авиационных полка, 14 отдельных батальонов). Три кавалерийские дивизии и две стрелковые бригады были казахскими национальными.
С 1938 по 1941 годы на службу в ряды Красной Армии ушли 178 000 юношей-казахстанцев, в том числе 40 600 казахов. За годы войны и с учетом призванных в довоенное время на фронте было около 1 366 000 казахстанцев – каждый шестой казахстанец ушел на войну.
– Ваше исследование в большей степени посвящено казахстанцам – защитникам Брестской крепости, а участвовали ли казахстанцы в защите Минска и других городов Беларуси?
– В краеведческом музее города Могилева находится экспонат – страница из книги Островского "Как закалялась сталь". Она была найдена в гильзе под обломками блиндажа, на ней было написано: "Нас было четверо пехотинцев: русский – Федор Незванов, украинец – Никита Пелипенко, мордвин – Василий Еремкин, казах – Юсупов. Умрем – не отступим. Родина нас не забудет". Поэтому, конечно, казахстанцы, как и представители других национальностей, воевали везде, где была война, защищали каждый кусочек Родины.
Мы знаем, что Минск был занят на седьмой день войны, бои там шли ожесточенные. Особо отличилась 100-я стрелковая дивизия под командованием генерала Руссиянова, которая применила техническую новинку: бойцы вывезли с минского спиртзавода спирт и 12 грузовиков стеклотары, из которых изготовили бутылки с зажигательной смесью. Одним из метателей в 100-й дивизии был уроженец Казахстана Джурумбаев.
Также казахстанцы участвовали в боях за город Кричев, костанаец Александр Буковский прославился и стал легендой уже в 1941-м. Он изначально был политруком танковой роты, но поскольку бойцы потеряли свои танки, принимал участие в рейде десантного отряда, стал пехотинцем. Во время атаки Буковский захватил вражеское знамя и застрелил немецкого офицера. Через несколько дней был сражен осколком авиабомбы. Он похоронен в Могилевской области.
Сегодня посольство Республики Казахстан в Республике Беларусь уже издало несколько книг, касающихся роли казахстанцев только в войне, среди них "Незабытые имена", "Казахстан-Беларусь. Боевое братство". На 2005 год, согласно данным из этих книг, насчитывалось 2,5 тысячи воинов-казахстанцев, погибших на территории Республики Беларусь, а за 2009-2011-й было найдено более 1700 имен без вести пропавших, теперь все они считаются погибшими за Родину.
– Оборона Беларуси накрепко связана с именами героев-казахстанцев. Участвовали ли казахстанцы в освободительных операциях на территориях Беларуси?
– Да, в операции "Багратион" (наступательная операция Великой Отечественной войны, проводившаяся 23 июня – 29 августа 1944 года – Sputnik) в числе наступавших войск участвовали сформированные в Казахстане дивизии, полки и другие воинские подразделения. Среди них 88-я стрелковая дивизия, 8-я стрелковая дивизия, 27-я и 30-я гвардейские стрелковые дивизии, 209-й стрелковый Зайсанский полк, известные 100-я и 101-я национальные стрелковые бригады. Особо отличилась в боях по освобождению Беларуси 129-й минометный Молодечненский полк, подразделение получило семь благодарностей от Верховного Главнокомандующего. Более 80 казахстанцев стали Героями Советского Союза за бои в Беларуси.
В 100-й и в 101-й бригадах сражались писатель Азильхан Нуршаихов, Султан Джиенбаев, Какен Абенов. Этим людям удалось выжить, а потом описать в своих книгах воспоминания о сражениях тех лет. Их бригады участвовали в операциях по освобождению Бреста и Брестской крепости.
Что касается пограничников, я изучала эту тему отдельно и написала по ней несколько статей. Особая роль в моем исследовании отведена 17-му Краснознаменному пограничному отряду (17 КПО), судьбе казахстанцев-пограничников, чьи подразделения были расположены на территории Беларуси. Например, Августовский погранотряд, там отличился Владимир Курбатов из Северного Казахстана. После отступления в брянских лесах он участвовал в создании первой Клетнянской партизанской бригады. В 1942 году был тяжело ранен и потерял обе ноги. За партизанские заслуги Владимир Курбатов награжден орденом Красного Знамени и орденом Отечественной войны, несколькими медалями. Уже после этого он стал комбайнером и заслужил звание Героя Социалистического Труда.
Имена многих защитников Брестской крепости до сих пор остаются неизвестными
В Шепетовском погранотряде служил Иван Мергалев из Западного Казахстана. Отряд, в котором был Мергалев, принял бой и отступил, а после находился долгое время во вражеском тылу. Под Слонимом Мергалев совершил геройский поступок: Иван усаживал раненых в телегу, когда отступавшие бойцы сообщили, что приближаются немцы. Тогда он остался на дороге один с пулеметом, чтобы задержать вражеские силы, позволив тем самым раненным уйти. В феврале 1942-го о нем рассказали в "Комсомольской правде" его выжившие товарищи, но бойцы думали, что Мергалев погиб. Тогда как Иван сумел перейти линию фронта, воевал позже в 65-й гвардейской стрелковой дивизии и уже успел забыть о спасении раненых. Когда 1967-м журналисты газеты "Казахстанская правда" его разыскали и рассказали о проявленном им героизме, он удивился: "Я же воевал, воевал как все".
– Из книги видно, что вас лично тронул подвиг казахстанцев-защитников Брестской крепости. Чья история вас больше всего задела?
– Сегодня мне удалось собрать данные и доказать, что 635 казахстанцев защищали Брестскую крепость. Всего же из семи тысяч защитников крепости казахстанцы составляли около тысячи. И каждая история познавательна и показательна, каждая трогает сердце.
Моя личная боль – Григорий Деревянко, ответственный секретарь комсомольского бюро. Почему боль? Есть несколько историй, где процесс утверждения данных не увенчался успехом, это одна из них. Деревянко был в Брестской крепости, сражался до конца: об этом оставлены воспоминания, предвоенная жизнь зафиксирована в его письмах.
Более 20 лет родители пытались утвердить Григория в списках защитников крепости, а утвержден он был только по сведениям, полученным из воспоминаний других людей. Григорий окончил вуз на Украине и был направлен работать в школу Алматы, параллельно он поступил в аспирантуру Казахского государственного университета, то есть он наш, из КазГУ. Поэтому меня так заинтересовала его судьба.
Сохранились ссылки на ряд документов, возможно, подтверждающих, что Григорий являлся последним защитником Брестской крепости, которого пленили на ее территории. Последний из тех, кого знают по имени, пленяли и других бойцов после Григория, но они проходят как неизвестные. А документы по поводу Григория так и не были найдены ни в каких архивах Беларуси, России. Когда-нибудь вдруг всплывут эти документы, я так верю в это!
Абдразак Мамиев при отступлении спас раненного командира, тащил на себе, потом был пленен. На примере его истории можно рассказать про всю войну. Абдразак начал войну в 125-м стрелковом полку в Брестской крепости, при отступлении был пленен, находился в лагере для военнопленных в Польше на территории гмины Бяла Подляска. Из лагеря его освободили польские партизаны, с ними вместе он потом и сражался, затем снова попал в действующую армию, был ранен и с ампутированной ногой вернулся на родину. Здесь он работал учителем, директором сельской школы, а теперь эта школа носит его имя.
Касям Жарменов – младший сержант, известный спортсмен. Сохранились его довоенные фотографии в Брестской крепости в составе спортивной команды, в момент награждения его памятными подарками за успехи в спорте. Футболист в сборной дивизии, танкист, он был пленен в Брестской крепости. Жарменов прошел самые известные и страшные нацистские концлагеря. Несколько раз бежал, и одна из попыток увенчалась успехом. Касям партизанил и был в действующей армии. Вернулся домой с Победой. Он имеет многочисленные ордена и медали. Жарменов оставил удивительно интересные воспоминания о службе в армии, ужасающие истории о жизни в концлагере, написал, что выжил всем смертям назло благодаря спортивной подготовке.
И последняя история, которую нужно рассказать. Нурум Сыдыков, боец 125-го стрелкового полка, его называют первым партизаном-казахом Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года он находился в летнем лагере под Брестской крепостью, Сыдыков с товарищами и командиром лейтенантом Шикановым не смогли присоединиться к отступающим и остались в Брестской области. Там они создали первый в области партизанский отряд, Сыдыков позже дорос до звания заместителя командира партизанского отряда. И всю войну до освобождения Бреста в 1944 года Сыдыков участвовал в партизанском отряде, а после был в действующей армии.
Похожие статьи:
Брестская крепость → Командир пулеметного взвода вермахта, штурмовавший Брестскую крепость, начинает свой военный дневник 21 июня 1941 года
История Бреста → Фотограф из Бреста-над-Бугом
Брестская крепость → Лукашенко вечером 22 июня посетит Брестскую крепость
Брестская крепость → Крапива мешает туристам увидеть красоты руин Бернардинского монастыря