Бой в крепости 23 июля 1941 года
О том, что на территории Брестской крепости был бой, 23 июля 1941 года, мы знаем из воспоминаний командира 44 стрелкового полка Петра Михайловича Гаврилова и из немецких документов.
На сайте https://tass.ru/spec/brest_krepost_oborona можно прочитать материал Ростислава Алиева «Майор Гаврилов. Рассекреченный Конспект. Новые факты обороны Брестской крепости».
«В 1955 году Петр Михайлович Гаврилов собственноручно составил "Конспект о защите Брестской крепости 1941 с 22/VI-23/VII". Документ хранится в фондах Мемориального комплекса "Брестская крепость-герой" и до настоящего времени не был доступен для чтения. Только в наши дни редакции ТАСС удалось получить его в свое распоряжение».
Фрагмент конспекта майора Гаврилова.
В 1975 году вышла книга Петра Гаврилова "Сражается крепость", где он описывает момент последнего боя.
Фрагмент книги "Сражается крепость".
В книге «Брест. Лето 1941 Документы Материалы Фотографии» напечатаны документы, в которых говорится о боевых действиях в крепости 23 июля 1941 года. Приведем некоторые из них:
«Командующий войсками в Генерал-губернаторстве (Ia): из суточного донесения Верховному командованию сухопутными войсками – ведомство «Анна»
Об обстреле в крепости команды по уборке территории {Спала}, 23 июля 1941г., 19:00
Секретно
(…)
2). 23.07. в середине дня команда по уборке {территории} подверглась обстрелу из каземата у Северных ворот крепости Брест-Литовска все еще блокированными русскими. Ранено 6 человек. Предпринимаются соответствующие меры.
(…)
Командующий в Генерал-губернаторстве Ia»
«Командующий войсками в Генерал-губернаторстве (Ia): Суточное донесение Верховному командованию сухопутными войсками – ведомство «Анна»
О завершении зачистки крепости и пленении командира
{Спала}, 25 июля 1941г., 18:30
Секретно
Крепость Брест-Литовска 24.07. зачищена от остатков врага. При этом в плен был захвачен один русский старший лейтенант, было найдено 7 погибших русских. Есть все основания предполагать, что теперь крепость свободна от врага.
Командующий в Генерал-губернаторстве Ia»
Вид на восточную часть Кобринского укрепления Брестской крепости, в центре Восточный редюит, лето 1941 года.
«Командующий войсками в Генерал-губернаторстве Ia: из журнала боевых действий №1
О перестрелке у Северных ворот и пленении командира
23-24 июля 1941 г.
(…)
23.07.1941
В середине дня 23.07. команда по уборке {территории} подверглась обстрелу из каземата у Северных ворот, стреляли оставшиеся блокированные {в каземате} враги. Ранено 5 человек. Во время последовавшего за этим событием прочесывания крепости ранен еще один солдат. В плен взят 1 русский старший лейтенант.
(…)
24.07.1941
(…) В результате прочесывания крепости Брест-Литовска на наличие оставшихся в живых врагов были найдены только 7 погибших русских.
(…)»
Есть воспоминания Петра Гаврилова, есть немецкие документы, конечно разница между ними видна. Ведь Петр Михайлович нигде не упоминает о других погибших. Возможно, речь идет о 2-х разных боевых столкновениях на территории крепости. Но в этой истории меня интересует и другой момент. С того дня как в крепости был захвачен Восточный редюит (29-30 июня) и до 23 июля, в Бресте или около Бреста в плен попали десятки военнослужащих Красной армии, в том числе и те кто ранее мог служить в Брестской крепости. Эта информация известна благодаря оцифрованным карточкам военнопленных на сайте https://obd-memorial.ru/html/
И что интересно, если проанализировать карточки военнопленных, немецкие документы и воспоминания Петра Гаврилова, то, как мне кажется, появляются интересные моменты для исследования событий в июле 1941 года.
Книга «Брест. Лето 1941 Документы Материалы Фотографии»:
«Комендант полевой комендатуры (V)184: донесение командующему оперативным тылом 102 (начальнику штаба)
Об организации охраны трофейного имущества в г. Бресте и крепости
Брест, 5 июля 1941 г., поступило 6 июля 1941 г.
R
Касательно: охрана Бреста на Буге.
(…)
Крепость состоит из 4 островов, соединенных друг с другом мостами. Внешние острова имеют 5, а внутренний центральный остров – 4 моста. За последние дни ночью в плен было взято несколько красноармейцев, пытавшихся сбежать. Однако сейчас вряд ли можно считать, что кто-то еще прячется. Командир батальона сегодня отдал приказ еще раз прочесать крепость. Якобы существующий подземный ход, ведущий из крепости в город, не был найден.
(…)
Комендант генерал-майор Штубенраух»
Кто мог быть плененным в эти дни. Согласно картам военнопленных за 3 и 4 июля, в Бресте, около Бреста были пленены: Русских Иван, Акутин Степан, Боровков Яков, Жафаров Идаш, Жданович Иван, Клучарев Александр, Козиков Василий, Полетаев Михаил, Лебедев Николай, Китович Владимир, Легкий Иван, Петренко Иван, Мамадбеков Иландронин, Мурзакулов Насер, Ластовкин Сергей, Попов Алексей, Олифиров Степан.
Число караульных отрядов для охраны крепости постепенно уменьшали, но не снимали полностью, поскольку вермахт использовал некоторые фортификационные объекты крепости под склады. Кроме того через крепость двигались пешие и автомобильные колонны, для этих целей были расчищены дороги ведущие через Тереспольское укрепление и Цитадель на Кобринское укрепление, к Александровским (Северным) и Михайловским (Восточным) воротам. Над Тереспольскими воротами была взорвана находящаяся в аварийном состоянии башня, габаритная высота ворот была доведена до 4,30 м путем занижения дорожного полотна и т.д., частично заново была вымощена дорога от Бреста к крепости. Продолжался сбор оставленных боеприпасов, снаряжения и технического имущества.
Тереспольские ворота крепости Брест-Литовск, 1941 год.
Вернемся к документам из книги "Брест Лето 1941 г. Документы Материалы Фотографии":
"221-я охранная дивизия (Ib): из сводки о деятельности полевых комендатур в зоне действия дивизии
Беловежа,12 июля 1941 г.
Сводка за период:9,10,11.07.1941 г.
а) Действия противника,
Полевая комендатура г. Бреста докладывает:
Ночью железнодорожники неоднократно подвергались обстрелу восточнее железнодорожного вокзала, коммунистический сброд все еще находится в южной и северо-восточной части города. Проводится зачистка.
Крестьян все еще беспокоят отдельные русские, отбившиеся от своих, они ищут продовольствие.
Пришлось расстрелять 48 человек..."
Вот здесь стоит обратить внимание на воспоминания Петра Гаврилова из книги "Сражается крепость". Все взаимосвязано.
Фрагмент книги "Сражается крепость".
В эти же июльские дни в Бресте проводилась экзекуционная операция 307-м полицейским батальоном, в результате которой были убиты 4435 человек, в большинстве это были евреи, но согласно документам около 400 человек были «русскими и белорусами».
После 12 июля 1941 года, согласно карточкам военнопленных, резко уменьшилось число плененных (12 июля -1 человек, 14 июля – 2 человека и т.д.).
17 июля полевой комендант объявил для жителей Бреста, через объявления на рекламных тумбах, о немедленной сдаче всех видов оружия и радиоприемников в ближайшие военно-полевые или местные комендатуры либо немецкие полицейские участки. 20 июля 1941 года Городское управление г. Бреста начало проводить перепись городского населения. Все жители были обязаны, по мере возможности, пребывать в своих квартирах, или самостоятельно явиться в магистрат 21 июля.
Большое количество карт военнопленных публикуемых на сайте «обд-мемориал» за 22, 23 и 24 июля ошибочны, т.е. часть документов относится к плененным в первые дни войны, эти карты содержат ошибки в заполнении (ошибочно указан 7-й календарный месяц вместо 6-го), однако среди них, вероятно, есть и плененные именно в июле.
Но вернемся к 23 июля. В том, что Петр Гаврилов был пленен 23 июля 1941 года, можно не сомневаться, поскольку в его карточке освобожденного из плена стоит именно эта дата. И в немецкой карте военнопленного скорее всего тоже стоит 23 число, ведь все это проверялось в фильтрационном лагере после освобождения, и приписывать себе дни в 1945 году не имело смысла.
К сожалению, на сегодняшний день в открытом доступе нет карты военнопленного, той самой, что заполнялась при прибытии в лагерь, командира 44 стрелкового полка майора Гаврилова, это помогло бы снять для исследователей обороны крепости в 1941 году ряд вопросов. Ведь в картах военнопленных указывалось многое, в том числе и в каком состоянии попал человек в плен (здоров, ранен, контужен и т.д.).
Среди карт военнопленных у тех, кто был пленен в Бресте или около Бреста в июле месяце, довольно часто указаны воинские части, которые ранее никогда не дислоцировались в районе Бреста. Таким образом, возникает вопрос - что они тут делали, как оказались? Безусловно, это могли быть и те, кто отступал со стороны Белостока, но вероятно большинство, особенно если их части находились в районе Минска или Могилева, составляли бежавшие из плена и вторично попавшие в плен.
Воспоминания Петра Гаврилова, опубликованные немецкие документы и оцифрованные карты военнопленных за июль месяц еще ждут своего тщательного изучения и анализа. То, что между ними есть определенная связь не вызывает сомнений.
Сердечная благодарность за помощь при подготовке материала Андрею Долговскому.
Похожие статьи:
Реальный Брест → Какой будет новая разметка на кольце бульвара Шевченко
История Бреста → В Городском саду прописался камень весом 40 тонн
Реальный Брест → Внимание! На улицах Бреста скользко!
Реальный Брест → Похож ли на себя фонарщик на информационных щитах Кобринского моста в Бресте?
Реальный Брест → В Бресте выпекают блины на самых больших сковородах в Беларуси