В Брестском академическом театре драмы представили спектакль-реквием «Вера»
В преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне в Брестском академическом театре драмы зрителям представили спектакль-реквием «Вера» по пьесе Зинаиды Дудюк «Берасцейская мелодыя».
Работа над спектаклем длилась месяц. Артисты все больше погружались в тему, все больше воодушевлялись героизмом брестчан. У главных персонажей есть прототипы, что добавило актерам ответственности. Например, Вера списана с Веры Кравцовой, а у Юрки автор пьесы когда-то брала интервью. Играть эту роль Ивану Гизмонту было нелегко не только, потому что тема сложная, но и в связи с особенностями персонажа.
– Это уже не первый спектакль, в котором мы поднимаем тему Великой Отечественной войны и героизма советского народа. Мы снова вспомнили те события, погрузились в то время. У меня дедушка – ветеран войны. Бабушки были детьми, когда нашу деревню оккупировали, – рассказал Иван Гизмонт, исполнивший роль Юрки. – Было непросто, потому что мой персонаж играл на скрипке. До этого момента я вообще не держал в руках инструмент. Сегодня какие-то ноты выдаю. Конечно, фонограмма мне помогает, но это все равно сложный момент для меня в спектакле.
В пьесе известной писательницы – брестчанки Зинаиды Дудюк поднимаются темы патриотизма сильного духом белорусского народа, взаимоотношений между друзьями и соседями, взаимопомощи в сложных жизненных ситуациях. Уже по несоответствию названия пьесы и спектакля становится понятно, что постановщик Александр Козак на первый план выдвигает не жизнь мирного населения в условиях оккупации, а фигуру девушки Веры – смелой и сильной, умной, умеющей сопереживать. В свои юные годы она искренне помогает людям и даже не может представить, что военнопленный, которого она подкармливала, а после и помогла ему и другим мужчинам сбежать, сможет ее предать. А ведь он при каждой встрече давал ей понять, что любит…
При чтении пьесы и просмотре спектакля возникает разное понимание. Читая, кажется, что военнопленный Анатолий – эгоист, ему все равно, что он не просто предал, а погубил молодую девушку, чтобы спастись самому. Игра актера Михаила Ильича, исполнившего эту роль, дополняет слова автора и кажется, что персонаж мечется, ему жаль Веру, он старается приложить усилия, чтобы не издеваться над ней по требованию немцев.
Вопрос осуждения Анатолия сложный. Военнопленный пытался выжить любой ценой. Но зрителям жаль юную Веру с большим щедрым сердцем. Скольким людям она пыталась помочь. «Хоть корку хлеба мог бы занести? Возьми адрес. У этой женщины младенец и никаких средств», – просила она Юрку, который работал в пекарне. Или: «Мама, мертвые не мерзнут, не болеют и не мучаются», – говорила Вера маме, когда забрала вещи отца, необходимые для побега военнопленных. Именно Вера своим примером повлияла на мировоззрение одноклассников Юрки, Женьки и Костика, которые вначале думают только о себе и стараются сидеть тише воды, ниже травы. Но суровые реалии быстро формируют у них желание стать на защиту слабых и своего Отечества.
– Испытываю большой трепет, потому что я – представитель того поколения, которое выросло на воспоминаниях ветеранов и документальных фильмах о войне. Играть такую роль – большая ответственность. Ощущение – как будто это было недавно и одновременно давно, – поделилась Наталия Сандрикова, исполнившая роль Веры.
Как и многие литературные произведения, пьеса «Берасцейская мелодыя» не лишена любовной линии. Кроме казавшихся романтических отношений Веры с военнопленным, представлена любовная связь Юрки с Диной. Эта линия не главная, но она показывает, что даже в такое сложное время люди не теряли надежду в счастливое будущее, любили друг друга и хотели строить планы на мирную жизнь.
Обращают на себя внимание декорации. Художник-постановщик Николай Полторака в соответствии со временем делает их простыми, но выразительными. Поднятие и опускание декораций дает зрителям понимание о смене сцен. Это происходит под музыку – тревожную, указывающую на приближение опасности для героев, и спокойную, когда ожидаются сцены мирной жизни населения. По ходу развития событий музыка становится напряженнее
Спектакль-реквием «Вера» – еще одно напоминание о важности сохранения исторической памяти и ценности мира.
Финал в пьесе и в постановке Александра Козака совпадает. По сути, он открытый, ведь судьба мальчишек Юрки и Кости, собравшихся в партизанский отряд, могла повернуться по-разному. Но это тема, в которой нет места фантазии, есть только реальность. Когда наступает просвет, хочется верить в лучшее.
Юлия ВОВК
Фото автора