В Бресте функционирует поисково-спасательный отряд «Юго-Запад»
Мы нередко читаем сообщения о пропаже людей, плачем вместе с родителями потерявшихся детей, искренне сопереживаем тем, кто разыскивает стариков. Есть люди, у кого не только содрогается сердце от произошедшего, но кто готов участвовать в поисках. В Бресте на протяжении четырех лет действует поисково-спасательный отряд «Юго-Запад». На его счету несколько сотен поисково-спасательных операций, в которых 261 человек найден живым, 50 – погибшими.
Формирование поискового отряда
Начало поискового волонтерства в Бресте приходится на 2012 год. Тогда в стране стал активно действовать поисковый отряд «Ангел». Работал он и в Брестской области. Именно из него в городе над Бугом в 2021 году образовался поисково-спасательный отряд «Юго-Запад». Сегодня он объединяет более 50 постоянных волонтеров. Все эти люди имеют семьи и работу, но всегда в любую минуту отправляются на поиски пропавших людей.
Волонтеры отряда «Юго-Запад» откликаются на поиск людей как в городе, так и в лесной местности. Методы поиска в разных ситуациях отличаются. Понятно, что в городской среде отрабатывать разные версии проще, потому что, как правило, находятся те, кто видел пропавшего. Бывает даже, что такие поиски завершаются на этапе информационного освещения в социальных сетях.
– Каждый поиск уникален. Мы работаем сообща со специалистами органов внутренних дел и по чрезвычайным ситуациям, – рассказал командир отряда «Юго-Запад» Алексей Якимчик. – На поиски детей выезжаем сразу, как только поступает обращение. По статистике шансы найти пропавшего невредимым в первые сутки составляют 95 процентов, на вторые сутки – уже 50, а на третьи – только 30 процентов. Поэтому начинать поиски нужно сразу. Если человек обещал вернуться в обед, но его нет, ждать вечера не стоит.
Алексей Якимчик работает инженером. Пришел в отряд «Ангел» в 2017 году в качестве добровольца, когда практически вся страна искала пропавшего мальчика в Беловежской пуще. За несколько дней до этого в ленте одной из социальных сетей наткнулся на страницу поисково-спасательного отряда «Ангел», подписался на нее и заполнил анкету как желающий помогать. Когда пропал мальчишка, с ним связались. Алексей сразу отправился на поиски ребенка. Тогда он понял, насколько важна сплоченность народа, поддержка, и стал регулярно присоединяться к поискам людей. Дорос до старшего поисковой группы – это тот человек, который несет ответственность за других волонтеров, умеет пользоваться оборудованием и владеет методами поиска пропавшего. Каждому волонтеру выдается фонарь и сменные аккумуляторы. Обязательно нужно иметь при себе мобильный телефон. У старшего поисковой операции всегда есть карты, медицинский набор, компас, спасательное одеяло и радиостанция. Когда образовался поисково-спасательный отряд «Юго-Запад», Алексей Якимчик стал его членом.
Особенности поисков в лесу
Как и в городской местности, поиски человека, пропавшего в лесу, начинаются с информационной работы. Одновременно группа волонтеров выезжает на местность. Разворачивается штаб. Сначала ведется работа на отклик. Это когда поисковый отряд делится на несколько групп, которые двигаются в радиусе пяти километров и зовут пропавшего по имени. При этом при остановке одной группы важно, чтобы не шумела другая, ведь следует зафиксировать каждый звук, потому что пострадавший может быть уже не в силах откликнуться, а вот постучать палкой и так сообщить о своем местонахождении у него получится. По словам Алексея, таким методом искать людей можно несколько суток. Например, именно так однажды нашли бабушку на пятые сутки.
В практике информационного координатора отряда «Юго-Запад» Арины Богдан, которая также отправляется на поиски, было много случаев, когда поисковую операцию приходилось переводить в процесс прочеса.
– В таком случае пять – шесть волонтеров выстраиваются в квадрате 500 на 500 метров на определенном расстоянии и обследуют его. Это занимает не меньше восьми часов, – сообщила Арина.
Арина Богдан пришла в поисковый отряд по приглашению знакомого. Ее основная задача заключается в информационном координировании. Вместе с тем девушка часто отправляется в лес на поиски пропавших людей. Арина не боится выходить в лес в любое время суток. Говорит, что ей важно делать благое дело, а отряд уже давно стал для нее второй семьей, и она уверена в каждом волонтере. Все добровольцы заботятся друг о друге. Когда кто-то попал во внештатную ситуацию, например, промочил ноги, всегда есть возможность сообщить об этом в штаб и быть уверенным, что тебе помогут.
Из опыта
Один из самых тяжелых и морально, и физически поисков для Алексея был в 2017 году, когда одновременно более четырех тысяч волонтеров искали мальчика, пропавшего в Беловежской пуще. Алексей говорит, что это была самая крупная поисковая операция на территории стран СНГ. К сожалению, ребенок до сих пор не найден. В середине мая 2017 года потерялась бабушка, у которой были проблемы со здоровьем. Благодаря информационному поиску волонтеры нашли свидетеля. Пообщавшись с ним, поисковый отряд отправился в лес.
– У меня и товарища была задача пройти линейный ориентир. Вдоль реки шли около двух километров. Местность была сложной – малинник, кусты ежевики и крапива. Товарищ увидел на кусте косынку. Мы поняли, что бабушка должна быть недалеко от нас, – вспомнил Алексей успешный поиск пожилого человека. – Огляделся по сторонам и под кустом за своей спиной увидел бабушку. Мы прошли мимо, а она никак не отреагировала. Сообщили в штаб, что нужна эвакуация найденного человека. Через сорок минут бабушка была передана врачам скорой медицинской помощи.
Волонтер отряда «Юго-Запад» Анастасия Демко хорошо запомнила поиск в Малоритском районе, когда потерялась бабушка, приехавшая в деревню и сразу с поезда отправившаяся в лес за грибами. Когда поняла, что заблудилась, женщина не растерялась и не поддалась панике, она стала звонить родственникам.
– Было сложно понять, где именно находилась женщина. Совместными усилиями с представителями МЧС и лесниками было определено точное местоположение бабушки. Группа выдвинулась на точку, и через короткое время женщина была доставлена в штаб. Она держалась очень здорово, поблагодарила всех, кто помогал в поисках, и вместе с родными отправилась домой, – рассказала Анастасия. – Эмоции от успешного поиска – это смесь разнообразных чувств. Испытываю не только радость и облегчение от положительного результата, но и переживание за дальнейшую судьбу человека, его близких. Грусть от того, что такая ситуация в принципе произошла. Усталость физическая и моральная. Но в тоже время и гордость за отряд, что помогли спасти человека.
Сегодня отряд «Юго-Запад» стабилен и в нем царит здоровая рабочая атмосфера. Эта та деятельность, в которой объединяют сочувствия и сопереживания, искреннее желание помочь окружающим и сделать их счастливее. Отрадно, что поисковый отряд расширяется. Хороший пример подают родители детям, когда сами отправляются на поиски людей. Спустя время дети вместе с друзьями присоединяются к взрослым.
Юлия ВОВК
Фото из архива отряда «Юго-Запад»





