На Брестчине побывала группа журналистов стран ЕАЭС и СНГ
@maruk.by #брестскаякрепость #брест #realbrest #денисмарук #беларусь #longervideos #большеминуты ♬ оригинальный звук - Денис Марук
«Как только забудем путь к Хатыни, Сталинграду, Брестской крепости, всё вернется снова… Поэтому мы должны зубами вцепившись, держаться за эту историческую память», – сказал Александр Лукашенко на международном патриотическом форуме в Волгограде, прошедшем в канун 80-летия Великой Победы. На волгоградский форум собрались свыше пятисот участников из более чем двадцати стран. О своем вкладе в Победу говорили представители Монголии, Сербии, Словакии.
Брест и Брестская крепость в эти дни представляют собой нечто похожее на волгоградский форум: в гостях у нас те же тысячи людей, представляющие разные страны и народы, объединенные стремлением сохранить общую историческую память.
В числе прочих побывала на Брестчине группа журналистов стран ЕАЭС и СНГ в рамках пресс-тура, организованного Министерством иностранных дел и Министерством информации Республики Беларусь. В пресс-туре участвовали журналисты из Армении, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана.
@maruk.by #беларусь #денисмарук #realbrest #брест #брестскаякрепость ♬ оригинальный звук - Денис Марук
Частью третьего дня визита стало посещение Брестской крепости-героя. Один из моих собеседников – заместитель директора информационного агентства «Дуне» Министерства иностранных дел Республики Узбекистан Адилбек Каипбергенов. Разговор с ним заставил задуматься о том, насколько многогранной может быть историческая память.
«Какова была численность населения Узбекистана до войны? – начинает разговор с вопроса мой собеседник и сам отвечает: Шесть миллионов. Около половины всего населения – дети. Взрослых, соответственно, где-то три миллиона. Мужчин, понятно, что-то около половины из этих трех миллионов. В армию было призвано один миллион шестьсот тысяч узбеков. То есть всё мужское население Узбекистана. Не вернулось с фронта шестьсот тысяч узбеков. Это ли не вклад в победу?»
Мой собеседник говорит о примерах героизма на фронте и мужества в плену, о том, как он понимает причину такого бережного отношения к памяти о войне, ведь на долю белорусов выпал не только фронт, но и ужасы оккупации.
В этот день Адилбек Тулепбергенович передал директору музейного комплекса Александру Коркотадзе книгу, посвященную вкладу узбекского народа в общую победу.
Адилбек Каипбергенов, в отличие от многих участников пресс-тура, не впервые в Беларуси. По его наблюдению, белорусы и узбеки, несмотря на цивилизационные различия, имеют много схожих черт. Это, в первую очередь, дружелюбие, открытость и незлобивость в отношении тех, кто идет к ним с добром.
Беседа с коллегами-участниками пресс-тура, их оценка прошлого и настоящего позволила сделать вывод, что их страны не были затронуты попытками пересмотра памяти о прошлом, как это произошло в европейской части континента, особенно побывавшей в зоне германского влияния в годы Второй мировой. Им пока нет необходимости держаться зубами за память в отличие от нас, вынужденных отчаянно защищать свое прошлое.
Комментируя упомянутое выступление Президента, известный белорусский политолог Юрий Шевцов сказал: «С момента распада Советского Союза по всей Европе, особенно в восточной ее части, происходила реабилитация коллаборантов времен Второй мировой через окна Овертона. Сначала они признавали Вторую мировую прежде всего трагедией, уведя в тень понятие победы. Затем вместо 9 мая начали праздновать победу над нацизмом 8 мая. Причем у европейцев это нечто скорее связанное с жалостью к погибшим, чем с понятием победы. Затем оправдывали националистов, воевавших и против немцев, и против Советской армии, оправдывали тех, кто воевал в составе ваффен-СС, и так далее. Эти окна Овертона как раз и привели к тому, что в какой-то период встал вопрос об оправдании нацизма как такового».
Так оно и было. В 1992 году на колхозном рынке в Бресте украинки вовсю торговали красивыми пакетами с надписью «1942 – 1992. 50 лет создания УПА». Журналы печатали воспоминания бургомистров. В 1993 году планировалось празднование юбилея профашистского Союза белорусской молодежи – где бы вы думали? – в Купаловском театре. В последний момент юбилей отменили…
В белорусских условиях патриотическая реконкиста началась ранее, чем где-либо. Первым символом положительных изменений стал референдум 1995 года, первый в истории независимой Беларуси. В результате всенародного голосования тридцать лет назад появились символы, под которыми состоялась новая Беларусь. В память о нем именно второе воскресенье мая стало днем государственной триады Беларуси.
Мы вернули привычную символику, отстояли историческую правду, сохранили память. Так почему же мы все равно должны быть начеку? Потому что нас не оставят в покое.
У украинцев начиналось с пакетов. Далее были созданы монументы эсэсовцам такие, как будто именно Третий рейх выиграл войну. Для тех, кто не желал столь радикально изменить мировоззрению, оставили вместо Дня Победы непонятные «дни Европы», «дни памяти и примирения» и так далее.
«Прекрасная» замена. Только каким концом шестьсот тысяч узбеков, погибших за Победу над нацизмом, к непонятным «дням»? Так переформатируется память.
Вернемся, однако, в родные места. Юрий Шевцов в цитируемом высказывании говорил о подмене понятия «победа» на «жалость к погибшим». Не далее как пару дней назад в комментариях столкнулся именно с таким явлением.
@maruk.by #брестскаякрепость #большеминуты #longervideos #брест #realbrest #денисмарук #беларусь ♬ оригинальный звук - Денис Марук
В Гродно реконструировали взятие рейхстага. Естественно, в ТіkTok были выложены десятки видео. Одно из них собрало сотни комментариев. Тон задали комментаторы, обнародовавшие «сенсацию»: оказывается, в апреле в рейхстаге были оборудованы госпиталь и роддом. Получается, что целью советских солдат было водружение красного знамени над госпиталем, полным тяжелораненных. И многие комментаторы повелись на подобную интерпретацию…
Цель заводил ясна: не то, что принизить, а откровенно унизить подвиг. Объявить рейхстаг лазаретом, наполненным беспомощными инвалидами и роженицами, вызвать сочувствие к жертвам войны. При этом не упоминать о том, что это здание двенадцать лет было одним из символов самого человеконенавистнического режима, что именно здесь появлялись законы, приведшие на край пропасти всю европейскую цивилизацию.
Но гораздо радикальнее тиктоковских комментаторов несколько месяцев назад отозвалась нобелевская лауреатка Светлана Алексиевич, заявившая, что Беларусь на современном этапе, в 2025 году, переживает самый трагический период своей истории. Как будто и не было 80 лет назад самой большой трагедии в истории и самой большой Победы. Не один раз наша газета стебалась над выжившей из ума эмигранткой. Но есть слова, гнусность которых даже сумасшедшим не прощается.
Наша память по-прежнему нуждается в защите…
Игорь ГЕТМАН, фото автора