Криминальный Брест 90-х глазами опера уголовного розыска и «убойного» отдела
Ветеран МВД Валерий Филанович рассказал о своей службе в уголовном розыске.

Криминальный Брест 90-х глазами опера уголовного розыска и «убойного» отдела: ветеран МВД Валерий Филанович о дерзких разбоях, серийных и заказных убийствах, а также других резонансных преступлениях и уникальных оперативных операциях
Интересный и содержательный разговор с человеком, который посвятил борьбе с преступностью 26 лет, 19 из которых занимал различные должности в «угро», состоялся в преддверии 107 годовщины со Дня образования уголовного розыска органов внутренних дел. Валерий поздравил своих коллег с праздником и поделился воспоминаниями о своей нелегкой службе.
Брест бандитский
С распадом СССР преступность расцвела буйным цветом, появились так называемые новые русские и «братки», которые быстрыми и легкими деньгами заманивали в свои группировки физически крепких парней. Валерий же, за плечами которого уже были агропромышленный техникум, армия, факультет естествознания Брестского пединститута, жена и ребенок, выбрал сторону добра, и в 1991 году устроился на службу в ППС. И, не смотря на зарплату в 10-12 долларов в валютном эквиваленте, это был осознанный выбор взрослого, 26-летнего человека с обостренным чувством справедливости и желанием сделать мир лучше.
В 90-е люди массово стали выезжать на Запад, и на границе выстраивались многокилометровые очереди. Никакой электронной регистрации не было и в помине, как и привычных сейчас бытовых условий. Тысячи людей неделями дневали и ночевали в колейке, а преступники, воспользовавшись ситуацией, проворачивали свои грязные делишки. Молодчики взымали с транзитных пассажиров «плату», рэкетиры отбирали деньги и ценные вещи, устраивали разбои. Нередко разбирательства с мордобоем возникали и между самими ожидающими выезда.
«В те времена в Бресте ещё не было ОМОНа и других спецподразделений, — вспоминает подполковник запаса, — обеспечением безопасности на самых сложных участках — на границе и у гостиницы «Дружба», где собирались «софики» (водители-международники) со всего СНГ и Европы, был призван спецвзвод ППС, в состав которого я и входил». Блюстители общественного порядка пытались предотвратить какие-либо правонарушения, а в случае совершения преступлений первыми прибывали на место, оказывали помощь пострадавшим и принимали все меры по задержанию правонарушителей.
Криминогенную ситуацию усугубляло ещё и то, что наш город тогда на несколько лет стал основным центром по продаже подержанных автомобилей из Европы. Машины перегоняли в основном бывшие военнослужащие, возвращающиеся на Родину из бывших стран Варшавского договора. «Навар» с продажи машины варьировался от пятисот до двух тысяч долларов — сумасшедшие по тем временам деньги, которые привлекали в Брест уголовников разных мастей со всего бывшего Союза. Преступники старались подмять под себя весь автобизнес, а несговорчивых перегонщиков не просто убивали, а отрезали головы и расчленяли, обливали бензином и поджигали — чтоб другим не повадно было.
В 1993 году Валерий Филанович перевелся на службу в уголовный розыск Московского РОВД и попал в группу по раскрытию квартирных краж, которыми промышляли «гастролеры» из России, Украины, Казахстана и других регионов. Объекты выбирали по качеству дверей и окон. У каждой банды были свои методы: кто-то проникал в жилища через форточку, кто-то подбирал ключ, но самой дерзкой, по воспоминаниям героя публикации, был семейный клан из Грузии. Возглавлял банду спортсмен-борец, участник Олимпиады-80. Он легко взламывал двери фомкой и вместе со своим 17-летним племянником выносил из квартир деньги и драгоценности. Иногда за день только в Московском районе этот кавказский семейный подряд вскрывал по семь квартир. Задержать олимпийца удалось хитростью, раскрывать которую бывший оперативник не стал, так как подобной уловкой до сих пор пользуются его нынешние коллеги. Также собеседник добавил, что борец пытался сбежать из ИВС, но попытка была пресечена, и наглец получил заслуженное наказание.
Тварь дрожащая
В 1996 году Валерий Филанович стал частью «убойного» отдела УВД и занялся раскрытием убийств, коими изобиловали милицейские сводки. В те мрачные годы человеческая жизнь была обесценена до нельзя: убить могли не то что за деньги — за бутылку водки. Но были убийства, которые выделялись на общем фоне повторяющимся характером.
Серия началась с разбойного нападения на одну из заправок, где была убита девушка-заправщица. Эксперты установили, что жертва была застрелена из пистолета «ТТ». Позже подобным способом была оборвана жизнь таксиста. Потом второго, третьего… После последнего убийства преступника пытались задержать по горячим следам. Очевидцы сообщили в милицию, что подозреваемый направляется из Жабинковского района в сторону Бреста на машине убитого таксиста. Указанный автомобиль преследовали сотрудники Жабинковского ГАИ, а из Бреста оперативно выехал занимающийся делом таксистов Валерий. При повороте на Петровичи маньяк бросил машину и скрылся в лесу. Преследователи прочесывали лес вместе с кинологом с собакой, которая в какой-то момент потеряла след… Забегая вперед, отмечу, что пойманный позже убийца рассказал, что именно в тот момент держал моего визави на прицеле. Но Бог уберег правоохранителя, а преступнику удалось скрыться.
Спустя некоторое время сотрудники Московского РОВД по горячим следам задержали свадебного убийцу, отгулявшего на торжестве в качестве гостя и вернувшегося за каравайными деньгами. Несколькими ударами ножа он умертвил невесту. Доказательств совершенного преступления было хоть отбавляй, но, пообщавшись с молодым злодеем, майор Филанович нутром почувствовал, что на его совести не одна загубленная жизнь. Вскоре из негласных источников появилась информация о причастности задержанного к серии убийств из пистолета «ТТ». Опер стал по крупицам собирать материалы на подозреваемого. В ходе оперативной работы выяснилось, что молодой человек из Дрогичинского района сразу после армии переехал в Брест, где снимал квартиру с девушкой, подругу которой он и убил. Здесь же, в Бресте, как установило следствие, у преступника жил дядя, бывший военнослужащий, который демобилизовавшись из Прибалтики, привез пистолет марки «ТТ».
Оперативник также выяснил, что пистолет родственник прятал в гараже, но обыск по его обнаружению результата не дал. Правоохранитель понимал, что перепрятать орудие преступления находящийся под стражей подозреваемый не мог, и стал работать непосредственно с дядей душегуба. С ним была проведена такая оперативная комбинация (и снова — профессиональный секрет), после которой он извлек из тайника оружие и добровольно сдал его правоохранителям. Герой публикации вспоминает, как дрожали его руки, когда он принимал завернутый в тряпьё ствол, на котором была кровь минимум четырех человек. Экспертиза подтвердила, что именно из этого пистолета была убита девушка с заправки и три таксиста, а от коллег одной из Прибалтийских стран пришло сообщение, что на этом «ТТ» висят ещё два трупа.
На допросах обвиняемый во всём сознался. Он безэмоционально рассказал, что первое убийство на заправке совершил ради наживы. А потом пистолет придал ему, затюканному и обиженному одноклассниками и сослуживцами слабаку, уверенности в собственных силах. С пушкой в руках он почувствовал собственное превосходство. Понял, что с пистолетом имеет власть над людьми, и при малейшем неповиновении хладнокровно стрелял.
Кто владеет информацией — владеет миром
Рост преступности требовал новых форм борьбы с нею, и в 1999 году был принят новый Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», давший правоохранителям больше возможностей и полномочий в борьбе с криминалом. Благодаря этому закону, Валерий Филанович впервые в СНГ разработал план и осуществил уникальную операцию по предотвращению заказного убийства, которая потом вошла в учебники и широко использовалась в кинематографе.
Успешное раскрытие преступлений тогда во многом зависело от умения оперативников выстраивать отношения с разными людьми. Именно благодаря информаторам правоохранители получали ценные сведения и были в курсе происходящего в городе.
Однажды из негласного источника мой собеседник получил информацию, что двое брестчан ищут киллера для убийства местного бизнесмена. Выполнить заказ уже брались двое граждан Украины, которые, получив задаток в пять тысяч долларов, исчезли. Наученные горьким опытом заказчики теперь обещали заплатить только после предоставления доказательств смерти названного лица. С имеющейся информацией Валерий Филанович обратился к руководству и получил задачу предотвратить убийство: сохранить жизнь человеку, но при этом наказать виновных. Над этим ребусом офицер ломал голову и день, и ночь, ведь подобных прецедентов в Беларуси ещё не было.
В ходе оперативной разработки сотрудник угро выяснил, что некий молодой человек, злоупотребляющий спиртным, задолжал своим «друзьям» около трех тысяч долларов. Обещая всё вернуть, он рассказал кредиторам, что на него брат оформил свой шикарный коттедж с бассейном. Товарищи поднасели на него, стали спаивать, обещая ему простить все долги, если он перепишет имущество на них. В какой-то момент бедолага рассказал всё брату и тот решил переоформить недвижимость на себя. Узнавшие об этом кровожадные любители легкой наживы задумали устранить бизнесмена, для чего и искали исполнителя. Перебрав несколько кандидатур, злоумышленники вышли на подставное лицо, которое обо всем информировало непосредственно Валерия Филановича.
Герой публикации разработал сценарий показательного убийства заказанного предпринимателя. Во избежание утечки информации об операции знало только четыре человека. В день «икс» на берегу Лесной устроили голливудскую сцену, засняв избитого до полусмерти и задушенного удавкой в собственном автомобиле бизнесмена на полароид. На условиях анонимности о возможном совершении преступления сообщили в милицию. Прибывшая на место оперативно-следственная группа обнаружила на берегу реки брошенный автомобиль со следами борьбы и крови. Трупа не было (в целях безопасности руководитель операции вывез «жертву» за 200 километров от Бреста). Прокуратура Брестского района возбудила уголовное дело. Были соблюдены все стандартные алгоритмы действий при подобных преступлениях. Информация прошла по всем оперативным сводкам.
Заказчиков задержали во время передачи им доказательств исполненного заказа взамен на задаток в две с половиной тысячи долларов. Ввиду отсутствия подобной практики, суд был долгим и непростым. Фигуранты получили восемь и восемь с половиной лет колонии. А материалы оперативного дела еще несколько лет запрашивали из архива для наглядного примера молодым оперативникам.
Уволился из органов герой статьи в 2010 году. Более 13 лет он возглавляет службу безопасности банка, где его оперативный опыт помогает бороться с современными преступлениями в сфере высоких технологий.
Но это уже совсем другая история…
Автор статьи — Ирина ФЁДОРОВА





